ЕГЭ 2012 года по литературе КРАТКО. Списки литературоведческих терминов и художественных текстов
Подготовка к ЕГЭ по литературе онлайн
1.Произведение. Жанр. Герои. Проблемы.
2. Проблематика романа "Мастер и Маргарита"
3. Аргументы по поэзии
4. "Банк" аргументов из художественной и публицистической литературы
(Автор - Г.Т.Егораева: ЕГЭ 2011. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами/ Г.Т.Егораева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство "Экзамен", 2011), а также материалы из личного опыта.
1. Произведение. Жанр. Герои. Проблемы
Проблематика романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита", или литературные аргументы к ЕГЭ
Почему в мире существует зло, почему оно часто торжествует над добром? Как победить зло? Что есть добро для человека и что есть зло для него? Эти вопросы волнуют каждого из нас, а для М.А.Булгакова они приобрели особую остроту потому, что в то время в стране торжествовало зло. Центральная проблема в романе «Мастер и Маргарита» - проблема добра и зла, вечное их противостояние и борьба в душе человека. Нравственная сила Иешуа заключается в том, что, будучи даже в положении осуждённого на казнь, он остаётся человеком, видит душу другого, понимает его и старается помочь. Также Маргарита после бала у Сатаны просит за страдающую Фриду, забыв о своём желании вернуть Мастера.
А.С.Пушкин
Подготовка к ЕГЭ по литературе онлайн
1.Произведение. Жанр. Герои. Проблемы.
2. Проблематика романа "Мастер и Маргарита"
3. Аргументы по поэзии
4. "Банк" аргументов из художественной и публицистической литературы
(Автор - Г.Т.Егораева: ЕГЭ 2011. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами/ Г.Т.Егораева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство "Экзамен", 2011), а также материалы из личного опыта.
1. Произведение. Жанр. Герои. Проблемы
А.С.Пушкин
|
роман в стихах
«Евгений Онегин»
|
1.Татьяна Ларина близка к народу, к природе, духовно перерастает, превосходит Онегина. Верна своему мужу. Проблема духовности. Сатирически описываются гости на именинах Татьяны.
2.Евгений Онегин – молодой светский человек 20-
3. помещик Ленский – поэт- романтик, гибнет на дуэли
|
повесть «Капитанская дочка»
|
1.Пётр Гринёв мог остаться недорослем, но, благодаря отцу, его наставлениям, достойный офицер, порядочный человек. Проблема воспитания. 2.Пугачёв Проблема крестьянского бунта, проблема сильной личности 3.Маша Миронова – капитанская дочка - идеал женской верности. 4.Швабрин недостойно ведёт себя на дуэли,
5.Савельич – слуга Гринёва, заботливый, преданный
| |
А.С.
Грибоедов
|
комедия
«Горе от ума»
|
1.Чацкий – трагический герой, тип «лишнего человека» («Служить бы рад – прислуживаться тошно») 2.Фамусов – представитель «века минувшего»
3.Софья воспитана на французских романах. 4.Молчалин угождает всем, служит в доме Фамусова 5.Скалозуб - циничный фицер, противник образования
|
М.Ю. Лермонтов
|
роман «Герой
нашего
времени»
|
1.Печорин – офицер, служит на Кавказе, тип «лишнего человека». Образованный молодой человек, но циничный, безнравственный, играет судьбами людей. Однажды активно действует, обезоруживая пьяного казака, творит добро для других. Только наедине с природой (сцена перед дуэлью) и в дневнике раскрывается его глубокая, противоречива натура.
2.Грушницкий – заурядный человек, совершает подлость во время дуэли (незаряженный пистолет) 3.Максим Максимыч служит с Печориным, но не понимает его, пример «маленького человека»
4.княжна Мэри из светской барышни, благодаря любви к Печорину, преображается в мыслящую натуру. 5.черкешенка Бэла, похищенная Печориным, гибнет в крепости от руки Казбича
|
Н.В. Гоголь
|
поэма «Мёртвые
души»
|
1.Чичиков - делец-предприниматель, он скупает у помещиков мёртвые души крестьян. Проблема гибели души. Проблема воспитания (наставление отца беречь копейку) 2.Манилов( склонность к пустым фантазиям), Коробочка (весь мир оценивает с точки зрения купли и продажи), Ноздрёв ( просторечные, грубые слова, необразованность), Собакевич (богатырские силы растрачивает на еду), Плюшкин. В главе о нём - лирические отступления автора о юности. Проблема деградации личности, необразованность помещиков
|
И.А. Гончаров
|
роман «Обломов»
|
1.Обломов - национальный русский характер (во внутренних монологах обнаруживается его чуткая, глубокая натура, но непрактичный). Проблема барского воспитания с заботой о пище и сне (глава 10 - Сон Обломова) 2.Штольц предприимчивый, деловой, лишён душевности. 3.Ольга Ильинская музыкальна, поэтична. 4.Агафья Пшеницына. В её доме Обломов обретает желанную Обломовку, снова надевает халат.
|
И.С. Тургенев
|
роман
«Отцы и дети»
|
1.Базаров – медик, учёный. Проводит опыты над лягушками. Проблема временного и вечного. Проблема духовного опыта, отцов и детей.
2. Аркадий Кирсанов 3.аристократ Павел Петрович. Тема гармонии и конфликта в человеческих отношениях (либералов и нигилистов, поколений одной семьи). 4.Николай Петрович – отец Аркадия (авторская позиция). Проблема отношения к природе, искусству (музыки и поэзии), семейным связям.
|
Ф.М. Достоевский
|
роман
«Преступление и наказание»
|
1.студент Раскольников. Духовный путь и эволюция внутреннего мира. Разоблачение идеи исключительной личности (наполеоновское начало). Проблема искупления греха. 2.Соня. Проблема милосердия, самопожертвования, гуманности. 3.чиновник Мармеладов. Проблема «маленького человека». 4.следователь Порфирий Петрович. Проблема ответственности за свои поступки. 5.Лужин – несостоявшийся жених Дуни. Главное в его жизни – личный интерес. Проблема циничного отношения к людям
|
А.Н. Островский
|
драма «Гроза»
|
1.Катерина. Проблема социального конфликта с «тёмным царством», проблема греха, внутренний конфликт с самой собой
2.Кабанова. Проблема власти, деспотизма, домашнего тиранства.
