"Дора с этого дня обретет душевную гармонию. Впоследствии она будет писать картины – и очень хорошие картины. Грачи даровали ей легкость руки и свободу сознания, необходимые для истинного творца…
Дора будет печальна и счастлива, она будет больна телом и здорова душой. Она будет жить так хорошо и так долго, как только сможет, а когда закончится отпущенный ей срок жизни, она умрет. Ну а грачи продолжат рисовать свои таинственные фигуры в сумеречных небесах до тех пор, пока будет существовать этот мир".
Дора будет печальна и счастлива, она будет больна телом и здорова душой. Она будет жить так хорошо и так долго, как только сможет, а когда закончится отпущенный ей срок жизни, она умрет. Ну а грачи продолжат рисовать свои таинственные фигуры в сумеречных небесах до тех пор, пока будет существовать этот мир".
Мистика, ощущение ужаса (в какой-то момент я переключилась на духовную литературу) и чего-то сверхъестественного, фантастика - все черты готического романа налицо, не хватает только старого готического замка. Но вот его подобие уже возводится - огромный магазин ритуальных принадлежностей. И, конечно, грачи не примета весны (А.К.Саврасов. Грачи прилетели), а символ мрака, смерти, потерь, ниточка между миром живых и мёртвых.
В центре повествования этой таинственной истории - жизнь главного героя Уильяма Беллмена, пережившего блистательное восхождение от рабочего до управляющего ткацкой фабрикой и лишившегося смысла и радости жизни. Причина разыгравшейся драмы - детский страх, от которого не суждено избавиться и во взрослой жизни, страх, который приобрёл реальные черты птицы, той, что, не дрогнув, убила его рука. За полётом грачей следит маленькая дочь Уильяма Дора, её рука постоянно вырисовывает птичьи очертания. И со свойственной ей проницательностью Дора замечает, что её папа не любит грачей.
"– Погоди-ка. – Он задержал ее руку. – Что это у тебя?– Грач. Он часто прилетает к нам в сад, и я слежу за ним из окна".
Талант Доры, юной художницы, по достоинству оценил Чарльз, двоюродный брат Уильяма. "Вспомнив о граче, которого они рисовали, Чарльз повернулся и посмотрел в другую сторону. Там, за полем, близ речного берега, маячила группа дубов, и кроны их были так же густы, как в пору его детства. Он вспомнил камень, описывающий безупречную дугу в небе – дугу между рогаткой Уильяма и молодым грачом на ветке дуба". Чарльз необъяснимым образом уходит из жизни, как и другой участник истории, случившейся в детстве с Уильямом.
Грач мерещится герою в обыденной жизни.
"Странно было в будний день слышать крики грачей, кружащих над корпусами. Более того, он мог отчетливо слышать биение собственного сердца и даже пульсацию крови в венах. Открыв дверь кабинета, он неожиданно увидел нечто черное и бесформенное, примостившееся на его рабочем столе. В следующий миг это черное взмыло в воздух и устремилось на Уильяма, колыхаясь и разрастаясь в полете.
Уильям с криком поднял руки, пытаясь защититься, – но чернота уже плавно оседала на пол.
Оказалось, это всего лишь ткань. Образец превосходной черной ткани из мериносовой шерсти, распахнутое окно и сквозняк, возникший при открывании двери, – ничего более".
Если таинственная связь убитого грачонка с жизнью главного героя кажется странной, нереальной, то можно вспомнить факт из жизни Н.В.Гоголя, чья жизнь также окутана мистикой: сильное чувство вины осталось у писателя с детства перед напугавшей его и утопленной в пруду кошкой.
Загадочный образ чёрного человека наводит на мысли о поэме С.А.Есенина "Чёрный человек": Черный человек!
Ты прескверный гость.
Эта слава давно
Про тебя разносится».
Я взбешен, разъярен,
И летит моя трость
Прямо к морде его,
В переносицу...
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
...Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один...
И разбитое зеркало...
Чёрный человек - плод больного воображения в романе Д. Сеттерфилд или фантастический персонаж, возможно, и то, и другое, не всё в нашей жизни подчиняется логическому объяснению.
"– Я всегда был рядом с тобой.
– Как это? Я правильно понял? Ты сказал – всегда?
Блэк кивнул:
– Всегда за твоей спиной.
Беллмен задумался, с сомнением глядя на сгусток тени в противоположном кресле".
"– Я всегда был рядом с тобой.
– Как это? Я правильно понял? Ты сказал – всегда?
Блэк кивнул:
– Всегда за твоей спиной.
Беллмен задумался, с сомнением глядя на сгусток тени в противоположном кресле".
Здравствуйте, Лариса Евгеньевна! У Вас за октябрь немало отзывов о прочитанных книгах. А что Вы можете предложить в КАТАЛОГ проекта "Книга месяца"? Итоги за октябрь публикую завтра - 7 ноября.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Лариса! Такой объемный отзыв по книге, спасибо! А вам она понравилась? Я читала "тринадцатую сказку"и не скажу, что книга оставила хорошее впечатление. Интрига, сюжет, готика, но я не вернусь к этому автору.
ОтветитьУдалитьЛилия, мне нравятся книги Д.Сеттерфилд, после прочтения продолжаю думать: отец и дочь- близкие люди, но такие разные, он предприимчивый делец, она творец, художник. Но должна отвечать и за поступки отца. Стиль, речь писателя тоже нравятся.
ОтветитьУдалить