Конспект урока "Жизнь"

Конспект урока
Предмет: литература
Возраст: 5 - 8 класс
Цель: знакомство с творчеством писателя на примере самостоятельного (работа в группах или в парах) анализа рассказа А.И.Куприна «Жизнь»
Задачи:
Обучающие:
-  учиться комплексному анализу рассказа
- формировать УУД
Развивающие:
- приобщаться к русской культуре, расширять границы восприятия мира
Воспитательные:
- размышлять о смысле жизни человека
Оборудование:
текст рассказа для чтения учителем на уроке,  компьютер, экран, презентация к уроку
Навигация: по щелчку
Ход урока
- Что предполагает жанр рождественского рассказа?
Слайд 1
- Просмотрите презентацию и подумайте, что иллюстрирую картинки и цитаты из текста? (особенности композиции)
Антитеза – основной художественный приём: сопоставление жизни ёлочки и сосны.
- Почему 5 глав? ( 1)жизнь сосны и ёлочки, 2) жизнь ёлочки и сосны, 3) жизнь сосны, 4) упоминание о ёлочке и сосне и жизнь ёлочки, 5) жизнь сосны, послесловие о ёлочке)
Слайд 2
Краткое знакомство с биографией А.И.Куприна
    Александр Иванович Куприн  (1870 - 1938)
Родился в г. Наровчате Пензенской губ. в семье мелкого чиновника.  Мать из семьи татарских князей, откуда, как писал Паустовский, писатель унаследовал свой монгольский тип внешности.
   С 6 лет отдан в пансион в Москве, затем  поступил в кадетский корпус, продолжил военное образование в Александровском военном училище. 
   В 1894 г. Куприн выходит в отставку и отправляется в странствование по югу России, подрабатывая грузчиком, актером, землемером, занимается зубоврачебным делом, организовывает цирковую трупу. Также поднимается на воздушном шаре, совершает полет на аэроплане, опускается на дно моря.
  Осенью 1919 г. писатель эмигрировал за границу.
   Муж, отец, писатель… и сказочник умер в 1938г., после возвращения на родину, оставив такие произведения как «Поединок», «Гранатовый браслет», «Олеся» и многие другие.

Слайд 3
- Самостоятельная работа в группах (по вариантам или в малых группах по 4 человека) «ёлочка» и «сосна» в течение 10 мин.:
- Сформулировать по 4 - 6 вопросов на основе приёма «Ромашка Блума»:
romashka
Шесть лепестков — шесть типов вопросов.
Простые вопросы. Это вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что …?».

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, будь у людей не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.

Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Где вы в обычной жизни можете наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

- Беседа по тексту
Примерные вопросы:
Простые вопросы. Где росла ёлочка?
Уточняющие вопросы. Если я правильно понял, то сосна однажды оживилась в ожидании приближающихся весёлых звуков?
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Почему ёлочка, после того как её срубили в лесу, продолжала радоваться жизни?
Творческие вопросы. Могла бы иначе сложиться жизнь сосны, если бы она выросла (родилась) не на болоте?
Оценочные вопросы. Почему жизнь ёлочки лучше, чем жизнь сосны?
Практические вопросы. Что бы чувствовали вы на месте сосны?
Слайд 4
Создание ментальной карты (нарисовать), или кластера  
Менталитет, мышление, мыслительные процессы. (Модель «планеты и ее спутники»)
1.      Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

Ключевые понятия, которые (те или иные) должны быть отражены в работах учеников:
 автор  и герои, изобразительно-выразительные средства языка, композиция (антитеза, рефрен, параллелизм). Дата создания рассказа, основная мысль.
Слайд 5
В чём смысл жизни?
-          человек предполагает, а Бог располагает
-          не столько получать, сколько отдавать
-          мужественно нести свой крест
-          каждый получает от жизни то, что заслужил
-          радоваться жизни
-          любить жизнь
-          человек – творец своей судьбы (в отличие от деревьев)
-          всё начинается с детства
-          несправедливое устройство общества…

- Формулируем  тему урока на основе главной мысли рассказа и его названия. (Смысл жизни человека)

Ссылки
http://az.lib.ru/k/kuprin_a_i/text_1262.shtml    Куприн. Жизнь
http://www.modernlib.ru/books/kuprin_aleksandr_ivanovich      биография Куприна
http://www.selezneva-lichnost.ru/strategii-chteniya/romashka-bluma-ili-romashka-voprosov.html  Ромашка Блума, или Ромашка вопросов
https://cacoo.com ментальная карта
http://rainbowhappy.ucoz.ru/_ph/23/2/506742610.gif   ёлочка сверкает
http://www.audiopoisk.com/track/dmitrii-6ostakovi4/mp3/preludia-5-dla-fortepiano-i-skripki/  мелодия Д.Шостакович. Прелюдия 5


Комментариев нет:

Отправить комментарий