– Не пойду сегодня в садик я, бабушка.
– Это что еще за новости, Федя?
– У меня душа далеко…
– Это где ж она, Феденька?
– В Петропавловске, бабушка. На Камчатке.…"
И снова (на этот раз - благодаря совету выпускников) встреча с книгой Александры Николаенко. Её роман о "маленьком человеке" Убить Бобрыкина", написанный зарифмованной метафоричной прозой, в своё время меня взволновал.
Большая часть романа "Небесный почтальон Федя Булкин" - диалоги между Федей и бабушкой и записки из тетради Феди, родители (геологи) которого строят Город Небесный, по словам верующей бабушки.
Забавные реплики Феди создают особую атмосферу детства и радостного восприятия мира, несмотря на постоянную тоску по родителям.
"– Почему, бабушка, в море вода соленая? Селедок солить, или столько люди наплакали?
– Селедок солить…
– А если лосось в томате?
– А это, Федя, в другом море лососей солят.
– Томатное, значит, море есть… Пряного посола…"
Неутомимое желание детей познавать мир, объяснять всё на свой лад, простосердечие, неподдельная наивность, наблюдательность и есть основа детского мироощущения.
Из Фединых реплик вырисовывается советский быт с журналами "Огонёк", "Работница", "Мурзилка", газета "Правда", строительство БАМАа, зелёные бананы, сигареты "Беломор", набор солдатиков...
Наряду со смешными репликами мальчика звучат и серьёзные умозаключения про Бога, про пищевую цепь, про слезоточивый газ на демонстрациях, о войне, о женской логике, о побочном эффекте творения... так что порой начинаешь немного сомневаться в правдивости детского сознания в книге (путает "Маяк" с маньяком и знает "Анчар" Пушкина), что всё равно не умоляет её значение. Подкупает мудрость бабушки, её житейский опыт и любовь к внуку, к Богу и жизни, речь афористичная, наполненная народными изречениями, песнями, строчками из стихотворений.
"– Не знаю, Федь, что богатством назвать: кому богатство – кошелек тугой, а кому – ромашка.
– Ромашки в поле, бабушка, все бесплатные, какое из них богатство?
– А такое, Федь, и богатство, что всем глаз радует и на всех хватает бесплатно".
Диалоги в книге выстраиваются легко, непринуждённо, особенно благодаря более естественным репликам бабушки Тамары Алексеевны.
"– Человек, Федя, впрок солит, только прок невелик… Каждым днем все под Богом…Это что же?!
Каждый день жизнь в смертельной опасности?! Каждый день, всю жизнь так, не зная?! Просыпаешься утром без всякой гарантии, что до мультиков доживешь?!"
Федины споры с бабушкой о Боге или конфликты с самим Богом порой излишне ожесточённые со стороны мальчика, как будто с надрывом, попытками примириться с миром без родителей, и тут же тяжёлые разговоры сменяются задушевным, доверительным общением, особенно в летние дни на даче.
"Синева-то какая… обступила.– Тут ты, бабушка?
– Тут я, Федя.
И по плиточкам, как по ниточке, в синеве сплошной, между флоксами, добираемся… пробираемся до крылечка.
– Страхота-то какая, бабушка…
Господи помилуй, кромешная…
Крепче за меня держись, не оступись, бабушка…Господи помилуй, лягушка!"
Порой стиль повествования очень поэтичный, что ощущается особенно в пейзажных зарисовках о летнем дне, о садовых и лесных ягодах, о солнце... как будто детское незамутнённое восприятие накладывается на житейскую мудрость взрослого человека, и рождается мифотворчество, словесная живопись или просто удивительным образом рифмованный текст, в котором нередко звучат песни Высоцкого.
"Солнце встало!
Разлилось ромашками…
Золотыми нитками сшили небо с землей лучейки. В паутинные кружева золотых мотыльков ссыпает. Летают над травой мохнатые парашютики. Густая роса, сыпучая, хрустальные капельки, рыжие скользкие маслячки…"
Интересная книга! Уже читала про неё в блогах друзей из Тольятти.
ОтветитьУдалить