3.купец Дикой. Смена власти традиции властью денег.
4.Тихон – муж Катерины, полностью зависит от воли матери, пренебрежительно относится к жене.
5.Борис слабый. 6.Кулигин – механик-самоучка. Ценит природу и поэзию. Проблема образования.
|
Л.Н.Толстой
|
роман-эпопея «Война и мир»
|
1.Пьер Безухов – наследник огромного состояния. Проходит свой путь духовных исканий от масонства до тайного общества. Проблема истинной дружбы (с князем Андреем). 2.князь Андрей Болконский. Проблема чести, долга офицера и человека. В Аустерлицком сражении получает ранение и видит небо, как символ вечности. Крушение идеала Наполеона, осознание безумия войны. 3. Наташа Ростова. Проблема гармоничной личности (танец Наташи у дядюшки, её пение). 4.Элен. Внешняя красота, ложная красота и внутренняя пустота. 5. Платон Каратаев – мужик, солдат, с которым Пьер знакомится в плену у французов и благодаря которому к Безухову (после расстрела пленных) возвращается вера в жизнь, в Бога, в людей.
|
Н.С. Лесков повесть
|
«Очарованный странник»
|
Иван Флягин. В запале убивает монаха, искупает грех, нянчится с чужим ребёнком, бежит из плена, сталкивает с обрыва цыганку... уходит в монастырь. Хочет послужить родине. Проблема русского характера. Проблема духовного преображения простолюдина.
|
А.П. Чехов
|
рассказ «Человек в футляре», «Ионыч»
|
Своеобразие темы «маленького человека». Проблема футлярной, искусственной жизни, проблема гибели души.
|
комедия «Вишнёвый сад»
|
1.Раневская – хозяйка имения - приезжает из-за границы, куда и возвращается. Проблема гибели дворянской усадьбы, гибели красоты, души, взаимоотношений между людьми (диалоги в пьесе не выстраиваются, герои не слышат друг друга). Проблема памяти. 2.Гаев – брат Раневской (не к месту употребляет постоянно бильярдную лексику, во рту леденцы) 3.Аня – дочь Раневской, вместе с Петей Трофимовым(для него сад –символ крепостничества) устремлена в будущее. 4.старый слуга Фирс, которого забывают в доме 5.Лопахин покупает сад, губит красоту.
| |
рассказ «Господин из Сан-Франциско»
|
Противопоставление сиюминутных ценностей цивилизации и вечных ценностей культуры(пароход и его устройство; времяпрепровождение туристов на пароходе и в Италии; итальянские отели для богатых туристов).
| |
А.И. Куприн
|
повесть «Гранатовый браслет»
|
1.чиновник Желтков. Противопоставление понимания любви Желтковым и обществом, собирающимся в доме Шеиных. Тема высоты истинной любви
2.княгиня Вера. Пробуждение души холодной княгини, гармония с собой, природой. Роль искусства, музыки 3.муж и брат княгини
|
М.Горький
|
пьеса «На дне»
|
1.Лука появляется в ночлежке, считает, что человека надо жалеть. Спор о человеке. Понятие правды 2.Сатин 3.Клещ 4.Барон Представлены все сословия: вся Россия на дне. 5.Актёр повесился, безвыходное положение, неспособность к действию 6.вор Васька Пепел 7. Анна умирает («Шум смерти не помеха», - говорит Бубнов) 8.хозяин ночлежки Костылёв. Его положение чуть лучше, чем у ночлежников, занимает деньги
|
А.А. Ахматова
|
поэма «Реквием»
|
Проблема памяти.. Автобиографическая поэма посвящена жертвам сталинского режима. Героиня, обращаясь к христианским образам, говорит о трагедии матери и всего народа.
|
Е.И. Замятин
|
роман «Мы»
|
Д 503 – главный герой, строитель интеграла, от лица которого ведётся повествование – его записи. О 90,
I 330 - женские образы. Любовь как спасение от гибели. Представление общества в образе обезличенного механизированного государства. Проблема творчества, человеческих связей в тоталитарном государстве. |
М.А. Булгаков
|
роман «Мастер и Маргарита»
|
1.Воланд 2.Мастер. Проблема творчества, ответственности, истины, любви. Нравственный выбор. 3.Маргарита. Проблема сострадания, милосердия, духовности человека. Маргарита, ставшая ведьмой, пожалела на балу Фриду, попросив не подавать ей платок, которым та удушила ребёнка. Успокоила плачущего мальчика, когда пролетала на метле и громила квартиру критика Латунского, виновного в трагедии Мастера.
4.Берлиоз - председатель МАССОЛИТа. Проблема истинного творчества, веры и безверия. Писатели в Доме Грибоедова описываются сатирически, им чужды духовные интересы. 5. Иван Бездомный Сатирическое изображение Москвы 30-х годов 20 века, её жителей (директор театра Варьете – Стёпа Лиходеев, не исполняющий свои служебные обязанности должным образом, отправлен Воландом в Ялту).
|
А.И. Солженицын
|
рассказ «Один день Ивана Денисовича»
|
Лагерный быт в изображении Солженицына. Воспитанная годами советской истории способность человека приспосабливаться к самым страшным обстоятельствам.
|
рассказ
|
«Матрёнин двор»
|
Образ Матрёны-праведницы. Скрытое величие души простого человека.
|
В.Г. Распутин
|
повесть «Прощание с Матёрой»
|
старуха Дарья сын и внук Дарьи. Экологическая проблематика затопление деревни, разорение кладбища, уничтожение природы. Разрушения традиционных этических ценностей. Судьба малой родины.
|
Проблематика романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита", или литературные аргументы к ЕГЭ
Что такое истина? С образом Иешуа связана проблема внутренней свободы человека, который при любых обстоятельствах не может поступиться истиной. Истина его заключается в торжестве добра, милосердия, всепрощения.
