"Никто не хотел связываться с господскими детьми. Никто, кроме Ольги. Герберт и Виктория не устояли перед тем любопытством и восхищением, какие Ольга проявляла к их миру. То, что они так быстро подружились с Ольгой, свидетельствует об их одиночестве, которого сами они не сознавали".
Германия, начало ХХ века. Надменное бесстрашие отличает с юности брата и сестру Шрёдер, богатых наследников, уверенных в своём будущем. А рано осиротевшая Ольга Ранке, девушка из бедной семьи, ждёт от жизни большего, чем другие дети, она настойчиво стремится получить образование, но её славянское имя даже у подруги детства вызывает недоумение. Холодная церковь, ворчливая бабушка, самостоятельное изучение курса учительской семинарии - и экзамены на "отлично". независимость и самостоятельность. И, конечно, Герберт, вопреки воле его родителей.
Как ни странно, но роман "Ольга", его первая часть, напоминает сентиментальную повесть Н.М.Карамзина "Бедная Лиза", причём не столько темой социального неравенства героев, сколько сюжетной линией и системой образов.
Неожиданно было прочитать о пребывании Герберта в Карелии, финской Карелии. "Зато он побывал в снегах Карелии... Он собирался объездить всю страну летом, за две-три недели, увидеть белые ночи, убить медведя. Однако задержался надолго, так как не мог расстаться с золотом, которым солнце утром заливало стелющийся по земле туман, вечером – тихие воды озер и рек, ночью – узкую полоску на горизонте, не мог расстаться с белыми березами и прозрачными рощами, с лебедями, величаво плывшими по озерной глади, плавно взмывавшими над водным зеркалом и величаво опускавшимися на воду, не мог расстаться с лосями, этими крепкими, сильными созданиями, приверженными одиночеству, как сам Герберт. Он питался рыбой, грибами и ягодами, он примирился с тучей комаров, с утра до ночи зудевших над головой. В сентябре повсюду засверкали новые краски: ярко желтела листва берез, багровели брусничники, там и сям выступала темная зелень сосен и белые пятна лишайников".
Неожиданно было прочитать о пребывании Герберта в Карелии, финской Карелии. "Зато он побывал в снегах Карелии... Он собирался объездить всю страну летом, за две-три недели, увидеть белые ночи, убить медведя. Однако задержался надолго, так как не мог расстаться с золотом, которым солнце утром заливало стелющийся по земле туман, вечером – тихие воды озер и рек, ночью – узкую полоску на горизонте, не мог расстаться с белыми березами и прозрачными рощами, с лебедями, величаво плывшими по озерной глади, плавно взмывавшими над водным зеркалом и величаво опускавшимися на воду, не мог расстаться с лосями, этими крепкими, сильными созданиями, приверженными одиночеству, как сам Герберт. Он питался рыбой, грибами и ягодами, он примирился с тучей комаров, с утра до ночи зудевших над головой. В сентябре повсюду засверкали новые краски: ярко желтела листва берез, багровели брусничники, там и сям выступала темная зелень сосен и белые пятна лишайников".
Границы путешествия Герберта кажутся немыслимыми: от Африки до Сибири, романтические мечты об Арктике, экспедиция на Шпицберген. Он, искатель приключений, живёт своей жизнью, и только небольшой отрезок времени проводит рядом с Ольгой, пока не пропадает без вести то ли из-за мальчишеских фантазий, то ли из-за навязчивой всеобщей идей величия Германии. Ольга посвящает себя работе и заботам о мальчике Айке, мечтавшем стать архитектором, а в итоге - полицейский и член нацистской партии и СС, что было не понятно Ольге. Жизнь её проходит в трудах и ожиданиях, героиня теряет слух. И невольно задумываешься о превратностях человеческой жизни, о достигнутых целях и несбывшихся мечтах. Образ Ольги меркнет, кажется бледным отражением на фоне исторических событий в Германии и в мире.
"Она смирилась со своей жизнью... Каждый день она замечала, как не хватает ей музыки. Ведь в школе она пела с детьми, в церкви руководила хором и играла на органе, она любила и концерты, на которые иногда выбиралась в Тильзит... Одна радость все же была – теперь она не слышала громкоговорителей. При нацистах мир стал крикливым, они везде понавешали репродукторов, из которых день-деньской гремели речи, лозунги, призывы, военные марши, от них некуда было деться".
