5. Сочинение по тексту Д.С.Лихачёва

   (1) Когда-то, примерно десятка два лет назад, мне пришел в голову такой образ: Земля – наш крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве. (2) Потом я обнаружил, что этот образ одновременно со мной пришел самостоятельно в голову десяткам публицистов. (3) Он настолько очевиден, что уже рождается избитым, шаблонным, хотя от этого и не теряет в своей силе и убедительности.
      (4) Дом наш! (5) Но ведь Земля – дом миллиардов людей, живших до нас! (6) Это беззащитно летящий в колоссальном пространстве музей, собрание сотен тысяч музеев, тесное скопище произведений сотен тысяч гениев (ах, если бы примерно сосчитать, сколько было на земле только одних всеми признанных гениев!). (7) И не только произведений гениев! (8) Сколько обычаев, милых традиций. (9) Сколько всего накоплено, сохранено. (10) Сколько возможностей. (11) Земля вся засыпана бриллиантами, а под ними столько алмазов, которые еще ждут, что их огранят, сделают бриллиантами. (12) Это нечто невообразимое по ценности. 
    (13) И самое главное: второй другой жизни во Вселенной нет! (14) Это можно легко доказать математически. (15) Нужно было сойтись миллионам условий, чтобы создать человеческую культуру.
(16) И что там перед этой невероятной ценностью все наши национальные амбиции, ссоры, мести личные и государственные («ответные акции»)! 
    (17) Эрмитаж, несущийся в космическом пространстве!    
     Какой ценностью обладает человеческая культура в сознании людей? Именно эту проблему признания ценностей культурного наследия человечества Д.Лихачёв поднимает в своём тексте.
     Эта духовно-нравственная проблема была актуальна в 20 веке, когда мировые войны стирали с лица Земли величайшие произведения культуры, также востребована в наше время. Д. Лихачёв сопоставляет своё восприятие образа Земли с десятками других публицистов и находит сходство: "крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве". Писатель подчёркивает ценность Земли и её уникальность.
   Автор сравнивает планету с музеем, наполненным бесценными экспонатами, каждый из которых представляет собой культурные традиции человечества. Земля для него – это «Эрмитаж, несущийся в космическом пространстве».
    Позиция автора очевидна: культурное наследие человечества обладает большей ценностью, чем национальные амбиции, ссоры.
   С этим утверждением нельзя не согласиться. Позиция автора не является уникальной, её разделяют многие люди. Подтверждение этому – создание Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры – ЮНЭСКО. Одна из задач организации – сохранение культурных традиций. И в 1992 году была подписана конвенция об охране всемирного культурного наследия, которую впоследствии подписало 187 стран.
    Эту проблему можно раскрыть и с другой стороны. Наполеон, герой романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир», ставил культурные ценности значительно ниже, чем государственные, стремясь завоевать Россию, разграбить её. Такая агрессивная политика оказалась неприемлемой для населения Москвы, Смоленска и других уголков России, привела Наполеона к поражению. В «Смоленских сценах» романа автор показывает не только патриотизм народа по отношению к своей земле, людям, но и нежелание оставить врагу народное достояние.
      Таким образом, ценность культурного наследия человечества несомненна, недооценка её значения может обернуться катастрофическими последствиями. Люба Н., 11 класс 

Комментариев нет:

Отправить комментарий