понедельник, 4 января 2021 г.

Патрик Зюскинд. Голубка

"Он уже почти что переступил через порог, он уже поднял ступню, левую, его нога уже вознамерилась сделать шаг — когда он увидел его. Тот сидел перед его дверью, не далее чем в двадцати сантиметрах от порога, в слабом отблеске утреннего света, проникающего через окно. Своими красными когтистыми лапками он расположился на нелепо кровавом кафеле коридора, с бледно-серым гладким оперением: голубь".
 Человек вправе выбирать: или стабильность, или однообразная, упорядоченная жизнь, или суета сует, или поиск себя, обретение гармонии с миром, или просто жизнь.
  Главный герой рассказа - типичный "маленький человек" -  Джонатан Ноэль. Почти гоголевский Акакий Акакиевич или пушкинский Самсон Вырин, но герой 20 века, служащий банка. 
  Один день из жизни героя рассказа и составляет сюжет, который удивительным образом волнует, озадачивает. Встреча с голубем на пороге комнаты.
"Он наклонил головку в сторону и уставился на Джонатана своим левым глазом. В глаз этот, маленькую, округлую шайбочку коричневого цвета с черной точкой посередине, было страшно смотреть". 
    Именно из экспозиции, к которой невольно возвращаешься, читая об абсурдной, казалось бы, ситуации с голубем, узнаём, что события прошлых лет наложили отпечаток на образ жизни Джонатана. 1942 год. Депортация родителей в концлагерь, скитания с сестрёнкой, страх за жизнь вплоть до конца войны, ранение на службе, неудачный брак. Герой замкнулся в себе, оградил свою жизнь от вмешательства извне и вместе с тем лишил себя способности противостоять ударам судьбы, даже незначительным потрясениям.
"Ибо не хотел он никаких событий и ненавидел те из них, которые нарушали внутреннее равновесие и ломали внешний уклад жизни".
   Голубь своим вторжением нарушает покой Джонатана ("Первой его мыслью было, что теперь его хватит инфаркт или апоплексический удар, или, по крайней мере, сосудистый коллапс"), несёт в себе хаос, беспорядок в мир, созданный за долгие годы, по-своему уютный, надёжный. И вдруг герой покидает свою комнаты с намерением не возвращаться, он снимает номер в гостинице. Неприятности этого дня продолжаются...
    Эта история кажется сюрреалистичной, неправдоподобной, абсурдной и одновременно символичной. Наше прошлое тесно связано как с настоящим, так и с будущим. События настоящей жизни часто влекут за собой цепь жизненных перипетий, казалось, давно забытых. Не с каждым потрясением человек может легко справиться в силу его личностных особенностей или драматичности происходящего.
    Герой в одиночестве пытается совладать с собой, одолеть страшные мысли - стаю чёрного воронья - выразительная метафора в сознании Джонатана. Но опасность исходит от одной птицы. Это и гротеск, и гипербола. Гротескное, безжалостное описание состояния страха, подавленности героя, отложившееся ещё в памяти ребёнка, показывает душевное и физическое состояние Джонатана, который однажды должен был встретиться со своим страхом, снова пережить его и победить.
   Ночная гроза не только растревожила ещё больше героя, но и как будто придала решимости, наполнила смыслом жизнь, которую можно было считать бесполезной, так что Джонатан утром возвращается в свой дом.
  "Выпив свой кофе, он двинулся дальше. Больше он нисколечко не боялся".

3 комментария:

  1. Спасибо за интересный отзыв! С Новым годом!

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Лариса Евгеньевна!
    Было интересно прочитать Ваш отзыв, такая книга ждёт меня на полке, думаю, буду читать её с удовольствием, такие психологические вещи мне интересны.

    ОтветитьУдалить