среда, 10 февраля 2021 г.

Э.М.Ремарк. Чёрный обелиск

" – Инфляция! – говорю я. – Вот перед тобой еще одна, и притом – самая неудержимая. Как будто даже природа знает, что теперь счет ведется только на десятки тысяч и на миллионы. Посмотри, что вытворяют тюльпаны! А белизна вон там, а пунцовые и желтые тона повсюду!"
 И снова герои - представители "потерянного поколения", оказавшиеся между молотом и наковальней, между пришедшими к власти нацистами и неистребимой человечностью. Но роман "Чёрный обелиск" отличается от других произведений автора: не притягательное в своей пронзительности подростковое чтение, а сложный для осмысления даже в речевом оформлении сюжет, наполненный тоской и тонким юмором, почти историческая хроника.
     Людвиг Бодмер, главный герой романа, не будучи успешным коммерсантом, трудится в 20-е годы 20 века в маленьком немецком городке вместе с друзьями в похоронном бюро, а в выходные дни играет на органе в церкви при психиатрической лечебнице (всё это факты из биографии самого писателя). Именно там он встречает больную шизофренией и раздвоением личности Изабеллу, которая пережила свою трагедию и в этом абсурдном мире кажется самым нормальным человеком.
"– Где ты был? – спрашивает она еще раз.
Я делаю жест в сторону ворот.
– Где-то там, за стеной…
Она смотрит на меня испытующе.
– За стеной? Зачем? Ты там что-нибудь ищешь?
– Наверное, но если бы я хоть знал что!
Она смеется.
– Брось, Рольф! Сколько ни ищи, ничего не найдешь!
При имени «Рольф» я вздрагиваю. К сожалению, Изабелла частенько меня так называет. Ведь она и себя и меня принимает за кого-то другого, притом не всегда за одно и то же лицо".
   Рядом с Изабеллой гнетущая реальность словно преображается, открываются необозримые дали, начинает биться сердце, настолько девушка невесома, легка в своей безумной свободе от мира стяжательства и суеты, вызывает смятение в Людвиге. Пока Изабелла-Женевьева не выздоравливает... Снова попытка обрести счастье, пока герой не понимает, что в родном городе его больше ничего не держит.
   И всем кажется, что продать огромный чёрный обелиск невозможно. В романе это не просто памятник, а символ самой Германии, память об ушедшей в прошлое Первой мировой войне с её героями, отражение страшного настоящего и тревожного будущего.

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Лариса Евгеньевна! В прошлом году в рамках марафона я прочитала у Ремарка много книг. Мне его книги совсем не нравятся. Какие-то грустные и скучные. Понятно, он пишет о жизни людей в Европе перед и после Второй Мировой. Ничего весёлого тогда не было.

    ОтветитьУдалить