"Сын, сын, мой сын. У меня будет сын, и я объясню ему все это, когда он подрастет и сможет понять меня. Однако только лишь подумав это, я уже знал: никогда он не поймет, да и не захочет он ничего понимать, а делать будет все те же vestshi, которые и я делал..."
Однозначно тяжёлая в чрезмерной жестокости событий и мыслей героев и сложная для восприятия книга, да и написана она была после того, как врачи диагностировали у писателя опухоль мозга и заявили, что жить ему осталось около года. «Эта чёртова книга — труд, насквозь пропитанный болью… Я пытался избавиться от воспоминаний о своей первой жене, которую во время войны зверски избили, она пыталась покончить жизнь самоубийством».
Странное языковое решение (смесь из русского языка, сленга советских стиляг, и упрощённого английского - слега британской молодёжной субкультуры) - своеобразный молодёжный жаргон - своего рода завеса, прикрывающая непомерную жестокость, по мысли автора.
"И вдруг я понял, что со мной, бллин, происходит. Я просто вроде как повзрослел.
Да, да, да, вот оно. Юность не вечна, о да. И потом, в юности ты всего лишь вроде как животное, что ли. Нет, даже не животное, а скорее какая-нибудь игрушка, что продаются на каждом углу, — вроде как жестяной человечек с пружиной внутри, которого ключиком снаружи заведешь — др-др-др, и он пошел вроде как сам по себе... остановиться ни за что не может. В юности каждый из нас похож на такую malennkuju заводную shtutshku".
Последние страницы романа хоть как-то сглаживают жуткое впечатление от соприкосновения со страшной реальностью (жестокость, агрессия, наркотики, классическая музыка как призыв к преступлению), искажающей пусть и грустный, но прекрасный мир до безобразия.
Повествование начинается от лица подростка Алекса, который после череды страшных преступлений, совершённых в компании с друзьями, попадает в тюрьму. Настораживает тот факт, что юный изувер - страстный любитель классической музыки, меломан.
"Первое, что мне в ту ночь придумалось, это послушать новый концерт для скрипки с оркестром Джефри Плаутуса в исполнении Одиссеуса Чурилоса с филармоническим оркестром штата Джорджия; я достал пластинку с полки, где они у меня аккуратно хранились, включил и подождал...
Золотые струи изливались из тромбонов под кроватью; где-то за головой, трехструйные, искрились пламенные трубы; у двери рокотали ударные, прокатываясь прямо по мне, по всему нутру, и снова отдаляясь, треща, как игрушечный гром. О, чудо из чудес!"
Цена за свободу - согласие на эксперимент (заставляют смотреть жестокие фильмы, в которых показывается насилие под классическую музыку), в результате которого Алекса избавляют от желания причинить кому бы то ни было боль. И музыка теперь причиняет герою страдание. Превращение в "Заводной апельсин" (так называлась книга, которую Алекс уничтожил, учинив разгром и насилие в коттедже "Дом" писателя и его жены) - это то, что, по мнению героя, происходит с ним после эксперимента, запомнилось и название книги, и встреча с писателем, противником подобных медицинских операций, ещё впереди. Освобождение из тюрьмы оборачивается другим наказанием для героя - встречей с его жертвами и желанием оборвать собственную жизнь.
Что дальше? Возвращение в прежнее состояние. Встреча с другом - соучастником прошлых преступлений. Ещё один виток судьбы главного героя как попытка писателя предоставить каждому человеку право выбора.
И, конечно, знаменитая экранизация романа Стенли Кубриком.
Комментариев нет:
Отправить комментарий