Глубокая философская проблема взаимоотношения власти и личности, власти и художника находит отражение в нескольких сюжетных линиях романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»: в судьбе Мастера как автора романа о Понтии Пилате и в истории Иешуа и Пилата. Мастер дерзнул описать жизнь, страдания, учение Иешуа как исторический факт и противоборство палача и жертвы, способные повториться в любую эпоху. Судьба Мастера - участь многих художников, вынужденных замолчать в эпоху тоталитаризма.
Проблема ответственности человека, нравственного долга, выбора. Боясь погубить свою карьеру, Понтий Пилат, герой романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», поступает против человеческих убеждений и совести, отправляя на смерть бродячего философа. Берлиоз идёт на компромисс с властью и совестью, забыв об истинном назначении литературы, творца. Мастер наделён способностью угадать истину. может спасти людей от забвения, но он не выдерживает борьбы за свой роман, сжигает его, за что заслужил не свет, а покой.
Любовь как спасительная сила для человека. Маргарита соглашается стать королевой бала у сатаны и с достоинством поистине королевским принимает его гостей - злодеев всех времен и народов. Бал как испытание Маргариты. Писатель показывает, что любовь земная, - это любовь небесная, что меняются облик, одежда, эпоха, время жизни и место вечности, но любовь, возникшая «как убийца из-за угла», поражает в самое сердце и навсегда. И она неизменна во все времена.
Тема духовного пробуждения, наступающего с потерей того, что в косном обществе считается разумом. Иван Бездомный оказывается способным преобразиться, отказавшись от прошлых заблуждений. Именно в психиатрической больнице решается Иван Бездомный не писать больше своих жалких стихов. Булгаков осуждает атеизм, не имеющий истинной моральной основы.
Важная мысль автора, утверждаемая его романом, — мысль о бессмертии искусства, или проблема истинного искусства. “Рукописи не горят”, — говорит Воланд. Но многие светлые идеи живут среди людей благодаря ученикам, продолжающим дело учителя. Таков Левий Матвей. Таков и Иванушка, которому Мастер поручает «написать продолжение» своего романа. Таким образом, автор заявляет о преемственности идей, их наследовании.
Автор рассматривает судьбы всего человечества в его историческом развитии. Временной интервал почти в два тысячелетия, разделяющий действие романа об Иисусе и Пилате и романа о Мастере, подчеркивает, что проблемы добра и зла, свободы духа человека, отношения его с обществом — это вечные, непреходящие проблемы, актуальные для человека любой эпохи.
Опасаясь доноса кесарю о том, что он отпустил государственного преступника, Пилат обрекает Иешуа на мучительную казнь. Но оказывается, что мучиться придется гораздо больше самому Пилату. За трусость, главнейший человеческий порок, прокуратор будет наказан столетиями одиночества, пока тот, кого он осудил без вины, не простит его, не
отпустит на свободу. Именно проблема свободы главная в романе. Внешне свободен Пилат: все подвластно ему, но внутренне Иешуа гораздо свободнее: страх смерти не заставит Га-Ноцри отступиться от убеждений.
Аргументы по поэзии отпустит на свободу. Именно проблема свободы главная в романе. Внешне свободен Пилат: все подвластно ему, но внутренне Иешуа гораздо свободнее: страх смерти не заставит Га-Ноцри отступиться от убеждений.
А.С.Пушкин
Тема творчества, назначения поэта и поэзии занимает ведущее место в произведениях Пушкина. Своё представление об идеальном образе поэта А.С.П. воплотил в стихотворении «Пророк». Поэт даёт свою интерпретацию библейского сюжета. Изображает духовное преображение, становление поэта-пророка. Через мучительные превращения происходит обретение поэтом мудрости, истины. Чтобы слово было истинным, поэт должен пройти через страдания. Стихотворение «Я памятник себе воздвиг…» - поэтическое обобщение самим поэтом значения своего творчества, поэтическое завещание. В стихотворении раскрываются главные черты поэзии А.С.П.: народность, гуманизм и вольнолюбие.
В стихотворении «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» любовь предстаёт как источник новых переживаний и вдохновений. Любовному порыву созвучны не столько умиротворённость ночи, сколько шум реки. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» - это поэтическая автобиография. Встреча с любимой женщиной помогла лирическому герою, чей образ соотносится с автором, вновь постичь красоту жизни и вызвала поэтическое вдохновение. А.С.П. приходит к пониманию любви как высшей ценности человека, способной пробуждать в поэте вдохновение и самые лучшие человеческие чувства.
В стихотворении «Вновь я посетил…» звучит философское раздумье о смысле жизни, о связи поколений, о памяти. Поэт понимает, что ответ кроется в гармонии природы и время неумолимо движется вперёд. Он подводит итог своих размышлений о смысле жизни и в то же время говорит о будущем , выражает своё утверждение жизни, её неизменного круговорота.
С.А.Есенин
Элегия «Не жалею, не зову, не плачу…» - философское размышление о жизни и смерти, о тленности всего сущего, прощание с молодостью. Образ «розового коня» символизирует несбыточные мечты о прекрасном. В стихотворении также звучит тема благодарности тому, что «пришло процвесть и умереть».
В стихотворении на тему любви «Заметался пожар голубой…» противопоставляются реальность и мечта, загубленная жизнь и возможность обновления. Ради любви лирический герой не только отрекается от прошлого, но готов даже забыть родные дали, отказаться от поэтического призвания.
Тема судьбы России, тема родины звучит в стихотворениях «Я последний поэт деревни…» , Гой ты, Русь, моя родная…» и др. Диалектные слова помогают создать особый колорит и выразить любовь к родиной природе. В стихотворении «Русь» поэту удалось выразить всё то до боли родное, радостное и печальное, с чем для него связано понятие родины, русской земли. В стихотворении «Отговорила роща золотая…» состояние природы отражает состояние души лирического героя. Поэт создает яркий, красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов и изысканных оттенков. Лирический герой стихотворения восхищается «широким месяцем над голубым прудом», «костром рябины красной». Он ощущает себя неотъемлемой частью природы.
