Анализ работы МО учителей русского языка и литературы СОШ № 1 г. Сортавала за 2012-2013 учебный год.
Анализ работы
Прошла успешно аттестацию на высшую категорию Васильева С.И., представив на экспертизу высокий результат своей педагогической деятельности.
Анализ работы
МО учителей русского языка и литературы за 2012-2013 учебный год
Руководитель МО – Савельева Л.Е.
В 2012-2013 учебном году учителя русского языка и литературы школы работал над темой: «Использование компьютерных технологий с целью повышения мотивации познавательной деятельности и положительного отношения к учёбе».
Главная цель работы – «Повышение уровня компетентности педагогов в использовании современных методов обучения через повышение качества учебно-воспитательного процесса на основе изучения личности учащихся, формирование положительной мотивации учеников в области русского языка и литературы».
Вся работа, проводимая в 2012-2013 учебном году, была направлена на реализацию поставленных целей.
Перед педагогами были поставлены следующие задачи:
1. Формирование учебной самостоятельности как умения учиться.
2. Обеспечение эффективности и оперативного ознакомления с научно-методической информацией по предмету.
3. Обеспечение усвоения учителями новых стандартов, подходов, требований к содержанию филологического образования.
4. Пропаганда современных образовательных технологий.
5. Выявление, изучение и оценка результативности опыта; обобщение и распространение.
6. Контроль за выполнением образовательных стандартов.
7. Организация работы с одаренными учащимися; включение школьников в активную познавательную деятельность; организация олимпиад, конференций, конкурсов.
8. Развитие форм самостоятельного и творческого мышления и интересов учащихся.
9. Изучение эффективности деятельности МО.
10. Поиск и организация взаимодействия с учреждениями социально-культурной сферы.
Для решения поставленных задач проведено пять плановых заседаний МО по тематике:
Заседание 1 (сентябрь):
1. Анализ деятельности МО за прошлый учебный год.
2. Анализ результатов итоговой аттестации в форме ЕГЭ, ГИА.
3. Инновационные подходы к организации учебно-воспитательного процесса.
4. Обсуждение и утверждение плана работы МО.
5. Составление Рабочих программ по предмету.
Форма проведения: круглый стол. Савельева Л.Е. поделилась опытом работы в сети творческих учителей и представила ряд материалов.
Заседание 2 (ноябрь):
1. Мониторинг качества образования как инструмент прогнозирования и развития школы.
2. Анализ успеваемости учащихся в первой четверти.
3. Итоги входного контроля.
4. Круглый стол «Стандарты нового поколения».
5. Организация подготовки к школьным и районным олимпиадам.
6. Составление плана проведения Недели русского языка и литературы.
Форма проведения: семинар-практикум.
Заседание 3 (февраль):
1. Активные и интерактивные методы и приёмы обучения на уроках русского языка и литературы.
2. Анализ успеваемости учащихся в первом полугодии. Итоги полугодовых контрольных работ.
3. Коррективы в работе МО (Емельянова Т.В.)
Форма проведения: обмен учителей передовым опытом.
Заседание 4 (май):
1. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка
2. Роль и место учителя русского языка и литературы в реализации комплексного проекта модернизации образования в условиях ФГОС.
3. Итоги государственной аттестации по предметам. Итоги работы МО.
4. Отчёт о курсах повышения квалификации по ФГОС (Васильева С.И, Качинская О.Н., Панченко Л.В.)
5. Планирование работы на новый учебный год.
Направления деятельности:
- повышение квалификации учителей
- внедрение в учебно-воспитательный процесс современныхинформационно-коммуникационных технологий, проектной и исследовательской деятельности учащихся
- изучение состояния преподавания предметов
- диагностика качества знаний учащихся
- экспертиза профессиональной компетентности учителей приаттестации педагогических работников
- обобщение и распространение передового педагогического опыта
- организация участия учащихся в олимпиадах, конкурсах,
научно-практических конференциях и т.д. районного, областного и
всероссийского уровня
научно-практических конференциях и т.д. районного, областного и
всероссийского уровня
В 2012-2013 учебном году методическим объединением использовали более разнообразные формы проведения плановых заседаний, что позволило проводить заседания с большей активностью. Перед каждым заседанием учителям заранее был известен круг обсуждаемых проблем, поэтому заседания проходили в форме живого диалога.
Каждый учитель работал индивидуально по темам самообразования.
Темы самообразования.
ФИО
|
Тема
| |
Балакирева И.В.
|
Развитие коммуникативной речевой культуры школьников на уроках русского языка.
|
Работа над проблемой осуществляется по 3 направлениям:
-овладение нормами литературного языка
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся
- развитие образцового и логического мышления.
