четверг, 31 октября 2019 г.

Факел смирения Анастасии Цветаевой

"Я тогда не знала, что Анастасия Цветаева с 27 лет отказалась от всех мирских соблазнов, что она инокиня. Не дорожила богатством, мирилась с нищетой. Легко раздавала деньги, которые получала за свои книги, родным, близким и просто нуждающимся".
Известный петрозаводский журналист Наталья Ларцева, автор книг о Марине Цветаевой, была хорошо знакома с Анастасией Цветаевой. В «Лицее» в 90-е публиковались ее воспоминания об А.И. Цветаевой. 

***
В одну из первых наших встреч Анастасия Ивановна сказала: «Как вы, Наташа, можете жить в этом лесу жизни, не чувствуя руки Бога?». Потом она часто возвращалась к этой теме, настойчиво наставляя меня на путь веры.
  Рассказала, как, находясь в сибирской ссылке, испросила разрешения отпеть Марину Цветаеву, хотя по законам православной веры самоубийцам в этом отказано. Совершив обряд, пошла на местное кладбище в поисках заброшенной могилы. Ветер вырвал у нее из рук узелок с землей, и она догнала его возле безымянного холмика! В него и закопала освященную церковью землю.
   Я тогда не знала, что Анастасия Цветаева с 27 лет отказалась от всех мирских соблазнов, что она инокиня. Не дорожила богатством, мирилась с нищетой. Легко раздавала деньги, которые получала за свои книги, родным, близким и просто нуждающимся.
  Я часто слышала, как в разговоре с Евгенией Филипповной Куниной Анастасия Ивановна мимоходом говорила: «Ну, помнишь, это было тогда, когда у меня еще были деньги».
   Однажды я слышала ее долгую молитву перед сном: Анастасия Ивановна молилась за многих, перечисляла имена. Делала паузы, я уж думала — уснула. Нет, слышу — снова читает молитву.
   Узнав, что мой муж тяжело болен, сказала: «Я буду молиться за него».
  Жила безбытно. Из всей более чем скромной обстановки только и помню, что иконостас и рояль. И стены, на которых свободного места не было. Фотографии, фотографии, портреты…     Чаще всего — Марины Цветаевой.
  Какое-то время висел портрет Михаила Горбачева! Заметив мое удивление, сказала: «При нем впервые напечатали Мандельштама».
   А вообще о политике не говорила никогда.
   Однажды все стены ее комнаты были увешаны рисунками Оленьки Мещерской, правнучки. На них — синее-синее небо, маковки церквей, кресты…
  …Каким редкостным даром слушать и слышать людей обладала Анастасия Ивановна! Она все хотела знать обо мне и моей семье. Одну из своих последних книжек «Неисчерпаемое» подарила «дорогим Наташе и Леночке Ларцевой на рождество 1993 года»...

Комментариев нет:

Отправить комментарий