пятница, 24 августа 2018 г.

Бернхард Шлинк.Чтец

"В моей душе было ощущение какого-то прощания. Я еще никуда не ушел, но меня уже здесь не было. Я тосковал по матери и отцу и брату с сестрами, и одновременно по той женщине".
Главные герои - Михаэль Берг, школьник-подросток, и Ханна Шмиц, кондуктор трамвая, в прошлом - надсмотрщица концлагеря Освенцим.
"Потом она подошла к одной полке, медленно провела указательным пальцем правой руки по корешкам книг, подошла к следующей полке, опять стала вести пальцем по книгам, корешок за корешком, и обошла так всю комнату".
Роман затрагивает целый круг проблем: проблему образования, проблему взаимоотношений между людьми, проблему вины и прощения. 
"Но одновременно с этим я хотел понять Ханну; не понять ее означало снова предать ее. Я никак не мог справиться с этой дилеммой. Я хотел проявить себя как в одном, так и в другом: в понимании и в осуждении. Но и то и другое вместе было невозможно".
Почему во время судебного процесса, спустя восемь лет, Михаэль хотел помочь Ханне, но не сделал этого? Почему за день до свободы Ханна приняла страшное решение?
"Я увидел в ее лице ожидание, увидел, как оно осветилось радостью, когда она узнала меня, увидел, как ее глаза ощупывали мое лицо, пока я приближался к ней, увидел, как ее глаза искали, спрашивали, неуверенно и уязвленно смотрели на меня, и увидел, как ее лицо померкло".

Комментариев нет:

Отправить комментарий