среда, 2 июня 2021 г.

Анна Бёрнс. Молочник

"Вроде как я сама и была виновата в этом романе с молочником. Но у меня не было никакого романа с молочником. Молочник мне не нравился, и его преследования, попытка завести со мной роман пугали и сбивали меня с толку".
70-ые годы 20 века - время действия (Англия ввела в Северную Ирландию войска, разгоняла мирные демонстрации, осуществляла полицейский контроль над населением) в романе (поток сознания) о  военном противостоянии внутри страны ("Были инспекторы, выдававшие лицензии на телевещание, регистраторы, проводившие переписи населения, граждане, работавшие в негражданской среде, и чиновники — все они принимались одним сообществом, а если хоть одной ногой заходили на территорию другого, то в них стреляли насмерть") на примере описания жизни юной героини (Средняя сестра), чья судьба (угнетённое положение женины) неотделима от судьбы всего народа. Отсутствие имён как примета того времени, скорее, приём умолчания из-за тотальной подозрительности и предательства, чем художественное обобщение, характерное для русской классики. Кстати, главная героиня примечательна не только так называемым романом с молочником, или "неприемником той страны", и "наверным бойфрендом", но и постоянным чтением на ходу, в том числе русской классической литературы. 
   "Как-то раз я шла, читая на ходу «Айвенго», а он появился в одной из своих машин. Я часто читала на ходу. Не видела в таком чтении ничего плохого, но, в конечном счете, и это вместе со всеми другими делами обернули против меня. «Чтение на ходу» — это явно имелось в списке".
Поток сознания (мысли, переживания) главной героини в ущерб сюжету - попытка понять происходящее с ней, что порой напоминает протокол сбивчивых показаний и вызывает сомнение в реальности событий. Молочник пытался познакомиться с девушкой во время пробежки...
  Роман за необычную подачу и актуальный сюжет был удостоен престижной Букеровской премии. В "Молочнике" нет того огромного пласта исторических, литературных, философских аллюзий, как и "Улиссе" Дж.Джойса, но столь же сложная для восприятия и осмысления книга. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий