воскресенье, 16 февраля 2020 г.

Ирина Полянская. Утюжок и мороженое

"Они смотрели на меня с одинаковым выражением лиц, круглыми, детскими глазами, в которых не было никакой хитрости, одно лишь желание полакомиться мороженым. Они смотрели на меня как бы заранее облизываясь.
И я плотней прижала ко дну кармана мои денежки, чтобы они ненароком не высвободились и не ушли от меня, как и вновь обретенная житейская мудрость, и в тот день не купила им мороженое".
    Ссоры родителей в доме и попытки ребёнка создать дружную семью во дворе составляют сюжет небольшого рассказа, написанного в форме воспоминаний, снов главной героини, от лица которой ведётся повествование. Кульминация текста - эпизод с утюжком, который младшая сестра рассказчицы Рита, смекалистая, лживая, уступает своей подруге во дворе и затем боится ожидаемого гнева грозного отца. Прямолинейная сестра (рассказчица) спасает Риту, пользуясь её же методом: хитростью, дипломатией, ложью.
  Оказывается, утюжок имеет большое воспитательное значение для отца, но не для его дочерей, которые растут без родительской любви. Два контрастных образа - утюжок и мороженое - отражают противоречия в поведении детей и взрослых. Чувство вины перед Ритой и бабушкой не даёт покоя рассказчице, не стираясь из памяти, а усиливаясь спустя годы.

"Рядом со мною сидят люди, которых я хочу угостить мороженым, но ни разу мне это не удалось: ищу мелочь в темном кармане до тех пор, пока сама не закачусь в эту тьму, а потом грустно стою на почте и отправляю немного денег Рите и ничего бабушке, потому что и во сне, и наяву помню, что в той стране, где она теперь обитает, деньги недействительны..."

Комментариев нет:

Отправить комментарий