Произведение американской писательницы, лауреата Пулитцеровской премии за художественную книгу 2014 года, начинается с эпиграфа - слов Альбера Камю: "Абсурд не освобождает, он сковывает".
Часть 1. Роман назван в честь картины известного голландского художника Карела Фабрициуса «Щегол», которая играет важную роль в судьбе главного героя. "Девочка и старик встали рядом с нами. Я смущенно наклонился и взглянул на картину. Она была маленькой, самой маленькой на всей выставке и самой простой: желтый щегол на незатейливом бледном фоне прикован к насесту за веточку-ножку".
1943 год. Амстердам, холодный отель, бесконечные сны и мысли о маме, с уходом которой был потерян ориентир в жизни. Воспоминания Теодора Декера, или Тео, наполнены мельчайшими подробностями того злополучного дня, когда вместе с мамой 13-летний Тео должен был оказаться в кабинете директора, но из-за дождя они задержались в нью-йоркском музее: это портрет мамы, аромат её духов, карамельный цвет зонтика в дождливый день, сходство настороженного взгляда щегла на картине с детскими фотографиями мамы, старик с рыжеволосой девочкой в музее. Потом взрыв, умирающий старик с требованием взять с собой кольцо и картину, того самого "Щегла", которым восхищалась мама Тео, а ещё непонятные слова из уст старика: "Хобарт и Блэквелл. Позвони в зелёный звонок". И кругом ни души, пока не показалась надпись "ВЫХОД". Ужас, пережитый ребёнком в ожидании мамы, которая никогда не вернётся домой, страх одиночества. И мысли о девочке, благодаря которой он остался жив, поддавшись желанию снова увидеть её в толпе.
Кольцо, зелёный звонок приводят Тео к реставратору мебели Джеймсу Хобарту, или просто Хоби, у которого после долгих скитаний и поселится герой, обретя утраченное спокойствие и дом. Именно там он находит девочку Пиппу с рыжими волосами, как и Тео, чудом спасшуюся во время взрыва, но пока в тяжёлом состоянии. Хоби становится для Тео хорошим учителем, настоящим волшебником, помогающим разглядеть одушевлённость в хорошей мебели в его мастерской-госпитале. Разлука с Пиппой и встреча с отцом.
Кольцо, зелёный звонок приводят Тео к реставратору мебели Джеймсу Хобарту, или просто Хоби, у которого после долгих скитаний и поселится герой, обретя утраченное спокойствие и дом. Именно там он находит девочку Пиппу с рыжими волосами, как и Тео, чудом спасшуюся во время взрыва, но пока в тяжёлом состоянии. Хоби становится для Тео хорошим учителем, настоящим волшебником, помогающим разглядеть одушевлённость в хорошей мебели в его мастерской-госпитале. Разлука с Пиппой и встреча с отцом.
Свой главный вопрос Тартт задаёт устами одного из героев: «…Не в том ли смысл всех вещей – красивых вещей, чтоб служить проводниками какой-то высшей красоте?»
Часть 2.
Повествование начинается с кричащего эпиграфа - слов Артюра Рембо: "Когда всех сильнее мы — кто отшатнется назад? Когда веселее — кто валится наземь от хохота?
Когда мы дрянь дрянью — что они могут нам сделать?"
Перезд с отцом (азартные игры, наркотики) из Нью-Йорка в Лас-Вегас, знакомство с новым другом Борисом, с которым можно поговорить о "Войне и мире" Толстого, выпить пива, водки и посмотреть фильм. Это мир, который был чужд маме Тео и стал реальностью для её сына, как и нецензурная лексика, которая позволяет в нескольких грубых словах, не прилагая усилий, выразить эмоции, лишает слабого человека индивидуальности, нивелирует личность. Но, получая письма от Хоби, Тео вспоминает, какая рядом с ним "приятная атмосфера для мыслей: туманный, осенний, мягкий и манящий микроклимат", где он чувствовал себя уютно и безопасно. Книги об искусстве напоминают о маме и постепенно помогают преодолеть себя.
Часть 3.
Мы так привыкли притворяться перед другими, что в конце концов начинаем притворяться перед собою. ФРАНСУА ЛАРОШФУКО
15-летний Тео вместе с псом возвращается в Нью-Йорк и направляется к Хоби. Пиппа. Экзамены. Следствие по делу о пропавших из музея картинах.
Часть 4.
Не плоть и кровь – сердце делает нас отцами и детьми. ШИЛЛЕР
Спустя 8 лет. Герой бросил учёбу и работает на Хоби, не пренебрегая выдавать подделку за подлинник втайне от Хобарта. Торговец антиквариатом. Смерть Энди. И жизнь, не прожитая вместе с Пиппой. Одни наркотики и картина, провоцирующая страх, а ещё полёт в безумие. И эта же картина давала ощущение собственной незаурядности.
"- Именно. - Хорст обернулся, лицо перерезала тень. - Это его шутка, Фабрициуса. В сердце картины — шутка. Именно так и поступают все великие мастера. Рембрандт. Веласкес. Поздний Тициан. Они шутят. Забавляются. Выстраивают иллюзию, фокус, но подойдешь ближе — и все распадается на отдельные мазки. Абстрактная, неземная. Другая, куда более глубокая красота. Сущность и не сущность еще. Должен сказать, что одно это крошечное полотно ставит Фабрициуса в один ряд с величайшими художниками всех времен. А «Щегол» ведь что? Он творит чудо на таком безделушечном пространстве. Хотя, признаюсь, удивился, — тут он повернулся ко мне, — когда впервые взял ее в руки. Тяжелая, да?"
Встречас с Борисом, и его немыслимое признание. Сложные отношения с Китси и дрожание коленок от встречи с Пиппой, по которой по-прежнему страдает Тео.
Часть5.
Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины. НИЦШЕ
Происки картины продолжаются в рождественском Амстердаме. Провалы в бездну чередуются с глубокими мыслями, умозаключениями, отождествлением реального мира с миром, словно сошедшим с полотен известных мастеров: "Гибельные свинцовые небеса с полотен Эгберта ван дер Пула".
Оказалось сложнее оправдаться перед Хоби, чем спасти свою жизнь, жизнь Бориса и картину. Хоби, Велти, Пиппа... Скитаясь по миру и выкупая проданные подделки, герой " часто думал о том, что сказал Хоби — о тех образах, что поражают нас в самое сердце, образах, что дарят нам проблеск красоты куда более безграничной, которую можно потом проискать всю жизнь да так и не обрести снова". Тео много размышляет о картине "Шегол", которая в детстве так полюбилась его маме, и о птице, сохраняющей достоинство в своей неволе.
Я читала Донну Тартт, "Маленький друг" но "Щеголь" не читала.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Лариса Евгеньевна! Благодарю за отзыв, слышала о книге, но не читала. Если Вы не против, включу в список "Книга месяца". Пост опубликую 8 апреля.
ОтветитьУдалитьДа, Людмила, конечно.
УдалитьСпасибо, вношу в список "Книга месяца".
УдалитьУ нас в библиотеке молодежь часто спрашивает эту книгу, но мы не пока не приобрели. В мае опять будем отсматривать прайсы издательств, надо обязательно заказать. И сама я давно хочу ее прочесть.
ОтветитьУдалитьЛариса Евгеньевна, спасибо за отзыв, я теперь примерно представляю, что за "Щегол" такой) давно хочу прочесть)