Текст.
Едем в Болдино. С нами
архитектор‑реставратор Петр Дмитриевич Барановский, и мы по старой Смоленской
дороге ехали в его родные места. Мы подъехали к монастырю уже затемно, ничего
не увидели и расположились на ночлег в деревне Болдино, у здешнего лесничего. Да,
тот самый единственный русский зодчий, который торжественно именовался как
«государев мастер палатных, церковных и городовых дел». Родился он тут же, под
Дорогобужем, а сын его был казначеем этого монастыря. Федор Конь, как вы
знаете, построил два великих сооружения: Смоленский кремль и Белый город в
Москве, а тут он появился около 1575 года. Его ссора с придворным Иваца
Грозного немцем Генрихом Штаденом закончилась дракой. Мастер скрылся в этот
монастырь и начал обстраивать его. Вознесся над лесом собор с громадной
центральной главой и четырьмя поменьше, явилась чудо‑трапезная, о которой мы
уже говорили, колокольня в шестерик с огромными арочными проемами и шлемовидным
завершением. Характер кладки, стилевые приемы, зодческий почерк в сочетании с
документами и биографическими данными Федора Коня убедили меня в том, что
именно он, этот великий русский зодчий, создал на своей родине еще один
бессмертный памятник масгерства, искусства и духа, который еще при его жизни
считался лучшим архитектурным комплексом Московского государства… Белый город
Федора Коня безвозвратно исчез, поэтому так важно было сохранить Болдинский
монастырь!
Палка нашлась, и мы вышли на улицу. Жадно оглядев окрестности, я ничего не увидел ни куполов, ни каменного шатра, ни колокольни… Но вот за прудом показалась низкая серо‑белая стена и внутри ее что‑то неопределенное и бесформенное ‑какое‑то приземистое, свежего кирпича строение, деревянные навесики, груды старого камня, и в центре всего возвышалась гора, поросшая зеленой травой.— Хорошо видите? ‑ спросил Петр Дмитриевич, приостановившись на плотине.— Да, — поперхнулся я.— Они взорвали тут все!‑ крикнул он, и руки его, сжавшие набалдашник палки, побелели в суставах.— Зачем? — растерянно спросил я, хотя хорошо знал, зачем фашисты планомерно и целенаправленно уничтожали памятники старины; затем, чтобы уничтожить этот предмет нашей национальной гордости, лишить нас исторической памяти, унизить презрением, запугать чудовищной аморальностью и даже обеднить в какой‑то мере материально, потому что хорошо знали‑ мы все это будем когда‑нибудь восстанавливать! В тот болдинский день я узнал, что варварское уничтожение собора Федора Коня в 1943 году было также актом бессильной злобы и мстительности — в бывшем монастыре располагался штаб партизанских соединений этого района Смоленщины. В крохотном музейчике, еще с двадцатых годов хранящем несколько экспонатов, некогда собранных П. Д. Барановским, лежат на полках партизанские пулеметы, гранаты, висят портреты патриотов‑партизан. Краткий отчет о действиях одного из соединений, которым командовал Герой Советского Союза Сергей Гришин: взорвано около ста мостов, пущено под откос 295 паровозов и 8486 вагонов с грузами, уничтожено более двадцати тысяч гитлеровцев… Окруженные в монастыре партизаны сражались до последнего патрона. Оставшихся в живых согнали к стене Троицкого собора и расстреляли из пулеметов. На этом месте стоит сейчас скромный обелиск, но если думать о священной Вечной памяти, то должно восстать из праха все окружающее его! Вдруг я вздрогнул, увидев на краю гигантского каменного развала щемяще знакомое. Побежал вниз. Да, сомнений нет — сибирский кедр! Густотой своей меланхолической кроны выделяется из всего здесь растущего. Лет двести ему, красавцу, не меньше, — француза, значит, еще помнит. И устоял при взрыве, хотя рос под самой стеной собора. Молодец!.. Когда я вернулся, Петр Дмитриевич спросил:— Кедр смотрели?— Да… Устоял! И правда, хорошо бы эти леса поберечь, но с моей точки зрения есть дела поважней. Это было тоже нужное и нелегкое дело.— Любой ботанический реликт можно вырастить, если есть хоть одно семечко, леса поднимутся сами, если оставить их в покое, — возразил он, — а вот рукотворная природа, памятники нашей истории и культуры часто исчезают навсегда…