А.А.Блок
Тема России – главная в поэзии Блока. Образ России многогранен. Стихотворение «Русь» прочитывается как исповедь лирического героя, его душевные метания. Тайна Руси видится автору в живой душе народа. Очень своеобразно выражено отношение к родине в цикле «На поле Куликовом», который посвящён осмыслению исторической судьбы России. И судьба эта трагична. Символом её становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Это символическое восприятие единства жизни людей и жизни природы. Образ России также переплетается с женскими образами: «О, Русь моя! Жена моя!» Это высшая степень единения лирического героя с Россией. Этот цикл рождает веру в светлое будущее родины.
Любовь в стихах Блока обретает огромное значение, потому что вместе с нею у человека возникает чувство подлинного единства с миром. В стихотворении «Незнакомка» образ прекрасной незнакомки вселяет веру в светлое начало жизни, преображает поэта, меняются его стихи и мысли. Основным литературным приемом является антитеза. В первой части - грязь и пошлость окружающего мира, а во второй - прекрасная незнакомка. Это протест Блока против жестокости страшного мира, превращающего все самое высокое и ценное в пошлую обыденность. Прекрасная Дама в «Стихах о Прекрасной Даме» – не только символ идеального единства и гармонии, она владеет тайной жизненного равновесия, постижения смысла бытия. Послание «О доблестях, о подвигах, о славе…» имеет кольцевую композицию: первая строка повторяет последнюю. Но лирический герой уже не думает ни о доблести, ни о подвигах, он ищет хотя бы нежности, но не находит и её. Это стихотворение о любви. Герой испытывает страстное желание вернуть любовь, потерянную уже много лет назад.
Философское восприятие жизни, трагическое мироощущение и отождествление личной судьбы с судьбой родины определяют характер лирического героя блоковской поэзии. В стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека...» мир лишен гармонии, музыки, он бесчувственный, замкнутый. Образ мрачной улицы – это философская метафора трагичности жизни. Ощущение безысходности существования усиливает кольцевая композиция. В стихотворении "Девушка пела в церковном хоре…” А. Блок раскрывает мир во всей его противоречивости. С одной стороны, святость молитвы и великая скорбь. С другой, люди способны на такое жестокое действо, как война.
А.А.Ахматова
Патриотическая тема, тема родины(поэма «Реквием») звучит в лирике А.А., которая свою судьбу навсегда связала с судьбой родной земли. «Не с теми я, кто бросил землю…» - заявляет автор. Политический протест против высылки цвета русской интеллигенции сочетается с осуждением добровольно бежавших из Советской России и принятием собственного жребия. В годы ВО войны Ахматова, ощущая свою жизнь как часть народного бытия, пишет стихотворения, отражающие духовный настрой сражающейся России: «…я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был…»
А.А. нередко обращалась к теме поэтического ремесла. В цикле «Тайны ремесла» лирическая героиня заявляет: «Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда…» Это и одушевл1нность поэтического творения, и некоторая независимость процесса творчества от воли создателя. И далее неожиданные и в то же время оправданные сравнения: «Как жёлтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда». Главное назначение поэзии, по мысли автора, - дарить людям радость соприкосновения с творениями высокого искусства.
Б.Л.Пастернак
Тема поэта и поэзии затронута в стихотворении «Гамлет», где автор представляет себя в образе Гамлета. Гамлет в произведении сопоставляется с Иисусом Христом: их судьбы совершаются независимо от их воли, по замыслу божьему. В этом стихотворении также звучит тема одиночества, непонятости окружающими людьми и сложных отношений личности с обществом.
М. Ю. Лермонтов
Осмысление сложных социальных и философских проблем характерно для поэзии Лермонтова. Основная мысль стихотворения «Дума» - размышления о судьбах поколений. Автор не отделяет себя от современников, принимая и на свой счёт перечисленные пороки и потери. Это свидетельствует о высокой ответственности поэта перед настоящим и будущим своего отечества.
Ф.И.Тютчев
Основная тема в поэзии поэта – природа. Это пейзажно-философская лирика. Природа в лирике Тютчева одушевлена, она всегда в движении, часто в переходном состоянии: между временами суток, временами года. В стихотворении «Ещё земли печален вид…» поэт показывает еле уловимую границу между зимой и весной, между днём и ночью. Богатая звукопись ( аллитерации на шипящие) создаёт ощущение колеблющегося воздуха, лёгкого ветерка.
Н.А.Некрасов стихотворение «Железная дорога»
Тема природы родного края тесно переплетается с темой родины и тяжёлой жизни народа.
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни -
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
4. "Банк" аргументов из художественной и публицистической литературы
(автор - Г.Т.Егораева, а также из личного опыта)
4. "Банк" аргументов из художественной и публицистической литературы
(автор - Г.Т.Егораева, а также из личного опыта)
Проблема взаимоотношений человека и природы
|
В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» Николай Петрович, отец Аркадия, после спора Павла Петровича с Базаровым пребывает в состоянии грустного раздумья и не понимает, как можно не восхищаться природой. Автор подробно описывает летний вечер, и мы видим и чувствуем природу так же, как чувствует её Н.П.
Последняя страница романа – описание сельского кладбища, родителей Базарова и могилы главного героя. В этом описании противопоставляются вечность природы и временность социальных теорий, претендующих на вечность.
|
В рассказе А.П. Чехов «Степь» Егорушка, пораженный красотой степи, очеловечивает её и превращает в своего двойника: ему кажется, что степное пространство способно и страдать, и радоваться, и тосковать. Его переживания и мысли становятся не по-детски серьезными, философскими.
| |
Проблема восприятия человеком природы.
Проблема влияния природы на человека
|
В романе-эпопее Л.Н..Толстого «Война и мир» Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, готова полететь, как птица: её окрыляет увиденное. В сцене ночного разговора Наташи с Соней раскрывается счастливый поэтический мир Наташи, её способность открывать для себя красоту мира.