Часть 2. Эта часть романа, как и третья, читаются на одном дыхании. Образ героини усложняется, подобно алмазу, начинает играть своими гранями. Сквозь литературный образ просматривается личность, уверенная в себе немецкая женщина. Рассказ в рассказе, взгляд на Ольгу со стороны. Лишившись слуха, она всё так же любит детей, живо рассказывает о прочитанных книгах и путешествиях Герберта. "Но фройляйн Ринке не только рассказывала. Если у меня был жар, она укрывала меня еще одним одеялом или клала на мой лоб холодную влажную тряпицу. Все ее движения были тихими и плавными, от нее пахло лавандой, у нее были теплые руки и вселяющая спокойствие величавость".
Часть 2. Эта часть романа, как и третья, читаются на одном дыхании. Образ героини усложняется, подобно алмазу, начинает играть своими гранями. Сквозь литературный образ просматривается личность, уверенная в себе немецкая женщина. Рассказ в рассказе, взгляд на Ольгу со стороны. Лишившись слуха, она всё так же любит детей, живо рассказывает о прочитанных книгах и путешествиях Герберта. "Но фройляйн Ринке не только рассказывала. Если у меня был жар, она укрывала меня еще одним одеялом или клала на мой лоб холодную влажную тряпицу. Все ее движения были тихими и плавными, от нее пахло лавандой, у нее были теплые руки и вселяющая спокойствие величавость".
Мудрость Ольги, её смирение помогают ей терпимее относиться к жизни, принимать её, хотя, возможно, это не только постижение тайны бытия, но и пессимизм героини, обречённость. "Через два года Эмилия, бросив меня, сошлась с каким-то студентом, и все меня утешали… И только у Ольги никакого объяснения не было: «Жизнь, – сказала она, – это череда потерь, и пора бы уж научиться принимать это спокойно».
Сельская учительница, пережившая две войны, потерю родителей и возлюбленного, утрату слуха, здраво судит о времени, о судьбе Германии, которая со временем стала Ольге чужой, но героиня не утратила способности наслаждаться красотой природы. Её сила духа вызывает восхищение у рассказчика, он не томится от скуки рядом с пожилой женщиной, полюбив молчаливые прогулки. Непредсказуема трагическая развязка... Встреча рассказчика с Адельгейдой Фолькман, дочерью Айка, заставляет героя заняться поисками переписки Ольги и Герберта.
Часть 3. Первые письма Ольги от 1913 года. "...Только и есть хорошего в нашей разлуке – то, что я могу писать тебе о том, как сильно по тебе скучаю. Когда мы вместе и я говорю, как сильно по тебе скучала или буду скучать, ты морщишь лоб, тебе не нравится об этом слушать. Ты думаешь, я хочу тебя привязать, не дать тебе снова уехать. Но я тебя не держу. Я понимаю, ты не можешь не уезжать. Просто я по тебе скучаю.
Я радуюсь варенью, которое сегодня сварила, оно подсластит мне зиму. А когда даже на донышке последней банки ни капельки не останется, ты вернешься.Твоя Ольга "
Письма Ольги к Герберту, проникнутые чувством глубокой и искренней любви, открывают её образ мыслей, музыкальные и литературные вкусы, планы на будущую жизнь, мысли о войне, а также тайны, хранимые долгие годы.
"Я взорву Бисмарка. С него все началось. Ты считаешь, что он сделал хорошее дело, – нет, это неправда. Может быть, люди задумаются об этом, когда он будет взорван. Но может быть, никто и не заметит жалкую кучку обломков и мусора, которая от него останется. Как не замечает никто орнамента на дне ручья или рисунка на прибрежном песке. Этим произведениям не нужны зрители – все равно они прекрасны и правдивы. Так же и поступки. С кем я могу поделиться своим замыслом? Только с тобой. Фердинанд хороший мальчик, я его полюбила, но он немного скучный. Они все теперь такие. У них есть готовые моральные суждения о прошлом и о настоящем, и, хотя их жизнь ограждена от опасностей и иметь нравственные принципы ничего им не стоит, они считают себя мужественными и этим кичатся. Мне бы хотелось, чтобы Фердинанд лучше распорядился своей жизнью, чем ты – своей и Айк – своей. Да только и его поколению тоже подай что-то не в меру великое".
Лариса Евгеньевна, здравствуйте!
ОтветитьУдалитьО какой великолепной книге Вы рассказали! Спасибо Вам огромное!
Обязательно постараюсь отыскать.
Это произведение немецкой литературы?
Ольга Николаевна, да, немецкий автор. Сначала прочитала его книгу "Чтец", которая, кажется, и прославила по-настоящему писателя.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Лариса Евгеньевна!
ОтветитьУдалитьВесьма любопытный автор.
Я как-то настороженно отношусь к иностранной литература, но тут просто заинтересовало.
Наверное тоже почитаю. Спасибо.