Для успешной работы по этим направлениям использует различные продуктивные педагогические технологии:
- развитие критического мышления через чтение и письмо
- игровые технологии
- информационные технологии
|
Васильева С.И
|
Использование ИКТ на уроках литературы.
|
При использовании ИКТ реализует следующие задачи:
1) повышение интереса к учебным занятиям.
2) рост познавательной активности в процессе обучения.
3) изменение самооценки учащихся, повышение ее объективности.
|
Емельянова Т.В.
|
Лингвистический аспект при анализировании текста.
|
Основной целью преподавания русского языка и литературы считает:
- интеллектуальное, нравственное развитие детей;
- развитие языковой способности учащихся как сферы свободного, авторского самовыражения.
|
Качинская О.Н.
|
Тесты как форма контроля знаний.
|
Актуальность темы вызвана материалами итоговой аттестации. Предупредительная работа с тестами, начиная с 5 – 6 классов даёт положительный результат, о чём свидетельствует результат ГИА.
|
Савельева Л.Е.
|
Функциональные возможности ЭОР в условиях учебного процесса.
|
Такие характеристика ЭОР как мобильность, наглядность, интерактивность способствуют более высокому уровню усвоения учебного материала.
|
Панченко Л.В.
|
Проблемные ситуации в изучении русского языка.
|
Осуществляла следующую деятельность:
- посещение семинара учителей в Державинском лицее « Современный урок».
- использование компьютерных технологий при подготовке и проведении уроков.
- именно проблемные ситуации на уроке способствуют развитию критического и логического мышления.
- разработка методики домашних заданий опережающего характера.
|
Работа учителей носит практический характер, соотносится с общей методической темой школы и МО и направлена на совершенствование профессионального мастерства. Результатом деятельности становится развитие личности школьников. Но пока недостаточно осуществляется на практике обмен опытом между коллегами.
В целях самообразования учителя: Васильева С.И. Емельянова Т.В., Савельева Л.Е. - приняли участие в поездке в Рабочеостровскую школу Кемского района в рамках работы Ассоциации учителей Республики Карелия, посетили ряд уроков, семинары.
Учебная нагрузка педагогов.
Учителя активно участвовали в работе педсоветов, семинаров, предметных неделях. В течение ноября была проведена школьная олимпиада. Как и в прошлом году, учителя провели отборочные туры в классе, а затем победители приглашались на школьную олимпиаду. Победители школьных олимпиад участвовали в районных олимпиадах, были награждены грамотами.
Ф.И.О.
| |||
Балакирева И.В.
|
7 «В»
|
8 «Б»
|
10 «А»
|
Васильева С.И.
|
6 «А»
|
7 «А»
|
11 «Б»
|
Емельянова Т.В.
|
8 «А»
|
10«Б»
| |
Качинская О.Н.
|
7 «Б»
|
9 «Б»
|
5 «В»
|
Савельева Л.Е.
|
8 «В»
|
11 «А»
|
5 «А», 5 «Б»
|
Панченко Л.В.
|
6 «Б», 6 «В»
|
9 «В»
|
Регулярно проводили итоговые письменные работы, в рамках межсекционной работы МО обсуждали результаты орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, а также пути повышения развития навыков устной и письменной речи.
Учителя русского языка и литературы регулярно знакомились с новинками методической литературы для совершенствования своего мастерства через журналы «Русский язык в школе» (электронный вариант), «Литература в школе» и другие, через новинки методической литературы по данным предметам.
Изучали и обсуждали нормативные документы, связанные с преподаванием русского языка и литературы, проведением устных и письменных экзаменов, ведением кружковой и факультативной работы, элективных курсов.
Проверка качества знаний учащихся показала соответствие достигнутого уровня обученности учащихся требованиям подготовки.
В течение года учителя дали открытые уроки:
февраль
|
Качинская О.Н. Подготовка к ГИА по русскому языку.
|
март
|
Панченко Л.В. Подготовка к ГИА в рамках школьной программы.
|
апрель
|
Балакирева И.В. Подготовка к ГИА на уроке русского языка.
|
Именно открытые уроки как обмен профессиональным опытом позволяет представить общую картину педагогического мастерства, устранить возможные недочёты и даёт возможность работать в сотрудничестве.