Андрей Болконский во время поездки в Отрадное увидел старый дуб, и изменения, которые впоследствии произошли в душе героя, связаны с красотой и величием могучего дерева.
|
Проблема бережного отношения к природе
|
В. Распутин в повести «Прощание с Матёрой» затрагивает тему любви к малой родине. Сопротивляясь строительству электростанции на реке, жители деревни встают на защиту своей родины, деревни, истории. Изображая расставание стариков с Матёрой(и остров, и деревня), их боль и страдания, автор заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые бы не уничтожали человеческое в человеке. Главная героиня Дарья Пинигина с болью наблюдает за уничтожением Матеры. Ей, глубоко привязанной к родной земле, чувствующей себя единым целым с природой, трудно пережить прощание с Матерой. Даже природа тяжело сопротивляется попыткам убить ее: в этот год луга и поля приносят обильные урожаи, они полны живых звуков, пения птиц.
|
Проблемы семьи
Проблема роли детства в жизни человека
|
В романе-эпопее Л.Н..Толстого «Война и мир» Петя Ростов накануне своей трагической гибели в отношениях с товарищами проявляет все лучшие черты «ростовской породы», унаследованные им в родном доме: доброту, открытость, желание помочь в любую минуту. Он трепетно заботится о юном французском пленном барабанщике.
|
Проблема роли семьи
в формировании личности
|
В семье Ростовых в романе-эпопее Л.Н..Толстого «Война и мир» всё строилось на искренности и доброте, поэтому и дети –Наташа, Николай и Петя - стали по- настоящему хорошими людьми (Наташа уговаривает отца отдать подводы для раненых, лишая семью нажитого имущества; Николай и Петя участвуют в войне, Петя гибнет в партизанском отряде), а в семье Курагиных, где карьера и деньги решали всё, Элен, и Анатоль - безнравственные эгоисты, причиняющие боль другим людям.
|
Проблема взаимоотношения отцов
и детей
Проблема «отцов и детей»
|
В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» главный герой Бульба воспитывал своих сыновей Остапа и Андрия как истинных защитников родины, как доблестных воинов. Отец не смог простить Андрию, полюбившему полячку, предательства, убивает сына. Тарас Бульба гордится Остапом, который мужественно сражается в бою и стойко принимает казнь. Для Тараса товарищество оказалось выше всех кровных связей.
|
В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» наставления отца «беречь честь смолоду» помогли Петру Гриневу даже в самые сложные моменты жизни оставаться честным, верным себе и долгу: и во время пугачёвского бунта, и во время ареста и суда.
| |
Следуя завету отца «копить копейку», Чичиков, герой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», всю свою жизнь посвятил накопительству, превратившись в человека без стыда и совести, который обманным путём продвигается по службе, потом скупает мёртвые души крестьян.
| |
Проблема взаимоотношений
в семье
|
В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» изображены непростые взаимоотношения в семье Кирсановых и Базаровых. Родители Е. Базарова окружили своего сына такой чрезмерной любовью и заботой, что он предпочитает жить и работать в имении Кирсановых, хотя любит своих родителей. Аркадий Кирсанов, подражая своему приятелю Базарову, сначала отдаляется от отца, но со временем взрослеет и не только духовно сближается с семьей, но и повторяет судьбу отца: женится, занимается имением.
|
Роли учителя в жизни человека
|
Учительница Лидия Михайловна, героиня рассказа В. Распутина «Уроки французского» преподала герою не только уроки французского языка, но и доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль. Дополнительно занимаясь с мальчиком французским языком, учительница также пыталась помочь ему в жизни
|
В притче А. де Сент- Экзюпери «Маленький принц» Старый Лис научил Маленького принца постигать мудрость человеческих отношений. Чтобы понять человека, надо научиться вглядываться в него, прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бывает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь.
| |
Равнодушия мира взрослых
|
Герои повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая» — Кузьмёныши — находясь в детском доме, стали жертвами жестокости и равнодушия взрослых.
|
Мальчик, герой рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», приехал с матерью в Петербург, но после её смерти, накануне Рождества, оказался никому не нужен. Ему никто даже не дал куска хлеба. Ребенок замерз, голодный и брошенный.
| |
Проблема развития и сохранения русского языка
|
В книге «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёв пишет о том, что учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно, прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
|
В поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» автор, представляя разные типы помещиков, показывает их необразованность, невоспитанность, невежество. Если Манилов изъясняется красивыми фразами, лишёнными смысла, то в речи Ноздрёва, наоборот, преобладает сниженная лексика разговорного стиля. Как привилегированный, правящий класс, помещики должны быть людьми образованными, культурными, но гоголевских помещиков сближает и бескультурье, и необразованность, и равнодушие к народу.
| |
В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» речь всех героев – основное средство характеристики. Особенно афористична, точна речь Чацкого, как прогрессивно мыслящего человека («Служить бы рад, прислуживаться тошно», «А судьи кто?», «Смешенье языков: французского с нижегородским»), который сетует на антинациональное воспитание, оторванность от русской почвы.
| |
Проблема соотнесенности имени человека и его внутренней сущности
|
В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» многие герои имеют «говорящие» фамилии: Вральман, бывший кучер, солгал, что он учитель-иностранец; имя Митрофан означает «подобный своей матери», которая в комедии изображена как глупая невежда. Скотинин Тарас — дядя Митрофана; очень любит свиней и по грубости чувств подобен скоту, на что и указывает фамилия.
|
Проблемы, связанные с отрицательными качествами личности.
Проблема бессердечия, душевной черствости
|
В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» Настя живет яркой, наполненной жизнью вдали от одинокой, старенькой матери. Дочери все дела кажутся важными и неотложными настолько, что она совсем забывает писать письма домой, не навещает мать. Даже когда пришла телеграмма о болезни матери, Настя не сразу поехала, а потому и не застала Катерину Ивановну в живых. Мать так и не дождалась своей единственной дочери, которую очень любила.
|
Проблема утраты духовных ценностей
Проблема гибели души
|
В поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» автор изображает галерею типов, показывая степень деградации, нравственного падения помещиков, продающих мёртвые души крепостных и равнодушно или жестоко относящихся к живым. Плюшкин – «прореха на человечестве».
|
В рассказе А.П. Чехова «Крыжовник» главный герой, мечтая об усадьбе с крыжовником, отказывает себе во всем, женится по расчету, копит деньги. Он практически уморил голодом свою жену, но мечту осуществил.
