"Они могут нас успокоить. Они могут нас озадачить. Они могут нас изменить. И все это при том, что они мертвы. Как муха в янтаре или как тело, застывшее в вечных льдах, чудесное сочетание обыкновенных чернил и бумаги сохраняет то, что по законам природы должно исчезнуть. Это сродни волшебству".
Главная героиня Маргарет Ли работает в букинистическом магазин, где большую часть дня нет никого, кроме неё самой, отца и книг. Она постоянно испытывает "книжный голод", ради собственного удовольствия написала несколько кратких биографических исследований, посвященных незначительным фигурантам в истории литературы. Завязка сюжета - письмо Маргарет от известной писательницы Виды Винтер с предложением написать её биографию и поведать миру правду:
"... Жду вас в понедельник. Я вышлю за вами машину к поезду, прибывающему в Харрогейт в половине пятого.
Маргарет не столько продаёт книги (этим занимается отец), сколько заботится о них, сохраняя тексты и заново открывая людей, которые продолжают существовать в созданных ими книгах. Её не интересует современная литература, и книг Виды Винтер она не читала.
«Тринадцатая сказка» Дианы Сеттерфилд — книга, открывшая жанр «неоготики» и заставившая заговорить о возвращении золотого века британского романа, овеянного именами Шарлотты и Эмили Бронте и Дафны Дюморье. Дебютный роман скромной учительницы, права на который были куплены за небывалые для начинающего автора деньги (800 тысяч фунтов за британское издание, миллион долларов — за американское), обогнал по продажам бестселлеры последних лет.
Мысли о биографии Виды Винтер наводят на размышления о собственной жизни и воспоминании из детства, когда Маргарет случайно узнала, что у неё была сестра-близнец. Фраза из письма «Скажите мне правду» лишает девушку покоя и привычного образа жизни, как и «Тринадцать сказок о переменах и потерях» Виды Винтер, о которой девушка узнаёт пока только то, что это ненастоящее имя писательницы. Близнецы - то, что сближает отныне Виду Винтер и Маргарет Ли.
Основная часть романа - рассказ Виды Винтер, или Аделины Анджелфилд ("девочки с таинственной и темной душой"), о своей жизни в усадьбе от рождения до перемен, вызванных появлением гувернантки Эстер. Это одна из сюжетных линий, другая - жизнь самой Маргарет.
С исчезновением Эстер и дяди Джона, со смертью Миссиз происходят перемены в самой Аделине: словно свет берёт верх над тьмой в её душе и сознании. И ещё недавно полуживая кукла теперь способна вести разумный разговор, подобно тому как роман "Джен Эйр", прочитанный гувернанткой Эстер, неожиданно обнаружил в девочке интеллект.
"— Я заварю чай, — сказала я.
Это прозвучал не мой прежний голос. Другая девочка — толковая, умелая, нормальная девочка — брала бразды правления в свои руки. Она, похоже, знала, что нужно делать. Впрочем, я не так уж сильно этому удивилась".
Маргарет близко к сердцу принимает то, что происходит в доме Виды Винтер и невольно имеет отношение к ней самой и её тайной истории, истории девочек-близнецов. Но история Виды Винтер приобретает иной смысл, когда вырисовываются черты девочки-призрака.
"Я очень надеюсь на то, что они доведут дело до публикации. А пока этого не произошло, меня будет неотступно преследовать образ девочки-привидения. Она будет все время блуждать в моих мыслях и снах, ибо сейчас у нее нет другого пристанища, кроме моей памяти".
Комментариев нет:
Отправить комментарий