воскресенье, 29 апреля 2018 г.

Дэниел Киз. Пятая Салли

В каждой книге Д. Киза затронута проблема раздвоения (расщепления) личности главного героя: и в "Цветах для Элджернона", и  в романе "Пролетая над кукушкиным гнездом" К.Кизи.
Это же происходит с Салли - нерешительной официанткой, неуверенной в себе девушкой, да ещё с трудным детством. Невольно задумаешься, читая книгу, всегда ли способна выдержать все жизненные  испытания хрупкая психика человека?
"Еще через час она вышла на Семьдесят второй улице, села в автобус до Десятой авеню и оттуда до самого дома, то есть целых шесть кварталов, топала пешком. Уже почти стемнело, и Салли, крепко прижимая к боку сумочку, боязливо озиралась. Шаги сами собой ускорились, когда впереди замаячил дом из песчаника. Салли обрадовалась, увидев, что в ателье мистера Гринберга еще толкутся клиенты. Она всегда старалась вернуться домой прежде, чем мистер Гринберг закроется на ночь, даром что он щуплый и ледащий, и ему семьдесят пять стукнуло. Салли почему-то чувствовала себя защищенной, если знала, что мистер Гринберг еще работает".
Как считают психиатры, расщепление личности происходит из-за сильного стресса, произошедшего в детстве или юности. Человек придумывает себе альтер эго, когда боится взять на себя ответственность за свою жизнь.
"— Так, пустяки. Голова болит. Я… я… — Тут Салли сообразила, что в руке у нее блокнот для записи заказов. — Я не помню, куда дела карандаш.
— Он у вас вместо шпильки.
Тодд Крамер извлек карандаш из прически Салли и дружески стиснул ей локоть.
— Вы были великолепны. Отлично справились. Я таких проворных официанток еще не видел".
Но однажды Салли понимает (не без помощи психиатра Роджера Эша), что нельзя постоянно отрицать реальность и оставаться цельной личностью, нельзя всегда закрывать глаза на проблемы.
"— Салли, вы уже несколько дней занимаете все мои мысли. Вы бесподобны. Я таких женщин еще не встречал. Вы таинственная; вы умеете быть разной. Я все время пытаюсь угадать, как вы поведете себя в следующий момент. И ничего не получается! Это здорово! То вы отстраненная, прохладная, и кажется — дотронься до вас — вы и разобьетесь, как хрустальная статуэтка. А через минуту вы — уверенная, дерзкая, смелая. Тогда, в первый вечер, вы просто мастер-класс для официанток устроили, честное слово. На заигрывания отвечали клиентам как опытная, искушенная женщина. А порой вы похожи на девочку, которая на улице потерялась. Удивительно, как в одном теле уживаются два разных человека. Понимаете, о чем я?
Салли сделала глоток пепси-колы, очень медленно отодвинула стакан и откинулась на стуле, прижавшись затылком к стене, обитой кожей.
— Нет, не понимаю, мистер Нельсон. У женщин бывают резкие смены настроения, только и всего. Я тоже такая…
Элиот покачал головой — дескать, рассказывайте!
— А по-моему, здесь дело глубже… Кстати, называйте меня просто Элиотом, пожалуйста".

2 комментария:

  1. Лариса Евгеньевна, здравствуйте!
    У Дэниела Киза читала "Цветы для Элджернона" и "Таинственную историю Билли Миллигана" (мои отзывы). "Пятая Салли" - новая книга для меня. Спасибо за анонс!
    P.S. "Пролетая над гнездом кукушки" написал Кен Кизи.

    ОтветитьУдалить
  2. Ольга, спасибо за полезный комментарий!А я как раз собираюсь прочитать "Таинственную историю Билли Миллигана",так что с интересом посмотрю ваши отзывы.

    ОтветитьУдалить