| |
Проблема предательства, безответственного отношения к судьбам
окружающих
|
В повести Л. Андреева «Иуда Искариот» Иуда, предавая Христа, хочет проверить преданность его учеников и правоту гуманистического учения Иисуса. Однако они все оказались трусливыми обывателями, как и народ, который тоже не встал на защиту своего Учителя.
|
Проблема подлости, бесчестия
|
В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Швабри -дворянин, но он бесчестен: посватавшись к Маше Мироновой и получив отказ, мстит, дурно о ней отзываясь; во время дуэли с Гриневым наносит ему подлый удар в спину. Полная утрата представлений о чести предопределяет и социальную измену: как только Белогорская крепость достается Пугачеву, Швабрин переходит на сторону бунтовщиков.
|
Проблема чинопочитания
|
В рассказе А.П. Чехов «Смерть чиновника» Червяков в невероятной степени заражен духом чинопочитания: чихнув и обрызгав лысину впереди сидящего генерала, чиновник настолько испугался, что после униженных просьб простить его умер от страха.
|
Герой рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий», чиновник Порфирий, встретил на вокзале железной дороги школьного приятеля и узнал, что тот является тайным советником, т.е. по службе продвинулся значительно выше. В один миг «тонкий» превращается в раболепствующее существо, готовое унижаться и лебезить.
| |
Молчалин, отрицательный персонаж комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», уверен, что следует угождать не только «всем людям без изъятья», но и даже «собачке дворника, чтоб ласкова была». Необходимостью неустанно угождать является и его роман с Софьей, дочерью Фамусова. Максим Петрович, о котором Фамусов рассказывает в назидание Чацкому, ради того, чтобы заслужить расположение императрицы, превратился в шута, веселящего её нелепыми падениями.
| |
Проблема взаимоотношения
между людьми
|
В комедии Д. Фонвизина «Недоросль» госпожа Простакова своё хамское поведение по отношению к окружающим считает нормой: она хозяйка в доме, которой никто не смеет перечить. Поэтому у неё Тришка «скот», «болван» и «воровская харя».
|
В рассказе А.П. Чехов «Хамелеон» полицейский надзиратель Очумелов пресмыкается перед теми, кто стоит выше его по служебной лестнице и чувствует себя грозным начальником по отношению к тем, кто ниже. Он меняет в каждой ситуации свои мнения на противоположные в зависимости от того, какое лицо - значительное или нет -оказывается в ней задето: генеральская собака или нет.
| |
Проблема нравственного
падения
|
В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» ради любви прекрасной польки Андрий отрекается от родины, родных, товарищей, добровольно переходит на сторону врага. Эта измена усугубилась ещё и тем, что он понесся в бой против своего отца, брата, прежних друзей. Недостойная, позорная смерть — вот итог его нравственного падения.
|
Проблема взяточничества,
казнокрадства
|
В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» городничий, взяточник и казнокрад , обманувший на своем веку трёх губернаторов, убежден, что любые проблемы можно решить с помощью денег и умения пустить пыль в глаза. Судья Ляпкин-Тяпкин берёт взятки борзыми щенками.
|
Проблема разрушающего влияния денег
|
В рассказе А.П. Чехова «Ионыч»Доктор Старцев, в молодости талантливый врач, с благородством и усердием относящийся к своей работе, постепенно богатея, становится важным и грубым, у него остается в жизни одна страсть - деньги.
|
В поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» образ Степана Плюшкина, скупого помещика, олицетворяет полное омертвение человеческой души, гибель сильной личности, поглощенной страстью скупости. Эта страсть стала причиной разрушения всех родственных и дружеских связей, а сам Плюшкин просто потерял человеческий облик.
| |
Проблема эгоизма
|
В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» Анатоль Курагин вторгается в жизнь Наташи Ростовой ради удовлетворения собственных амбиций, разрушает её личную жизнь, планирует побег с ней, хотя женат.
|
В рассказе А,П. Чехова «Анна на шее» Анюта, став по расчету женой состоятельного чиновника, чувствует себя королевой, а остальных-рабами. Она забыла о своем отце и братьях, которые вынуждены продавать самое необходимое, чтобы не умереть с голода.
| |
Проблема карьеризма, лжеучености
|
Мир ученых-физиков в романе Д. Гранина «Иду на грозу»,- поле битвы, на котором идет борьба между подлинными учеными(Крылов, Дан), и карьеристами. Неспособные к творчеству, всеми правдами и неправдами добивающиеся административной карьеры в науке, эти приспособленцы чуть не уничтожили научный поиск Тулина, Крылова, ищущих эффективный метод разрушения грозы.
|
Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом за реализацию своих способностей
|
Обломов, главный герой романа И. Гончарова «Обломов», при всех его положительных задатках и способностях, так и не смог из-за лени реализовать себя, превратился в живой труп. Карьера не удалась, книги не прочитаны, письмо старосте не написано.
|
Проблема одиночества (равнодушия, безразличного отношения к судьбам окружающих)
|
У извозчика Ионы Потапова, героя рассказа А.П. Чехова «Тоска», умер единственный сын. Чтобы преодолеть тоску и острое чувство одиночества, он хочет кому-нибудь рассказать о своей беде, однако никто не желает его слушать, никому до него нет дела. И тогда Иона всю свою историю рассказывает лошади: ему кажется, что именно она выслушала его и посочувствовала горю.
|
Проблема истинных и ложных ценностей в жизни
|
В рассказе А.П. Чехова «Попрыгунья» Ольга Ивановна всю жизнь искала знаменитых людей, старалась любой ценой заслужить их расположения, не замечая, что её муж, доктор Дымов, был тем самым человеком, поисками которого она занималась. Только после его трагической смерти героиня осознала свое легкомыслие.
|
Проблема патриотизма
|
Тема Родины и её защиты – одна из главных и давних в русской литературе. Она взволнованно зазвучала ещё в «Слове о полку Игореве». Чувство Родины, единства со своим народом, как считает автор, – основное в человеке. Разгром Игорева войска и его раскаянье, тревожные раздумья Святослава и горе Ярославны – всем этим автор убеждает в необходимости объединиться для защиты родной земли.
