ЕГЭ по литературе

8. Как в данном фрагменте раскрывается внутренняя природа госпожи Простаковой?

Явление VII
Те же и Правдин.
Г-жа Простакова. Братец, друг мой! Рекомендую вам дорогого гостя нашего, господина Правдина; а вам, государь мой, рекомендую брата моего.
Правдин. Радуюсь, сделав ваше знакомство.
Скотинин. Хорошо, государь мой! А как по фамилии, я не дослышал.
Правдин. Я называюсь Правдин, чтоб вы дослышали.
Скотинин. Какой уроженец, государь мой? Где деревеньки?
Правдин. Я родился в Москве, ежели вам то знать надобно, а деревни мои в здешнем наместничестве.
Скотинин. А смею ли спросить, государь мой, – имени и отчества не знаю, – в деревеньках ваших водятся ли свинки?
Г-жа Простакова. Полно, братец, о свиньях – то начинать. Поговорим-ка лучше о нашем горе. (К Правдину.) Вот, батюшка! Бог велел нам взять на свои руки девицу. Она изволит получать грамотки от дядюшек. К ней с того света дядюшки пишут. Сделай милость, мой батюшка, потрудись, прочти всем нам вслух.
Правдин. Извините меня, сударыня. Я никогда не читаю писем без позволения тех, к кому они писаны.
Софья. Я вас о том прошу. Вы меня тем очень одолжите.
Правдин. Если вы приказываете. (Читает.) «Любезная племянница! Дела мои принудили меня жить несколько лет в разлуке с моими ближними; а дальность лишила меня удовольствия иметь о вас известии. Я теперь в Москве, прожив несколько лет в Сибири. Я могу служить примером, что трудами и честностию состояние свое сделать можно. Сими средствами, с помощию счастия, нажил я десять тысяч рублей доходу…»
Скотинин и оба Простаковы. Десять тысяч!
Правдин (читает). «…которым тебя, моя любезная племянница, тебя делаю наследницею…»
Г-жа Простакова. Тебя наследницею!
Простаков. Софью наследницею!
Скотинин. Ее наследницею!
Г-жа Простакова (бросаясь обнимать Софью). Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя! Я вне себя от радости! Теперь тебе надобен жених. Я, я лучшей невесты и Митрофанушке не желаю. То – то дядюшка! То-то отец родной! Я и сама все-таки думала, что Бог его хранит, что он еще здравствует. (Д.И.Фонвизин. Недоросль)

   В данном фрагменте пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль» ярко и убедительно раскрывается внутренняя природа госпожи Простаковой. Её просьба прочитать письмо, обращённая к Правдину («Сделай милость, мой батюшка, потрудись, прочти всем нам вслух»), свидетельствует о необразованности и невежестве героини.
  Кроме того, читатель невольно замечает её лицемерие. Узнав о том, что Софья стала богатой наследницей, Простакова сразу меняет отношение к девушке ("Поздравляю, Софьюшка!", «Поздравляю, душа моя!»). Авторская ремарка («бросаясь обнимать Софью») отражает желание хозяйки дома завоевать расположение Софьи.
   Неискренность, фальшь составляю главную сущность внутренней природы необразованно, невежественной госпожи Простаковой, её эгоистичность и непреклонность в достижении своих коварных замыслов.
  Госпожа Простакова - героиня комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль". В приведённом фрагменте представлена сцена, в которой герои из письма Стародума узнают о наследстве Софьи. Простакова демонстрирует своё лицемерие и угодливость, что проявляется в её речи, обращённой к Правдину ("друг мой", "государь мой"). Героиня льстит, желая  показать себя с лучшей стороны.
  Также в этой сцене раскрывается такая важная черта Простаковой как безграмотность. Мы понимаем это, когда героиня просит чиновника прочитать письмо. Не сострадательное отношение к Софье, а исключительно стремление к материальной выгоде звучит во внезапном восклицании: "Десять тысяч!".
   Простакова - помещица, которую интересует только личная выгода, и достигается она безнравственными действиями героини.

9.  В каких произведениях русской классики отображён конфликт между представителями разных сословий и в чём эти произведения можно сопоставить с «Капитанской дочкой» Пушкина?

