Поль Гоген. В начале 1890-х художник решил обосноваться на Таити. Гоген будет искать «чистую» туземную культуру, селясь как можно дальше от обустроенных французами городов и деревень.
Прообразом Чарльза Стрикленда, главного героя романа "Луна и грош" послужил французский живописец Поль Гоген, крупнейший представитель постимпрессионизма. В начале рассказывается о гениальном художнике Чарльзе Стрикленде, который умер в безвестности, и лишь статья критика Мориса Гюре спасла его от забвения. Оказавшийся на Таити рассказчик пытается восстановить последние годы его жизни на Таити, где Стрикленд женился на туземке и умер от проказы. Шедевр его жизни - роспись на стенах дома - был сожжён после смерти по его завещанию.
Образ главного героя, жестокого и равнодушного ко всему и всем, кроме искусства, никак не принимается сознанием рассказчика, молодого литератора, пока тот не увидит истинное произведение мастера. Хочется воскликнуть словами А.С.Пушкина: "А гений и злодейство — Две вещи несовместные. Не правда ль?"
Образ главного героя, жестокого и равнодушного ко всему и всем, кроме искусства, никак не принимается сознанием рассказчика, молодого литератора, пока тот не увидит истинное произведение мастера. Хочется воскликнуть словами А.С.Пушкина: "А гений и злодейство — Две вещи несовместные. Не правда ль?"
"У доктора вырвался вздох облегчения, когда он наконец увидел маленький некрашеный домишко, теперь обветшавший и грязный; но и возле дома царила та же нестерпимая тишина... Он крикнул – никто не отозвался. Он вошел. Постучался, но и на этот раз ответа не было. Он нажал ручку второй двери и открыл ее. От зловония, которым пахнуло на него, ему сделалось дурно. Он прижал платок к носу и заставил себя войти в комнату. Она тонула в полумраке, и после яркого солнечного света он в первую минуту ничего не видел. Потом он вздрогнул. Он не понимал, где находится. Какой-то сказочный мир окружал его. Ему смутно чудился девственный лес, в котором обнаженные люди расхаживали под деревьями. Потом он понял, что это так расписаны стены. – Mon Dieu, неужто у меня солнечный удар, – пробормотал доктор. Легкое движение в комнате привлекло его внимание, и он увидел Ату. Она лежала на полу и тихо плакала. – Ата, – позвал он, – Ата! Глаза его привыкли к темноте, и страшное волнение овладело им, когда он всмотрелся в расписанные стены. Он ничего не понимал в живописи, но здесь было что-то такое, что потрясло его. От пола до потолка стены покрывала странная и сложная по композиции живопись. Она была неописуемо чудесна и таинственна. У доктора захватило дух. Чувства, поднявшиеся в его сердце, не поддавались ни пониманию, ни анализу. Благоговейный восторг наполнил его душу, восторг человека, видящего сотворение мира. Это было нечто великое, чувственное и страстное; и в то же время это было страшно, он даже испугался. Казалось, это сделано руками человека, который проник в скрытые глубины природы и там открыл тайны – прекрасные и пугающие. Руками человека, познавшего то, что человеку познать не дозволено. Это было нечто первобытное и ужасное. Более того – нечеловеческое. Доктор невольно подумал о черной магии. Это было прекрасно и бесстыдно. – Бог мой, он гений! Эти слова вырвались у доктора помимо его воли. – Он был слеп? – Да, он ослеп уже год назад". «Луна» в заглавии романа (приём антитезы: духовные и материальные ценности) не просто прекрасное, но нечто недоступное, недостижимое, неподвластное низким обыденным законам жизни. Это вечный поиск истины и противостояние.
Комментариев нет:
Отправить комментарий