На примере открытого урока Балакиревой И.В. видно, что 9 класс хорошо подготовлен, учащиеся настроены на серьёзную работу. Высокая работоспособность учеников была обеспечена за счёт рационального подбора заданий, сочетаний различных приёмов и методов проведения урока (наглядный, словесный, игровой, репродуктивный методы). Сочетание коммуникативного метода в сочетании с игровым привело к лёгкому усвоению материала. Использование на уроке элементов ИКТ стимулировало интерес учащихся, положительно сказывалось на эффективности урока.
На открытых уроках учителей учебный материал преподается в соответствии с содержанием стандарта, уровень сложности материала, подготовленного учителем, соответствует уровню сложности содержания в учебнике. Отчетливо прослеживается логичное построение содержания рассматриваемого материала: от простого к сложному. Учителями организована работа по формированию умений сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать материал. В течение уроков осуществлялась работа по развитию речи учащихся, навыков чтения. Обучающимся прививались навыки работы с книгой, со справочной литературой. На уроках велась работа по предупреждению и устранению речевых ошибок.
Членами МО проведены внеклассные мероприятия по предметам:
· Традиционной для школы стала Неделя русского языка и литературы, в рамках которой были проведены мероприятия по параллелям: брейн-ринг для 5 и 6 классов, лингвистический турнир для 7 и 8 классов, морской бой для старших классов. Но на таких мероприятиях не продумана работа со слабоуспевающими учениками, о чём предстоит задуматься в следующем году.
· Литературно – музыкальная гостиная «Осень». Музыка, видеоролик, чтение стихотворений учениками и сочинение стихотворений… Было не столько по-осеннему грустно, сколько уютно в атмосфере классики и творчества. Но хотелось бы видеть стихи учеников нашей школы на страницах газеты «Радуга», для чего нужен собственный корреспондент в новом году.
· Литературная игра для 11 классов по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в стенах городской публичной библиотеки в сотрудничестве с библиотекарем Зайцевой Н.И. и …Н.Ю. Наградой лучшим участникам из обеих команд стал билет на спектакль московского театра по роману «М и М».
· Литературная игра между 10 классами по литературе 2 половины 19 века в городской библиотеке.
· Литературная игра для 10 «Б» класса по роману-эпопее «Война и мир» в библиотеке. В игре не принял участие 10 класс «А», т.к. именно программа гуманитарного 10 «Б» класса позволила более углублённо изучить роман.
· Конкурс чтецов «Весна» (проза) для 5 – 7 классов. Ученики 5 классов, принявшие участие в районном конкурсе чтецов, не заявили о себе, т.к. основным условием конкурса было чтение прозы, в силу этого в конце учебного года был проведён конкурс на чтение прозы. Результаты превзошли ожидания: проза Б.Пастернака, И.А.Бунина, М.Пришвина и др. писателей прозвучала ярко и поэтично.
· Литературный клуб «Золотое перо» в 5 классах в рамках программы развития школы с отчётом о работе и планами на следующий учебный год. Но работа клуба не всегда хорошо освещалась. Планируем в новом учебном году расширить рамки работы клуба с учётом деятельности МО: это не только изучение теории литературы и развитие творческих возможностей участников клуба, но и, например, следующие планы и задачи:
1. организация встреч с творческими людьми – поэтами или писателями Сортавала,
2. организация и проведение литературных гостиных,
3. сотрудничество со СМИ в форме публикаций лучших творческих работ…
Участие во внеклассной общешкольной работе позволяет сплотить коллектив учащихся школы, обменяться опытом, показать свои знания. Впервые приняли участие в олимпиаде по русскому языку «Олимпус», а также во всероссийской олимпиаде школьников.
ФИО учителя
|
Олимпиада
|
«Зимние
интеллектуальные
игры», «Русский медвежонок»
|
Районный конкурс творческих работ, конкурс чтецов
|
Балакирева И.В.
|
Чекеева О. – 1 место по русскому языку в школе, 3 - районе
Данилова Н. – 7 класс «В», русский язык, 1 место в школе
|
Данилова Н.,
7 класс – 1 место в районе
|
Данилова Н.,
7 класс – 1 место в конкурсе чтецов в школе
|
Васильева С.И.
|
Ковальчук И. – 6 класс «А», литература, русский язык, 1 место в школе
Кипрушёва П. – 2 место в районе по литературе
|
Кипрушёвы П. и О. – сочинение
Пышкин М. – 1 место в конкурсе чтецов в школе
Назаров Д. – 1 место в конкурсе чтецов в школе
| |
Емельянова Т.В.
|
Михайлова Р. – 10 класс, литература, русский язык (1 место в школе, в районе)
Чабина А. – 1 место по русскому языку в школе, …
Хребтова С.– 8 класс «А», 1 место литература
|
Хохлова Н. -1 место в районном конкурсе чтецов
| |
Качинская О.Н.