|
Действие повести Б.Васильева «В списках не значился» разворачивается в самом начале Великой Отечественной Войны в осажденной немецкими захватчиками Брестской крепости. Главный герой — лейтенант Николай Плужников попадает в крепость перед самым началом войны. Он защищал Брестскую крепость девять месяцев. Вышел наверх потому, что у него кончились патроны, потому, что узнал: немцы разбиты под Москвой. Своим мужеством, стойкостью, Николай заставил восхищаться даже врагов. Плужников стал символом всех тех неизвестных солдат, которые боролись до конца и умирали, не рассчитывая на славу.
| |
Проблема мужества, героизма,
нравственного долга
|
В романе Б. Васильева «А зори здесь тихие» девушки-зенитчицы погибли, уничтожая отряд диверсантов. Их не испугало численное превосходство врага. Светлые образы девушек, их мечты и воспоминания о любимых, создают разительный контраст с нечеловеческим лицом войны, которая не пощадила их — юных, любящих, нежных. Последней из девушек гибнет Рита Овсянина, в живых остаётся только старшина Васков.
|
Летчик Алексей Маресьев, герой произведения Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», только благодаря своей воле и мужеству выжил даже после того, как ему ампутировали обмороженные ноги, когда он полз к нашим по тылам врага. Герой впоследствии вновь вернулся в свою эскадрилью, доказав всем, что он властен над своей судьбой.
| |
Проблема нравственного выбора
|
В. Кондратьев, автор в повести «Сашка», показывает нам солдата честного, отзывчивого, человечного. Бывая в сложных ситуациях, он нередко вставал перед тяжелейшим выбором, но всегда оставался человеком.
|
В повести В. Быкова «Обелиск» учитель Олесь Мороз добровольно пошел на казнь со своими учениками. Он мог бы остаться жить. Но бросить ребят одних в последние часы, минуты их казни он не мог, ведь это означало бы для него измену своим воспитанникам, измену своим нравственным принципам.
| |
В повести В. Быкова «Сотников» во время войны, выполняя очередное задание командира партизанского отряда, Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак становится предателем, спасая свою жизнь. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, его гражданская стойкость.
| |
Проблема тоски по родине,
любви к родине
|
В книге Н. Тэффи «Воспоминания» писательница предсказала судьбу целого поколения эмигрантов, покинувших Россию во время революции и Гражданской войны. Эти люди, тоскуя по родине, обречены на трагическое совместное одиночество в чужих странах.
|
Неразрывной связи с родиной, родной землей
|
В рассказе А. Солженицына «Матренин двор» для Матрены Васильевны её дом, двор, деревня имеют гораздо большее значение, чем место, где живешь. Для героини это смысл её бытия, часть её жизни, память о прошлом, о близких.
|
Верности данному слову
|
В повести А.С. Пушкина «Дубровский» Маша Троекурова, обвенчанная с нелюбимым человеком — стариком Верейским, отказывается нарушить клятву пожизненной верности, данной ему в церкви, когда Дубровский, в которого она была влюблена, опоздал спасти её от этого замужества и остановил свадебный кортеж лишь на возвратном пути из церкви.
|
В романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина, верная своему супружескому долгу и данному слову, отвергла
чувство тайно ею любимого Онегина. Она стала олицетворением искренности и нравственной силы.
| |
Стремления человека к добру и счастью
|
В комедии А.П. Чехова «Вишневый сад» Ане Раневской есть юная вера в счастье, в свои силы. Она искренне радуется отъезду из старой усадьбы, потому что начинается новая жизнь.
|
Проблема бескорыстного служения
|
В повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» Иван Флягин, герой повести освобождает от тяжелой солдатской службы молодого крестьянина, под его именем отправляясь служить в армию.
|
Нравственной прочности
человека
|
В произведении В. Быкова «Сотников» Сотников, физически слабый и больной, морально оказывается гораздо сильнее Рыбака, напарника, с которым он отправился в разведку. Рыбак стал предателем, а Сотников предпочел смерть подобному позору.
|
Проблема верности своим убеждениям
|
В рассказе М. Шолохова «Судьба человека» судьба героя рассказа Андрея Соколова очень трагична; Не всякий человек смог бы вынести то, что пришлось пережить герою: плен, известие о гибели жены и дочерей, а впоследствии и сына. Однако Андрей сумел выстоять и даже взять на воспитание Ванюшку, которого тоже осиротила война.
|
В рассказе А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Иван Шухов сохранил достоинство, сумел в адских условиях сталинских лагерей остаться человеком, не сломаться. Жизнь Шухова не ограничена лагерем, он вспоминает деревню, семью, войну и это дает ему силы жить.
| |
Проблема дружбы, товарищества
|
В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Тарас Бульба, центральный персонаж повести, считал, что товарищество выше семьи, выше родства по крови, выше всего земного.
|
Интернационализма (межнациональных отношений)
|
В романе Ю. Бондарева «Берег»Любовь русского лейтенанта Никитина и немки Эммы, их человечность — это стремление преодолеть национальные и идеологические барьеры.
|
В повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая» дети -русский Колька и чеченец Алхузур - стали настоящими братьями вопреки безумию, которое творили взрослые на Кавказе. Маленький чеченец чувствовал, как тяжело Кольке после страшной гибели е брата, он полон сострадания. Только братская помощь помогла Кольке вернуться к жизни. Алхузур отрекся от собственного имени, спасая друга: он назвал себя Сашкой. Его мудрый поступок совершил ожидаемое чудо: Колька поднялся, но уже ничто не заставит его увидеть в чеченце врага. В детском приемнике были собраны дети разных национальностей. Для них не существовало понятия национальной неприязни: дети дружили, оберегали друг друга. Воспитательница Регина Петровна утверждала: «Плохих народов не бывает. Бывают лишь плохие люди».
| |
Проблема любви и милосердия
|
В романе М. Булгаков «Мастер и Маргарита» Маргарита способна на глубокую, преданную, самоотверженную любовь, и потому она нравственно неуязвима. Подобно тому, как Иешуа остаётся человеком даже находясь во власти убийц, а одному из них сочувствует и помогает, так и Маргарита даже в роли королевы бала у сатаны остаётся человеком: помогает Фриде.
