понедельник, 31 мая 2021 г.

Генрих Бёлль. Глазами клоуна

"Я еще раз помахал вслед трамваю, которым уезжала Генриетта, и прошел через наш парк домой, где родители и Лео уже сидели за столом... И только за третьим я спросил маму, куда поехала на пикник школа Генриетты. Мама усмехнулась и сказала:
– Что за чепуха, какой там пикник! Она уехала в Бонн поступать в противовоздушные войска. Не срезай кожуру так толсто, сынок. Вот, смотри!"
  Яблочная кожура вызывает негодование, раздражение у Ганса (родился в семье миллионера, но скитается по гостиничным номерам, считая гроши и довольствуясь квартирой деда), как и слова матери о священной немецкой земле и долге каждого немца. Совсем юная сестра Генриетта не вернулась с войны, не узнали родные и о том, где она похоронена. Ганс не понимает, как можно продолжать есть суп, узнав, что сестра погибла. Эти мучительные воспоминания не покидают и уже взрослого человека, чья профессия клоуна неизбежно и неразрывно связана с детством и с темой потерянного поколения.
    Действие романа, который критики называли "немецким "Над пропастью во ржи", происходит в течение одного дня, но этот день - отражение жизни не только клоуна, но и судьбы всей Германии, причастной к мировой драме.
  Тяжело переживает Ганс Шнир расставание с любимой женщиной Марией, не может принять её уход (начинает пить, теряет интерес к жизни), который, кажется, был логичным исходом их сложных взаимоотношений. Эта история любви созвучна другой - из поэмы В.Маяковского "Облако в штанах":
"«Приду в четыре»,— сказала Мария.Восемь.
Девять.
Десять.

Вот и вечер
в ночную жуть
ушел от окон,
хмурый,
декабрый.

В дряхлую спину хохочут и ржут
канделябры.

Меня сейчас узнать не могли бы:
жилистая громадина
стонет,
корчится.
Что может хотеться этакой глыбе?
А глыбе многое хочется!"
  Большую часть романа составляет поток сознания, монолог клоуна с душой художника, не готового поступиться нравственностью и мириться с ханжеством мира, - то остроумная сатира, то пронзительная грусть, печаль лицедея, человека с тонкой душой и жаждой свободы. 
"Когда я слушаю Шуберта или Шопена, у меня всегда слезы на глазах. Я смахнул пальцем обе слезинки и сказал:
– Вот не знал, что ты так хорошо играешь Шопена. Сыграй эту мазурку еще раз!"

И, кажется, некоторые поступки героя противоречивы, даже циничны, как и действия любого человека. Наверное, это очень сложно: смотреть на мир глазами клоуна?!

Комментариев нет:

Отправить комментарий