|
Чистякова О. – 1 место по литературе в школе
Евтюгина А. – 7 класс «Б», литература, 1 место
| ||
Савельева Л.Е.
|
Батракова К. – 11 класс, литература (1 место в школе, в районе, 3 место во всероссийской олимпиаде по литературе)
Титова К.– 5 класс «А», литература, 1 место в школе
Хапонен С.- 5 класс «Б», русский язык, 1 место в школе
|
Батракова К. Плюхина М. – «Зимние игры», призёры Карелии
|
Равомянд Ю. – 1 место в конкурсе сочинений «Шаг к будущему»
Ракова К. – 3 место
Сергошко Г. – 3 место
Квасникова В. – 1 место в конкурсе чтецов в школе
|
Панченко Л.В.
|
Головина Л. – 1 место в районе в «Зимних играх»
|
Учителями используются следующие образовательные технологии:
· Интерактивные технологии,
· технология проблемного обучения,
· личностно ориентированные технологии,
· технология исследовательского обучения,
· технология разноуровневого обучения,
· игровая технология
Именно совокупность разных образовательных технологий, форм и методов позволяет каждому учителю добиваться высоких результатов в учебной деятельности. Но слабо развита индивидуальная или групповая научно-исследовательская деятельность учащихся, на школьной конференции были представлены ученические работы только под руководством учителей Васильевой С.И. и Савельевой Л.Е. Возможно, причина в учебном плане: в 10 – 11 классах ведётся ИД.
Повышение квалификации учителями:
Дистанционные курсы «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе» - региональный тьютор: проводила курсы для учителей ОУ Республики Карелия
|
ГАОУ РК «ИПКРО»
курсы «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе»
|
Курсы повышения квалификации учителей 5 классов, приступающих к реализации ФГОС в 2012-2013
|
Курсы– онлайн по ФГОС
|
Савельева Л.Е.
|
Балакирева И.В.
|
Васильева С.И.
Качинская О.Н.
Панченко Л.В.
|
Савельева Л.Е.
|
За учебный год было выпущено под редакцией Балакиревой И.В. несколько номеров газеты «Шанс», иллюстрирующих насыщенную культурную жизнь школы.
С целью подготовки учащихся к предстоящим выпускным экзаменам были проведены несколько видов работ в 11-х и 9-х классах. Такая работа способствует как психологической подготовке к предстоящим испытаниям учеников и учителей, так и выявлению пробелов в знаниях учащихся.
Итоги ГИА по русскому языку в 9 классах являются результатом напряжённой работы учащихся совместно с учителем в течение всего учебного года и предыдущих лет. Итоги ЕГЭ в 11-х классах, как и итоги ГИА, будут темой первого методического заседания в следующем учебном году.
Подготовка к предстоящим выпускным экзаменам осуществлялась по намеченному плану:
- изучение инструкций и нормативных документов к выпускным экзаменам в 11х, 9х классах;
- со 2 полугодия ведется повторение учебного материала, пройденного в предыдущих классах;
- подготовлены все экзаменационные материалы (билеты к устным экзаменам в 9 классе, практический материал); утверждены на заседании МО учителей русского языка и литературы;
- составлен график проведения консультаций и доведен до сведения учащихся.
Подводя итоги работы МО учителей русского языка и литературы, можно отметить, что в этом году она была чуть более успешной в плане количества открытых уроков и продуктивной с точки зрения творческих и учебных итогов, что является следствием формирования положительной мотивации учащихся.
Но есть еще проблемы, над которыми предстоит работать в будущем. Следует обратить внимание на такие проблемы:
- больше участвовать во всевозможных районных и областных конкурсах сочинений, что развивает способности детей;
- подготовку чтецов сделать планомерной работой, отрабатывать сценическое мастерство способных детей;
- повышать успеваемость по русскому языку за счёт проведение различных внеклассных мероприятий, вызывая интерес к предмету;
- поддерживать тесную связь с библиотекой, проводить совместные мероприятия;
- уделять больше внимания дифференцированному обучению учащихся и работе в группах.
руководитель ШМО - Савельева Л.Е.
Здравствуйте, Лариса Евгеньевна! Приглашаю Вас в гости в мой блог "BERGAMOT" http://bergamotblog.blogspot.ru/
ОтветитьУдалитьЯ тоже преподаватель русского языка и литературы. Надеюсь, что и у меня в блоге Вы найдете массу полезной информации!
С уважением, Сазонова Анна Владимировна.