понедельник, 1 августа 2022 г.

Жаклин Келли. Эволюция Кэлпурнии Тейт

    "– Кэлли Ви, – сказал он, – у меня для тебя кое-что есть. Глянь, совсем новенькая. Начинай вести Дневник научных наблюдений. Ты становишься заправским натуралистом.
Что такое натуралист? Я точно не знала, но решила посвятить остаток лета тому, чтобы им стать. Если надо просто записывать всё, что видишь вокруг, то я справлюсь. Теперь, когда у меня появился Дневник, я стала многое замечать".
    Любимый брат Гарри дарит Кэлпурнии (единственная девочка из семерых детей) красную кожаную записную книжку с надписью на обложке: «Привет из Остина», чтобы та могла вести Дневник научных наблюдений. Так начинается история познания природы Кэлпурнией Тейт, или Кэлли Ви, которая живет в Техасе в конце 19 века, как и все, страдает от убийственной жары и мечтает не домоводством заниматься, а стать ученым. И именно жара даёт желанную свободу пытливой девочке.
   Наблюдения за природой вызывают огромное любопытство у девочки, на вопросы которой никто не в силах ответить, кроме дедушки-натуралиста, который пока не проявлял к Кэлпурнии никакого интереса. 
"– Так, – неторопливо произнёс он наконец. – Думаю, такая умница-девочка, как ты, разберётся сама. Возвращайся, когда догадаешься.
Он отвернулся и начал что-то писать в большой тетради. Так-то. Похоже на разговор с драконом? Толку мало. С одной стороны, он не пыхнул в меня огнём, с другой стороны, ничем не помог. Вдруг он разозлился, что я прервала его работу? Нет, говорил вполне вежливо".
    Кэлпурния, как и советовал дедушка, сама нашла ответ на свой вопрос, почему жёлтые кузнечики больше, чем зелёные. Наблюдения за природой, размышления и догадки. "Происхождение видов" Ч.Дарвина - книга, с которой начинается дружба с дедушкой, совместные путешествия, помощь ему в исследованиях. И совет внучке не тратить время по пустякам.
    И Кэлпурния невольно размышляет о жизни и смерти, наблюдая длительный процесс преображения гусеницы в бабочку и проявляя научный интерес к тому, кто из неловкого жителя земли стал грациозным обитателем воздуха. Потом вместе с дедушкой грезят о новом виде горошка, проводят эксперименты и научные изыскания, а также мотыгой обрабатывает хлопок, что, по мнению служанки Виолы, недопустимо для девушки, которую собираются выводить в свет, чтобы занять положенное место в обществе. 
    "Пекла пироги полдня, результат был уничтожен за четыре минуты ровно. И даже комплименты меня не утешили – полдня потеряно, ни Дневника, ни реки, ни образцов, ни дедушки. Дедушка задумчиво жевал пирог".
    Событием для всех становится появление телефона, автомобиля, что символизирует в книге время перемен, в том числе и для юной девушки, жизнь которой не может быть ограничена только домоводством. Желанный подарок от дедушки... и долгожданная телеграмма из Вашингтона: открыли новый вид горошка.
    "Моя очередь. Я встала, достала из кармана Дневник, раскрыла на последней странице.
– Это не одно обещание, а целый список желаний. Пока я жива, хочу увидеть: северное сияние; Гарри Гудини; Тихий океан или Атлантический, всё равно, любой океан; Ниагарский водопад; Кони-Айленд; кенгуру; утконоса; Эйфелеву башню; Гранд-Каньон; снег".
    Почему "Эволюция Кэлпурнии Тейт"? Дедушка подарил внучке книгу Ч. Дарвина об эволюции животного мира, и сама девочка эволюционирует в познаниях об окружающем мире.

3 комментария:

  1. Здравствуйте, Лариса Евгеньевна! Отличная книга, я её читала с огромным удовольствием, как и книгу "Приключения Кэлпурнии Тэйт". Я думаю, что интересна она будет и взрослым и детям.

    ОтветитьУдалить
  2. Отличная книга, Лариса Евгеньевна!

    ОтветитьУдалить
  3. Да, согласна, книга очень понравилась.

    ОтветитьУдалить