     В романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» наряду с Гринёвым главный герой - Пугачёв, отличительной чертой которого является бунтарство. Он противостоит представителям дворянского сословия. Желание Пугачёва изменить положение народа и неприятие общественной жизни породили величайшее в мире восстание, «беспощадный крестьянский бунт», последствия которого были плачевными.
    Также конфликт между представителями  разных сословий отображён в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Отношение необразованной и грубой госпожи Простаковой к крепостным вызывает осуждение со стороны читателей и автора. Например, в сцене «Тришкин кафтан» бранные слова, оскорбляющие и унижающие крепостного слугу («скот», «бестия»), свидетельствуют как о её невежестве, так и невоспитанности, элементарном неуважении к человеку.
    Ещё один пример иллюстрации конфликта между разными сословиями можно привести из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир». Богучаровский бунт (княжна Марья не может покинуть имение, узнав о приближении французов) служит олицетворением непонимания народа дворянским сословием и разногласий между классами.
  Итак, конфликт неизбежны в любом обществе, но в приведённых примерах они имеют социальное звучание. Аня М.,  11 класс

9. В каких произведениях русской литературы представлены нравы помещиков? Сопоставьте эти произведения с комедией Д.И.Фонвизина "Недоросль".

 Нравы помещиков ярко представлены в таких произведениях, как  "Мёртвые души" Н.В.Гоголя, "Господа Головлёвы" М.Е.Салтыкова-Щедрина и "Крыжовник" А.П.Чехова. Попробуем сопоставить эти произведения с "Недорослем" Фонвизина.
  Помещики заботятся только о собственном благе, извлекают материальную выгоду. В этом схожи гоголевские помещики Коробочка, Собакевич - герои "Мёртвых душ". Эти герои стараются как можно выгоднее устроить денежные дела, что особенно проявляется в сцене продажи мёртвых душ Чичикову: герои умело торгуются, расценивая людей как товар. Подобно им Простакова устраивает женитьбу своего сына с целью обогатиться, приумножить капитал.
  Также героев из разных произведений объединяет жестокое, равнодушное отношение к крепостным. Вспомним эпизод с Тришкой, где "злая фурия" Простакова грубо бранит своего слугу, грозит выпороть. Подобный деспотизм мы наблюдаем и в рассказе "Крыжовник". Помещик может поднять руку на крепостных, заставляет крестьян обращаться к себе "ваше высокоблагородие". 
   Помещики лишены семейного счастья. В произведении "Господа Головлёвы" Арина Петровна делит своих детей на любимчиков и прокажённых. Она несчастлива в семье, как и её дети. Госпожа Простакова даже вызывает сочувствие у Софьи, когда родной сын, котого она безумно любит, отталкивает её. Гоголевский Плюшкин, лишившись семьи, не смог справиться с одиночеством и превращается в "прореху на человечестве".
  Н.В.Гоголь, Д.И.Фонвизин, А.П.Чехов, М.Е.Салтыков-Щедрин и другие писатели размышляли о сущности человека, представляя нравы помещиков, которые заботятся только о материальном благе, утрачивают духовность, жестоко относятся к крепостным и сами несчастны в семье.

15. Какие черты характера важны для автора стихотворения "Давно смолкли залпы орудий"?

Давно смолкли залпы орудий,
Над нами — лишь солнечный свет.
На чём проверяются люди,
Если войны уже нет?

Приходится слышать нередко
Сейчас, как тогда:
«Ты бы пошёл с ним в разведку?
Нет или да?»

Не ухнет уже бронебойный,
Не быть похоронной под дверь,
И кажется — всё так спокойно
И негде раскрыться теперь...

Приходится слышать нередко
Сейчас, как тогда:
«Ты бы пошёл с ним в разведку?
Нет или да?»

Покой только снится — я знаю,
Готовься, держись и дерись:
Есть мирная передовая —
Беда, и опасность, и риск.

Приходится слышать нередко
Сейчас, как тогда:
«Ты бы пошёл с ним в разведку?
Нет или да?»

В полях обезврежены мины,
Но мы не на поле цветов,
Вы поиски, звёзды, глубины
Не сбрасывайте со счетов.