|
Проблема гуманизма
|
В произведении А. Адамовича «Немой» во время войны одну из белорусских деревень каратели должны были сжечь, но немец Франц не может убить Полину и ее мать, хозяев дома, в котором он жил. Он убивает своего наставника — фашиста и вместе с Полиной и ее матерью прячется в погреб. Когда приходят советские войска, Полина представляет немца немым братом, спасая его, как когда-то Франц спас их.
|
Проблема веры в человека
|
В пьесе М. Горький «На дне» Лука, персонаж пьесы, считает, что каждый человек — тайна, но все для лучшего живут, поэтому всякого человека надо уважать: «неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и что сделать может... может, он родился-то на счастье нам... для большой нам пользы?..» Лука стремится помочь скрытым силам человека из тайных сделаться явными. Его вера в людей в основном соответствует их внутренним стремлениям и возможностям (Актер, Пепел).
|
Добра (любви) как воскрешающей силы
|
В романе М. Булгаков «Мастер и Маргарита» сила добра, человеческая сила, которую воплощает в себе Иешуа, в том, что он видит душу другого, понимает его и старается ему помочь. Именно этим прежде всего поражает Пилата арестант. Иешуа совершил величайшее чудо: дал место в своей душе человеку, который угрожает его жизни, может стать его палачом,"— он его полюбил! И что-то повернулось в душе Пилата. И с этого момента начинается его перерождение.
|
Проблема силы любви
|
В рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет» Для маленького чиновника Желткова любовь к княгине Вере Шейной стала смыслом жизни, а любимая женщина — той, в которой «воплотилась вся красота земли». Это чувство помогло ему стать нравственно выше Булат- Тугановского, брата Веры, который решил, что с помощью властей можно запретить любить.
|
Талантливости, природной
одаренности
|
В сказе Н.С. Лесков «Левша» косой и плохо владеющий правой рукой тульский оружейник Левша подковал блоху, не различимую глазом.
|
Проблемы, связанные с ролью искусства в жизни человека
|
В рассказе В. Короленко «Слепой музыкант» описывается, как Петрусь родился слепым, и музыка помогла ему выжить и стать по-настоящему талантливым пианистом.
|
В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» своим пением Наташа Ростова способна воздействовать на лучшее в человеке. Именно так она спасла от отчаяния своего брата Николая после того, как он проиграл большую сумму денег.
| |
Проблема роли художественной литературы в становлении личности
|
Алёша, герой повести М. Горького «Мои университеты», считал, что только прочитанные книги помогли ему выдержать тяжелейшие жизненные испытания, стать человеком..
|
Проблема сохранения культуры
|
В произведении Р. Брэдбери «Улыбка» мальчик Том во время очередной «культурной революции», рискуя жизнью, уносит и прячет холст, на котором изображена Джоконда. Он хочет сохранить его, чтобы впоследствии вернуть людям: Том верит, что настоящее искусство способно облагородить даже дикую толпу.
|
Взаимоотношений власти и личности, власти и художника
|
Мастер в романе М.А.Булгакова не создан для той жестокой борьбы, на которую его обрекает общество и не понимает, что, став писателем, он тем самым превращается в конкурента бездарей и демагогов, захвативших «литературную ниву». Они бездарны и потому ненавидят талантливых людей; у них, приспособленцев, страшную злобу вызывает человек внутренне свободный, который говорит только то, что думает. И они стараются его уничтожить.
|
Проблема личности и власти
|
В романе М.Замятина «Мы» Единое государство с его тоталитарной властью уничтожило личность в каждом: в стране нет людей, а есть «нумера», похожие на запрограммированных людей. Главный герой Д503, строитель интеграла, хотя бы на время обретает душу, переживая глубокие чувства к женщине.
|
Проблема недопустимости вмешательства в естественный ход вещей
|
Главный герой повести М. Булгакова «Собачье сердце» - профессор Преображенский. Его эксперимент фантастичен: создать нового человека путем пересадки собаке части человеческого мозга. В результате сложнейшей операции появляется безобразное, примитивное существо, наглое и опасное. Ученый должен быть ответственен за свой эксперимент, видеть последствия своих действий, понимать разницу между эволюционными изменениями и революционным вторжением в жизнь.
|
Проблема бесчеловечности и бессмысленности войны
|
В рассказе М. Шолохова «Родинка» гражданская война стала причиной того, что атаман, семь лет отсутствовавший на родине, убил единственного сына, Николку, не узнав его в красном комиссаре.
|
Проблема исторической памяти (сопричастности к ходу истории)
|
В повести В. Распутина «Прощание с Матерой» лихорадочные действия людей, спешащих покончить с Матерой, наталкиваются на неравнодушное отношение жителей деревни к своему прошлому, к тем, кто жил до них на этой земле. «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни», - говорит Распутин. Главная героиня Дарья Пинигина – воплощение совести, народной нравственности. Для Дарьи важна и необходима ценность прошлого: она отказывается от переезда из зоны затопления, обжитых мест, родной деревни, пока не перенесут могилки. Не может допустить она кощунства бездушных пришлых людей. Для нее память является святой.
|
Повествование в стихотворении «Я убит подо Ржевом» А. Твардовского ведется от лица убитого безымянного солдата, погибшего в болотах подо Ржевом. Ничего не осталось после него, только завещание нам, потомкам: « Я вам жизнь завещаю», завещание быть счастливыми, с честью служить Отчизне в память « воина-брата, что погиб на войне».
| |
НТР и будущее
|
В книге Р. Брэдбери «451 ° по Фаренгейту» изображены два символа «механизации» человечества. Первый — «механический пёс» — кибер, предназначенный для вылавливания инакомыслящих «преступников». Второй — модернизированное телевидение, символ людского безразличия, атрофии души и интеллекта человека будущего. Люди в этом техническом мире разучились думать. И это состояние приводит к душевному дискомфорту, самоубийствам, всплескам агрессии.
|
5+ по 5 бальной
ОтветитьУдалитьспасибо!
ОтветитьУдалитьБРАВО! СПАСИБО!
ОтветитьУдалитьАвтору респект)
ОтветитьУдалитьБольшое Вам спасибо!
ОтветитьУдалить