понедельник, 16 августа 2021 г.

Эллис. Русские символисты

"....представители современного символизма очень разнятся между собой в оттенках и индивидуальных чертах и разнятся тем больше, чем победоноснее и шире становится движение вперед символизма.... важнейшие ветви которого можно представить приблизительно в виде следующей схемы:
A) Символизм художественный в собственном смысле (как самоцель) - Э.По, Бодлер, Верлен и их ученики: К. Бальмонт («Будем, как солнце»), В. Брюсов, А. Белый («Золото в лазури», «Симфонии»).
a) Эстетизм (
метод чисто художественного построения
образов) — Уайльд.
b) Неоромантизм — Метерлинк, К. Бальмонт («Тишина»).
B) Символизм (идейный), как средство:
a) моралистический (Ибсен),
b) метафизический (С. Малларме),
c) чисто мистический (А. Добролюбов),
d) индивидуалистический (Ф. Ницше),
e) коллективный («соборный», «всенародный»),
1) с социальным оттенком (Э. Верхарн),
2) с религиозно-общественным уклоном (Гюисманс, Д. Мережковский, В. Иванов)".
 (глава"О сущности символизма")
    Эллис - Лев Львович Кобылинский - вместе с А. Белым основал литератуно-поэтическое сообщество «Аргонавты», считал символизм высшей формой творчества. Был сторонником аристократического индивидуализма и поклонником Ницше. Интуицию Эллис считал за сущность символического созерцания, логически различая созерцание чисто интеллектуальное, художественное и мистическое.
  Книга "Русские символисты" Элисса - это не только художественные изыскания автора, но и философский трактат, осмысливающий как сущность символизма, так и художественную ценность символистов (К.Бальмонта, В.Брюсова и А.Белого). Читается непросто из-за постоянных отсылок к трудам В. Соловьёва (интуитивное, образно-символическое постижение мира, укорененное в религиозных, нравственных и эстетических чувствах личности; не познание, а преобразование мира, не жизнесозерцание или жизнеописание, а «жизнестроение», не приспособление личности к существующему миру, несовершенному и обыденному, но созидание реальности – в соответствии с предельными идеалами Божественной Истины, Добра и Красоты), Ницше (символический образ Заратустры), Шопенгауэра (учение о прекрасном), Шеллинга, Канта, Гегеля, Ш.Бодлера (влечение к бесконечному, теория соответствий)...Образ самого автора Эллиса предстаёт многогранным и сложным.
    "Итак, наша задача сводится к доказательству двух положений: во-первых, того, что сущность художественного творчества — искание символа (познание), и, во-вторых, того, что метод современного символизма всего лучше удовлетворяет эту потребность художественного творчества. Тогда сам собой решится и третий из поставленных нами вопросов: возможно ли принципиальное разграничение символизма и реализма в художественном творчестве?"
     Именно в учении А.Шопенгауэра Эллис видит средство познания идей, а именно созерцание их, при котором человек настолько погружается в созерцаемый предмет, что теряется в нём, становится зеркалом объекта, и уже нельзя отделить созерцающего от созерцаемого - временное равновесие субъекта и объекта. Это превращение индивидуума в «чистый субъект» познания. Но Эллис также, замечая недостатки эстетики Шопенгауэра,  настаивает на существовании потустороннего, сверхчувственного, совершенного мира, или положительного бытия конечного объекта созерцания. И, конечно, связь и взаимодействие двух миров - реального и идеального. Основным стимулом созерцания и творчества по Бодлеру является установление соответствия между явлениями видимого мира и внутренними переживаниями поэта...
  "...основным требованием и убеждением современного символизма является именно это самое воззрение на художественное творчество, как на претворение всех реальностей в значки, то есть символы воплощенных в них идей..."
 "Все наши русские идейные движения и искания, начиная с классически-строгих форм символизма и эстетизма В. Бρюсова, романтического томления К. Бальмонта и А. Блока, искания всестороннего теоретического синтеза А. Белым и кончая догматическими доктринами Д. Мережковского, возросли на той же почве символизма, что и зарубежных символистов".
  Художественно - интуитивное постижение мира и является сущностью символизма.
 К.Бальмонт. Двойственное противопоставление действительности и мечты. Способность расслышать внутреннюю музыку вещей. Жажда гармонии, разлитой над миром. Импровизация, смена настроения. Музыкальность. Первая книга Бальмонта - это как бы продолжение романтической лирики Фета, романтический символизм. "Другим учителем и вдохновителем Бальмонта в эту эпоху является, бесспорно, Шелли, над изучением и переводом лирических пьес которого тогда уже работал Бальмонт. Характерная черта Шелли — всегда претворять символизацию явлений в чисто субъективную романтическую музыку полутеней, всегда снова и снова возвращаться к созерцанию чистого идеала". Постепенный переход Бальмонта к новому искусству - бесконечному ряду полутонов, оттенков и музыкальных нюансов.
     В сонете "Ласточки" Бальмонт свои воспоминания сравнивает с полетом ласточки.
Встает передо мной толпа воспоминаний,
То вдруг отпрянет прочь, то вдруг опять прильнет
К груди, исполненной несбыточных мечтаний.
Так в знойный, летний день, над гладью вод речных
Порою ласточка игриво пронесется,
За ней вслед толпа сестер ее живых,
Веселых спутниц рой, как будто бы смеется...
   "Хотя для романтика характерно начинать процесс символизации с обратного конца, т. е. с внутреннего образа, после уже подыскивая ему соответственный реальный образ, необходимый
для пластического закрепления смутно-субъективного переживания, тем не менее совершенство совпадения, соответствия и цельности в символизации этого образа вне всякого сомнения".
  Что отличает поэтический стиль Бальмонта, по мнению Эллиса? Это сочетание логических, ритмических ударений, комбинация строк различной длины, употребление аллитераций, искусное пользование внутренней рифмой ("Фантазия") и цезурой.
  В третьей книге "Тишина", как пишет Эллис, Бальмонт сделал решительный шаг в сторону того лиризма, который он сам позже назвал «лирикой современной души». В этой книге - большая изысканность образов, углубленность и сосредоточенность основных настроений, сложность и утонченность ритмов. "В «Тишине» мы встречаем много примеров этого отрешенного устремления духа к созерцанию вечного, этого беспредельно-грустного призыва к забвению всего преходящего и земного. Но самым прекрасным из всех стихотворений этого рода, безусловно, является «Прости».
 «Будем, как солнце» - поклонение Солнцу, мистический культ мировой души, Солнца. 
  В.Брюсов. Лирика Ф.Тютчева преемственно связана с музой В. Брюсова. "...если прелесть лирики Бальмонта — ее стихийная текучесть и бесформенность, главное достоинство лирики Брюсова — ее незыблемая устойчивость и строгая оформленность". 
Поэзия Серебряного века  "Культурфилософские образы Соловьева – Душа мира, Вечная Женственность, Вечная Подруга, София – стали для символистов, особенно младших, ключевыми образами-символами, за которыми скрывались тайна Богородицы, Божественная Премудрость, разлитая в природе немеркнущая красота, истинная суть таинственной русской души и Родины. Символисты учились у Соловьева образности, совмещающей реальный и надреальный планы, воссоздающей и состояние души, и «сущность мира», которая «от века вневременна и внепространственна».

Комментариев нет:

Отправить комментарий