Поэтому слышим нередко,
Если приходит беда:
«Ты бы пошёл с ним в разведку?
Нет или да?»  (В. С. Высоцкий, 1968)

   В стихотворении В.С.Высоцкого "Давно смолкли залпы орудий" звучит тема послевоенного времени. Лирический герой задумывается о том, что является в настоящее время мерилом человеческой сущности ("На чём проверяются люди, Если войны уже нет?"). Повтор риторических вопросов («Ты бы пошёл с ним в разведку? Нет или да?») передаёт основную мысль текста. Автор сравнивает военное время с настоящей жизнью, со всеми её трудностями, так как жизнь - это всегда испытание.
   Поэт пытается сказать читателям, что именно взаимоотношения людей, умение поддерживать в трудную минуту, готовность прийти на помощь являются основными качествами личности, которые и отличают по-настоящему гуманного человека. Именно эти черты характера важны для автора стихотворения "Давно смолкли залпы орудий".

15. Как в поэзии Б.Л.Пастернака раскрывается мысль об "очеловеченности" природы?
Пронизан солнцем лес насквозь.
Лучи стоят столбами пыли.
Отсюда, уверяют, лось
Выходит на дорог развилье.
В лесу молчанье, тишина,
Как будто жизнь в глухой лощине
Не солнцем заворожена,
А по совсем другой причине. (Б.Л.Пастернак)

  Гармония природы мастерски передана Б.Л.Пастернаком в стихотворении "Тишина". Текст отличается особой музыкальностью. Приёмы звукописи (ассонанс на гласный "а": "иван-да-марья", "иван-чай" и аллитерация на согласный "ч": "речей", " благозвучье", "случай") передают жизнь леса.
   Приём инверсии ("Пронизан солнцем лес насквозь") помогает расставить смысловые акценты, привлечь внимание к пейзажу. Пастернак олицетворяет природу: травы "глазеют", ручей "что-то хочет рассказать". Эпитет "глухой лощине" помогает создать ощущение тишины в лесу.
    Итак, с помощью разнообразных литературных тропов и приёмов передана гармония природы, благоприятно воздействующая и на человека.

16. Кто из русских поэтов обращался к социальной проблематике и в чем их произведение можно сопоставить со стихотворением А. А. Блока "Фабрика"?
     В стихотворении А.Блока «Фабрика» автор обличает пороки буржуазного общества, пошлого мира и безнравственное отношение к народу, например, с помощью образного определения «медным голосом».
     Также социальная тема звучит в поэме А.Блока «Двенадцать». С первых строк,  построенных на контрасте, читатель осознаёт масштаб социальных потрясений в начале 20 века. В сознании героев творится неразбериха, хаос, в городах – разруха. В центре повествования изображается преступление – убийство Катьки. Любовный конфликт перерастает в социальный: убийство совершается не столько из ревности, сколько из мести.
      Ещё один пример социального конфликта можно привести из стихотворения В.Маяковского «Нате!». Лирический герой не может принять действительность. Он сатирически обличает буржуазное общество («обрюзгший жир», «стоглавая вошь»), как и в стихотворении А.Блока «Фабрика» эпитет «в жолтых окнах» создаёт образ пошлого мира, безучастного к судьбе трудового народа. Аня М., 11 класс

16. Кто из русских поэтов обращался к теме жизни природы и в чем их произведение можно сопоставить со стихотворением Б.Л.Пастернака "Тишина"?

   Природа - одна из вечных тем поэзии, и по-особому она звучит в творчестве А.А.Фета, поэта "чистого искусства", яркого представителя импрессионизма в литературе. В стихотворении "Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр..." говорится о красоте ночного леса, как и в стихотворении Пастернака "Тишина". Фет олицетворяет ельник, называя его "хором гигантов".
  Образ солнца в обоих стихотворениях - яркое пятно, которое тревожит и впечатляет лирического героя.
   Приём олицетворения также характерен для пейзажной лирики Ф.И.Тютчева. Например, в стихотворении "Ещё в полях белеет снег..." весенние воды "будят сонный брег", "гласят во все концы". Ощущением жажды жизни, земной радости проникнуто стихотворение. Образ ручья как пробуждающей силы природы схож с образами "Тишины" Пастернака.
   Итак, природа - вечный источник вдохновения для поэзии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий