четверг, 6 августа 2020 г.

Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!

"Радость физики! Радость была заразительна! Нам повезло, что мы подхватили эту болезнь. Теперь у вас есть возможность испытать радость жизни вместе с Фейнманом".
  Порой захватывающий, порой сложный для восприятия сборник автобиографических историй из жизни американского физика и нобелевского лауреата Ричарда Фейнмана - одного из создателей квантовой электродинамики и разработчиков атомной бомбы. Книга была отредактирована и выпущена в 1985 г. Ральфом Лейтоном, другом Фейнмана, с которым они вместе играли на ударных инструментах.
Все рассказы распределены по пяти частям, каждая из которых представляет определённый этап жизни учёного.
Часть 1.От Фар-Рокавей до МТИ.
    На фоне научной деятельности в книге рассказывается множество забавных историй, "удивительно безумных вещей" из жизни физика: от его хобби по взламыванию сейфов и игры на бонго - барабане, кубинском ударном инструменте, до психологических экспериментов и увлечения искусством, а также рассказывается о работе в Манхэттенском проекте (программа США по разработке ядерного оружия), излагается критика бразильской системы образования.
"Я плохо представляю, что происходит с людьми: они не учатся путем понимания. Они учатся каким-то другим способом — путем механического запоминания или как-то иначе. Их знания так хрупки!" 
     Действительно, читаешь книгу и поражаешься стремлению ребёнка, подростка, взрослого человека всё понять самому, ведь знания без интуиции, воображения и опыта почти бессмысленны.
"— Как Вы думаете, сколько химиков было у корпорации «Метапласт»?
— О, у них, должно быть, был настоящий химический отдел!
— Не могли бы Вы описать мне, как, на Ваш взгляд, мог бы выглядеть главный химик-исследователь корпорации «Метапласт» и как могла работать его лаборатория?
— Насколько представляю себе, у них было 25 или 50 химиков, а у главного химика-исследователя свой собственный кабинет, специальный, со стеклом. Знаете, как показывают в фильмах. Молодые ребята все время заходят с исследовательскими проектами, над которыми они работают, получают у него совет и бегут работать дальше, люди постоянно снуют туда-сюда. При их 25 или 50 химиках, как, черт возьми, можно было с ними конкурировать?
— Вам будет интересно и забавно узнать, что сейчас Вы беседуете с главным химиком-исследователем корпорации «Метапласт», чей штат состоял из одного мойщика бутылок!"
   Безрассудство и смелость учёного, понимающего, что только активные действия могут привести к результату, а ещё ирония, самоирония, без которой также сложно представить взаимодействие с миром. Мистер Фейнман замечательно часто шутит, при этом делая серьёзные вещи.
Часть 2 Принстонские годы.
"Узнайте, как устроен остальной мир. Разнообразие — стоящая вещь".
Интересные опыты, эксперименты учёный проделывал с муравьями, желая избежать их присутствия в квартире и одновременно проявляя гуманность: он просто переправлял муравьёв, менял путь их следования с помощью кусочка сахара и полосок бумаги. 
    "В Принстоне муравьи обнаружили мою кладовку, где я хранил варенье, хлеб и т. п. и которая располагалась на приличном расстоянии от окна. Длинная колонна муравьев маршировала по полу через всю комнату».
Часть 3.Фейнман, бомба и армия.
   Во время разработки атомной бомбы Фейнман ведёт переписку со своей женой с помощью шифра, но все письма проверялись цензурой, поэтому вместе с шифром руководство требовало коды. 
"Потом сын Нильса Бора рассказал мне, что произошло. В последний раз, когда Бор был здесь, он сказал сыну: «Запомни фамилию этого маленького парня вот там, сзади. Он единственный, кто не боится меня и честно скажет, когда у меня возникнет безумная мысль. И в следующий раз, когда мы захотим обсуждать новые идеи, с этими людьми, которые на все говорят: „Да-да, доктор Бор“, — не стоит иметь дела. Позовем этого парня и поговорим прежде всего с ним»".
В это же время герой обнаруживает талан к взлому секретных замков, сейфов, так что слава неожиданно настигает учёного.
   Усердная работа, добрые намерения, ощущение чего-то важного и вместе с тем осознание радиуса разрушения от бомбы в Хиросиме...
4. Из Корнелла в Калтех с заездом в Бразилию.
"Так что я для себя открыл, что преподавание и студенты заставляют жизнь не стоять на месте. И я никогда не соглашусь работать в таком месте, где мне создадут прекрасные условия, но где я не должен буду преподавать. Никогда.
Но однажды мне предложили такое место".
     Кажется, забавные истории подстерегали Фейнмана на каждом шагу, да этот человек и не мог бы мириться с обыденностью: слишком неординарным он был во всём и всегда.
"— Я новичок и ищу комнату.
Сидевший за столом парень ответил:
— Дружище, в Итаке с жильем напряженно. В общем, положение такое тяжелое, что, хочешь верь, хочешь нет, но прошлой ночью даже профессор вынужден был спать на кушетке вот в этом коридоре.
Я смотрю вокруг: да это тот самый коридор! Я поворачиваюсь к парню и говорю:
— Я и есть тот самый профессор, и профессор не хочет, чтобы это произошло снова".
   Бразилия. Лекции в университете Рио на португальском языке - португальском языке Фейнмана, который понимал себя, но не понимал, что говорят люди на улице. Критика системы образования. Участие в музыкальной группе.
"Мы играли и играли, очень быстро, и тут наш оркестр приблизился к отелю. Внезапно я увидел, как один из официантов подпрыгнул и показал рукой в нашу сторону, и, несмотря на весь шум, я услышал его вопль: «О, ПРОФЕССОР!» Вот так метрдотель узнал, почему я не смог в тот вечер посмотреть конкурс — я просто в нем участвовал!"
5. Мир одного физика.
Япония и международный съезд физиков-теоретиков, типично японский отель вместо европейского, японский язык.
"Я решил, что буду жить как японец настолько, насколько смогу. Это означало, что нужно есть рыбу. Раньше я просто ненавидел рыбу, однако в Японии обнаружил, что это несерьезно: я ел много рыбы, и она мне очень нравилась".
  Удивительно талантливый человек - мистер Фейнман! Но, конечно, хорошо бы читателям хоть немного разбираться в физике или хотя бы интересоваться ею в пределах школьной науки и науки, объясняющей многие явления жизни. Но, если напрочь забыли физику, даже это не беда, возможно, вы любите музыку или рисование... мистер Фейнман не шутит, ему всё интересно.
"До тех пор пока я не начал учиться рисованию, я никогда особо не любил разглядывать картины. Я не слишком ценил искусство, и лишь изредка восторгался им, как это случилось однажды в японском музее...
  Летом, после окончания курса рисования, я отправился на научную конференцию в Италии и подумал, что неплохо было бы увидеть Сикстинскую капеллу. Я приехал туда очень рано утром, купил билет раньше всех и, как только она открылась, побежал вверх по лестнице. Благодаря этому, я получил необычайное удовольствие оттого, что мне на мгновение удалось увидеть всю капеллу и замереть в немом благоговении прежде, чем туда войдет кто-то еще".

Комментариев нет:

Отправить комментарий