"А я, Нина, уже мечтаю, как весной посажу на участке косячок рябин: деревца рядышком, напросвет, как улетающий клин... Бежишь, бежишь в салюте рябиновых брызг… и вдруг навстречу тебе пацан: чёрные кудри, как на картинах итальянских мастеров, а глаза ошалелые, огромные, синие – сил нет! – и в этих глазах ты сама – рыжая-шальная, в ореоле кипящих рябин".
Семейная сага, трилогия "Наполеонов обоз"... Пропавший два века назад золотой обоз с сокровищами словно проколесил, протянулся, пролетел через время - через весь роман - через русские города и сёла, оставляя след в судьбах разных людей. Необычна трактовка образа Кутузова как бесталанного стратега, при котором была сдана, сожжена Москва и пропал обоз с драгоценностями... то ли вскользь брошенная фраза, то ли полемика с толстовским образом.
Если первую часть "Рябиновый клин" осилила с трудом, увязая в колеях как извилистых, непроходимых дорог, томительных пейзажей, так и промелькнувших событий, то вторую -"Белые лошади" - прожила вместе с героями, третью - "Ангельский рожок" - просто дочитала.
Но чем запомнилась первая книга, так это, конечно, образом Изюма, простого человека из глубинки. Это собирательный образ русского человека. Именно благодаря Изюму спустя годы встречаются Сташек и Надежда, Орфей и Эвридика, - и повествование обрывается...
Аристарх, или Сташек. С этим героем связано как семейное предание, так и история жизни Веры Самойловны Баобаб, фрагменты её диссертации... двадцать лет лагерей, потрясающая эрудиция, любовь к музыке, истории, детям... Образ интеллигентной учительницы показался очень живым, правдоподобным, ведь таких аристократов духа доводилось встречать и на европейских курортах, и карельских дачах, и в театральных фойе северной столицы...
Белая цыганская лошадь, белые лошади, несущиеся вскачь, как и сама жизнь... Надежда, или Дылда, рыжеволосая красавица, или девчонка с рябиновым цветом волос, редактор издательства, верная и благородная шекспировская Корделия, чья судьба переплелась с жизнью Сташека, одарённого музыканта, целеустремлённого студента, врача скорой помощи, повидавшего жизнь во всей её неприглядности и красе, эмигранта, тюремного врача...
Осталось ощущение, что роман немного перенасыщен деталями, реалиями советской истории, прежде всего, огромным калейдоскопом лиц, так что мозаика не всегда складывается, но главная сюжетная линия - история любви Аристарха и Надежды - рыбный остов в океане жизни. Сиюминутная встреча отца с маленьким, неведомым ему сыном и встреча взрослого сына с обретённым и потерянным отцом, в лице которого сын узнал себя. Некоторые детали текста чётко отпечатываются в памяти, в то время как целые сцены ускользают в масштабности повествования... Несмотря на трагичный финал, большой объём, даже нецензурную лексику, книга, безусловно, найдёт своего читателя.
Здравствуйте, Лариса Евгеньевна! Читала все три книги. Интересные книги. Новая удача Д. Рубиной!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Лариса Евгеньевна!
ОтветитьУдалитьБеру Ваш отзыв в читательский марафон "Отличная книга" (в январе мы читаем книги на свободную тему).
"Наполеонов обоз" я ещё не читала. Время, наверное, ещё не пришло. Но в планах, безусловно, есть.
Ваш отзыв дал понять, что в книге, как и в "Русской канарейке", снова много образов.
Здравствуйте, Лариса Евгеньевна!
ОтветитьУдалитьЭту трилогию не читала, знакома только с трилогией "Русская канарейка", книгами "Бабий ветер", "Синдром Петрушки" и некоторыми рассказами Рубиной. Семейные саги люблю, думаю, доберусь и до этой истории, хотя не все произведения с большим количеством действующих лиц читать легко. Вчера купила "Маньяк Гуревич" Рубиной, хочу прочитать в ближайшее время.
Рада приятному общению!
ОтветитьУдалить