Палка нашлась, и мы вышли на улицу. Жадно оглядев окрестности, я ничего не увидел ни куполов, ни каменного шатра, ни колокольни… Но вот за прудом показалась низкая серо‑белая стена и внутри ее что‑то неопределенное и бесформенное ‑какое‑то приземистое, свежего кирпича строение, деревянные навесики, груды старого камня, и в центре всего возвышалась гора, поросшая зеленой травой.— Хорошо видите? ‑ спросил Петр Дмитриевич, приостановившись на плотине.— Да, — поперхнулся я.— Они взорвали тут все!‑ крикнул он, и руки его, сжавшие набалдашник палки, побелели в суставах.— Зачем? — растерянно спросил я, хотя хорошо знал, зачем фашисты планомерно и целенаправленно уничтожали памятники старины; затем, чтобы уничтожить этот предмет нашей национальной гордости, лишить нас исторической памяти, унизить презрением, запугать чудовищной аморальностью и даже обеднить в какой‑то мере материально, потому что хорошо знали‑ мы все это будем когда‑нибудь восстанавливать! В тот болдинский день я узнал, что варварское уничтожение собора Федора Коня в 1943 году было также актом бессильной злобы и мстительности — в бывшем монастыре располагался штаб партизанских соединений этого района Смоленщины. В крохотном музейчике, еще с двадцатых годов хранящем несколько экспонатов, некогда собранных П. Д. Барановским, лежат на полках партизанские пулеметы, гранаты, висят портреты патриотов‑партизан. Краткий отчет о действиях одного из соединений, которым командовал Герой Советского Союза Сергей Гришин: взорвано около ста мостов, пущено под откос 295 паровозов и 8486 вагонов с грузами, уничтожено более двадцати тысяч гитлеровцев… Окруженные в монастыре партизаны сражались до последнего патрона. Оставшихся в живых согнали к стене Троицкого собора и расстреляли из пулеметов. На этом месте стоит сейчас скромный обелиск, но если думать о священной Вечной памяти, то должно восстать из праха все окружающее его! Вдруг я вздрогнул, увидев на краю гигантского каменного развала щемяще знакомое. Побежал вниз. Да, сомнений нет — сибирский кедр! Густотой своей меланхолической кроны выделяется из всего здесь растущего. Лет двести ему, красавцу, не меньше, — француза, значит, еще помнит. И устоял при взрыве, хотя рос под самой стеной собора. Молодец!.. Когда я вернулся, Петр Дмитриевич спросил:— Кедр смотрели?— Да… Устоял! И правда, хорошо бы эти леса поберечь, но с моей точки зрения есть дела поважней. Это было тоже нужное и нелегкое дело.— Любой ботанический реликт можно вырастить, если есть хоть одно семечко, леса поднимутся сами, если оставить их в покое, — возразил он, — а вот рукотворная природа, памятники нашей истории и культуры часто исчезают навсегда…
Сочинение
Во многих населённых пунктах установлены памятники выдающимся личностям, участникам войны, знаменательным событиям, и порой памятники разрушаются по разным причинам. Именно проблему сохранения памятников затрагивает в своём тексте В.А. Чивилихин.
Рассуждая над проблемой памяти, сохранения памятников, автор пишет о Болдинском монастыре, который был взорван фашистами во время войны. Это здание являлось достоянием народа и истории, примером высокого мастерства, один из лучших монастырей Московского государства. К сожалению, этот памятник не дожил до наших дней, что заставляет задуматься о судьбе других архитектурных сооружений.
Но памятники - это и деревья-долгожители. Поэтому В.А.Чивилихин, сравнивая "ботанические реликты" с "рукотворной природой", размышляет о сибирском кедре. Обнаруженное на краю каменного развала дерево уцелело при взрыве. Оно тоже является своеобразным памятником, свидетелем многих событий. Но можно ли его сравнить с разрушенным монастырём? Природа восстановится сама, не рассчитывая на чью-то помощь, а исчезнувшие здания сложно восстановить.
Все памятники важны с культурной и исторической точки зрения. Они не могут возродиться сами, как лес, которому тоже порой очень требуется забота человека. И автор уверен, что необходимо сохранять памятники, ведь в них отражаются культура и история народа. Нельзя не согласиться с автором в отношении к памяти. История нашей страны знает немало примеров пренебрежительного отношения к памятникам, к названиям улиц во имя советского будущего со своими идеалами и идеями.
Итак, каждый памятник значим как часть культуры, и надо сохранять их, чтобы каждое поколение знало свою историю.
Комментариев нет:
Отправить комментарий