четверг, 11 июля 2019 г.

Бернхард Шлинк. Ольга

"Никто не хотел связываться с господскими детьми. Никто, кроме Ольги. Герберт и Виктория не устояли перед тем любопытством и восхищением, какие Ольга проявляла к их миру. То, что они так быстро подружились с Ольгой, свидетельствует об их одиночестве, которого сами они не сознавали".
Германия, начало ХХ века. Надменное бесстрашие отличает с юности брата и сестру Шрёдер, богатых наследников, уверенных в своём будущем. А рано осиротевшая Ольга Ранке, девушка из бедной семьи, ждёт от жизни большего, чем другие дети, она настойчиво стремится получить образование, но её славянское имя даже у подруги детства вызывает недоумение. Холодная церковь, ворчливая бабушка, самостоятельное изучение курса учительской семинарии - и экзамены на "отлично". независимость и самостоятельность. И, конечно, Герберт, вопреки воле его родителей.
 Как ни странно, но роман "Ольга", его первая часть, напоминает сентиментальную повесть Н.М.Карамзина "Бедная Лиза", причём не столько темой социального неравенства героев, сколько сюжетной линией и системой образов.
Неожиданно было прочитать о пребывании Герберта в Карелии, финской Карелии. "Зато он побывал в снегах Карелии... Он собирался объездить всю страну летом, за две-три недели, увидеть белые ночи, убить медведя. Однако задержался надолго, так как не мог расстаться с золотом, которым солнце утром заливало стелющийся по земле туман, вечером – тихие воды озер и рек, ночью – узкую полоску на горизонте, не мог расстаться с белыми березами и прозрачными рощами, с лебедями, величаво плывшими по озерной глади, плавно взмывавшими над водным зеркалом и величаво опускавшимися на воду, не мог расстаться с лосями, этими крепкими, сильными созданиями, приверженными одиночеству, как сам Герберт. Он питался рыбой, грибами и ягодами, он примирился с тучей комаров, с утра до ночи зудевших над головой. В сентябре повсюду засверкали новые краски: ярко желтела листва берез, багровели брусничники, там и сям выступала темная зелень сосен и белые пятна лишайников".
  Границы путешествия Герберта кажутся немыслимыми: от Африки до Сибири, романтические мечты об Арктике, экспедиция на Шпицберген. Он, искатель приключений, живёт своей жизнью, и только небольшой отрезок времени проводит рядом с Ольгой, пока не пропадает без вести то ли из-за мальчишеских фантазий, то ли из-за навязчивой всеобщей идей величия Германии. Ольга посвящает себя работе и заботам о мальчике Айке, мечтавшем стать архитектором, а в итоге - полицейский и член нацистской партии и СС, что было не понятно Ольге. Жизнь её проходит в трудах и ожиданиях, героиня теряет слух. И невольно задумываешься о превратностях человеческой жизни, о достигнутых целях и несбывшихся мечтах. Образ Ольги меркнет, кажется бледным отражением на фоне исторических событий в Германии и в мире.
 "Она смирилась со своей жизнью... Каждый день она замечала, как не хватает ей музыки. Ведь в школе она пела с детьми, в церкви руководила хором и играла на органе, она любила и концерты, на которые иногда выбиралась в Тильзит... Одна радость все же была – теперь она не слышала громкоговорителей. При нацистах мир стал крикливым, они везде понавешали репродукторов, из которых день-деньской гремели речи, лозунги, призывы, военные марши, от них некуда было деться".
   Часть 2. Эта часть романа, как и третья, читаются на одном дыхании. Образ героини усложняется, подобно алмазу, начинает играть своими гранями. Сквозь литературный образ просматривается личность, уверенная в себе немецкая женщина. Рассказ в рассказе, взгляд на Ольгу со стороны. Лишившись слуха, она всё так же любит детей, живо рассказывает о прочитанных книгах и путешествиях Герберта. "Но фройляйн Ринке не только рассказывала. Если у меня был жар, она укрывала меня еще одним одеялом или клала на мой лоб холодную влажную тряпицу. Все ее движения были тихими и плавными, от нее пахло лавандой, у нее были теплые руки и вселяющая спокойствие величавость".
  Мудрость Ольги, её смирение помогают ей терпимее относиться к жизни, принимать её, хотя, возможно, это не только постижение тайны бытия, но и пессимизм героини, обречённость. "Через два года Эмилия, бросив меня, сошлась с каким-то студентом, и все меня утешали… И только у Ольги никакого объяснения не было: «Жизнь, – сказала она, – это череда потерь, и пора бы уж научиться принимать это спокойно».
   Сельская учительница, пережившая две войны, потерю родителей и возлюбленного, утрату слуха, здраво судит о времени, о судьбе Германии, которая со временем стала Ольге чужой, но героиня не утратила способности наслаждаться красотой природы. Её сила духа вызывает восхищение у рассказчика, он не томится от скуки рядом с пожилой женщиной, полюбив молчаливые прогулки. Непредсказуема трагическая развязка... Встреча рассказчика с Адельгейдой Фолькман, дочерью Айка, заставляет героя заняться поисками переписки Ольги и Герберта.
  Часть 3. Первые письма Ольги от 1913 года. "...Только и есть хорошего в нашей разлуке – то, что я могу писать тебе о том, как сильно по тебе скучаю. Когда мы вместе и я говорю, как сильно по тебе скучала или буду скучать, ты морщишь лоб, тебе не нравится об этом слушать. Ты думаешь, я хочу тебя привязать, не дать тебе снова уехать. Но я тебя не держу. Я понимаю, ты не можешь не уезжать. Просто я по тебе скучаю.
Я радуюсь варенью, которое сегодня сварила, оно подсластит мне зиму. А когда даже на донышке последней банки ни капельки не останется, ты вернешься.Твоя Ольга " 
   Письма Ольги к Герберту, проникнутые чувством глубокой и искренней любви, открывают её образ мыслей, музыкальные и литературные вкусы, планы на будущую жизнь, мысли о войне, а также тайны, хранимые долгие годы.
  "Я взорву Бисмарка. С него все началось. Ты считаешь, что он сделал хорошее дело, – нет, это неправда. Может быть, люди задумаются об этом, когда он будет взорван. Но может быть, никто и не заметит жалкую кучку обломков и мусора, которая от него останется. Как не замечает никто орнамента на дне ручья или рисунка на прибрежном песке. Этим произведениям не нужны зрители – все равно они прекрасны и правдивы. Так же и поступки. С кем я могу поделиться своим замыслом? Только с тобой. Фердинанд хороший мальчик, я его полюбила, но он немного скучный. Они все теперь такие. У них есть готовые моральные суждения о прошлом и о настоящем, и, хотя их жизнь ограждена от опасностей и иметь нравственные принципы ничего им не стоит, они считают себя мужественными и этим кичатся. Мне бы хотелось, чтобы Фердинанд лучше распорядился своей жизнью, чем ты – своей и Айк – своей. Да только и его поколению тоже подай что-то не в меру великое".

3 комментария:

  1. Лариса Евгеньевна, здравствуйте!
    О какой великолепной книге Вы рассказали! Спасибо Вам огромное!
    Обязательно постараюсь отыскать.
    Это произведение немецкой литературы?

    ОтветитьУдалить
  2. Ольга Николаевна, да, немецкий автор. Сначала прочитала его книгу "Чтец", которая, кажется, и прославила по-настоящему писателя.

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Лариса Евгеньевна!
    Весьма любопытный автор.
    Я как-то настороженно отношусь к иностранной литература, но тут просто заинтересовало.
    Наверное тоже почитаю. Спасибо.

    ОтветитьУдалить