"Миссис Киттеридж. Вот черт! Выглядит точно так же, как на уроке математики в седьмом классе: то же прямодушное, с высокими скулами лицо и волосы такие же темные".
Начинается повествование в романе Элизабет Страут "Оливия Киттеридж", лауреата Пулитцеровской премии, с бытовых зарисовок из жизни жителей прибрежного городка в Новой Англии, центром которого впору могла стать и аптека. Фармацевт Генри искренне пытается помочь простодушной девушке Денизе пережить её горе, что даёт повод его жене Оливии иронизировать насчёт опеки мужа над молодой вдовушкой.
Такое незамысловатое начало обманчиво создаёт ощущение простоты сюжета. Роман "Оливия Киттеридж" состоит из небольших новелл, описывающих обыденную жизнь маленького городка, его жителей и конкретно одной женщины - учителя математики на пенсии. И первый рассказ - "Аптека". Эта старая аптека "словно старый друг, надёжный и стойкий" для фармацевта Генри Киттеридж, это его убежище от собственных мыслей, от жизненных неурядиц.
Новелла "Прилив". Кевин возвращается в родной город после долгого отсутствия, и первый человек, с кем ему довелось разговаривать, это старая учительница. Диалог выстраивался с трудом и был в тягость для Кевина, пока неожиданно не прервался порывистыми движениями Оливии, выскочившей из машины...
Образ учительницы Оливии Киттеридж, прорисованный психологически достоверно, незримо или явно присутствует в каждой новелле, образ словно собирается по частям, по кусочкам, отдельным деталям и становится неотъемлемой составляющей жизни небольшого городка.
"Пианистка". Энджела О'Мира и её страх публики, страх, который отступает, стоит только раствориться в музыке и обрести себя, избавиться от страхов. Одна из её пьес звучит для четы Киттеридж.
"Малый всплеск". В солнечный июньский день сын Оливии Кристофер женится на докторе Сью, а его матери кажется, что дом рушится от топота ног, от шумных гостей. Это рушится её собственная жизнь, в которой уже не будет маленького Кристофера. Но надо просто привыкнуть к тому, что сын женится и оставаться "любезной седовласой, приятно полной дамой в легком зеленом платье с красными цветами". И эта самая любезная дама, разглядывая вещи невестки в шкафу, "разворачивает свитер и проводит маркером толстую черную полосу во всю длину рукава..." А сын фактически сбежит из родного города, от матери, находя со временем именно в ней причины своего сложного психологического состояния.
"Голод". "Но вот она сидит перед ним, крупная женщина, с большими руками, губы у нее дрожат, по щекам катятся слезы". И это снова Оливия, не склонная, кстати, проявлять доброжелательность, считающая себя всегда и во всём правой, пытается помочь другому человеку. Любовь Дейзи и Хармона к юной Нине и общее горе из-за её короткой жизни. Ожидание Хармоном перемен в жизни.
Читая рассказ за рассказом, невольно вспоминаешь монолог Фамусова "Петрушка, вечно ты с обновкой...":
К Прасковье Фёдоровне в домВо вторник зван я на форели...
Отметь-ка, в тот же день… Нет, нет.
В четверг я зван на погребенье...
Еда, смерть, рождение - для Фамусова это и есть все человеческие ценности. Смысл жизни, по его мнению, в том и заключается, чтобы сделать карьеру, не прилагая усилий, разбогатеть, потешив самолюбие, выдать дочь замуж по расчёту...
В мире Оливии Киттеридж и других жителей городка Кросби их обыденная жизнь не кажется рутиной, не случайно очарование природы словно обрамляет мудрую простоту жизни: "В нынешнем году июнь не был холодным, он принес с собой неожиданно летние дни, с падающими сквозь березовую листву солнечными пятнами на земле, что порой делало жителей Кросби необычайно разговорчивыми".
"Другая дорога". Оливия в больнице: поток сознания, игра воображения, попытка осмыслить произошедшее и заложники, так что в раздражении смертельно напуганный Генри упрекает Оливию в тирании, ограничении свободы сына.
"Зимний концерт". Концерт в храме. Среди горожан - Оливия с мужем и её коллега Джейн, которая всегда старалась держаться подальше от самоуверенной Оливии (так складывается образ героини - через восприятие её другими людьми). Именно Джейн - главная героиня этой истории. В центре - её переживания, разочарования, вытеснившие музыку и спокойствие.
"Джейн наклонилась к нему.
— Я с тобой, — сказала она, прижав ладонь к его щеке.
Ибо что же еще им теперь осталось, кроме друг друга, и что делать, если даже это оказалось не совсем так?"
Впереди ещё долгая жизнь Оливии, матери, вдовы, бабушки, готовой со временем не только критически отнестись к окружающим, но и бескомпромиссно заглянуть в себя. И только к финалу повествования героиня вызывает поистине положительные чувства, в том числе сострадание. Кстати, роман в новеллах напомнил произведение Вирджинии Вулф "Миссис Дэллоуэй" некоторым сходством героинь и манерой повествования - изображением будней как великой тайны бытия.
Лариса Евгеньевна, здравствуйте!
ОтветитьУдалитьСпасибо за отзыв!
Спасибо за Ваше участие в читательском марафоне "Отличная книга"!
"Оливию Киттеридж" я тоже читала в этом году. Сборник новелл потрясающий. Просто о главном!
Буду читать и продолжение: "И снова Оливия".
Спасибо. А я только открыла для себя этого писателя.
ОтветитьУдалитьИнтересный автор! Поищу в библиотеке.
ОтветитьУдалитьЛариса Евгеньевна, здравствуйте! Мне тоже эта книга понравилась! Найти бы продолжение!
ОтветитьУдалить