среда, 3 апреля 2019 г.

Алексей Арбузов. Старомодная комедия

"Она. Мило, что Вы тут находитесь... Мы познакомились с Вами всего лишь позавчера и так прелестно тогда поговорили… Отчего Вы так вытаращили глаза, Родион Николаевич?
Он. А Вы полагаете, что я их вытаращил?
Она. Вытаращили. Это несомненно.
Он. Нда… Должен подчеркнуть, что у Вас, видимо, очень переменчивый характер.
Она. Мне многие сообщали об этом. Но велика ли тут моя вина? И разве Вас не радует солнышко, когда оно появляется из-за туч? Сегодня я всех люблю. Всех решительно! И Вас тоже, Родион Николаевич…"
   Это история любви двух людей, одному из которых «уже шестьдесят», а другой «нет ещё восьмидесяти». Действие происходит в августе 1968 года в санатории на Рижском взморье.
"Она. Вот тут я с Вами совершенно не согласна. Женщина всегда должна быть в форме, подтянутая, аккуратная, прелестная… И она просто права не имеет отставать от моды… Если хотите, она должна блистать, быть великолепной!… И сдаваться ей нельзя. Ни при каких обстоятельствах!
Он (продолжает сердиться). Сомнительные рассуждения… Весьма сомнительные – женщину скромность украшает, постоянство, чувство меры, а все эти завитушечки, побрякушечки… (Распаляясь все больше.) Вот к примеру – ну что за странный убор Вы воздвигли у себя на голове… что за удивительное сооружение?
  Трогательная, порой ироничная история встречи двух немолодых людей, он главный врач санатория, она необычная пациентка, сумасбродная, глубоко чувствующая. Диалоги героев поражают лёгкостью и выразительностью мыслей и чувств.
"Она. Я так ужасно любила дождь когда-то. Боже мой, как я безумно его любила! Мне такие чудесные мысли приходили в голову под дождем… И я ненавидела зонты, прыгала по лужам!… А теперь стала немолодая и боюсь… Наверное, боюсь простудиться… И скорее, скорее лезу под зонт… самым жалким образом. Как обидно-то, господи!"
  Глядя на таких людей, понимаешь, что стареть не страшно, несмотря на порой неизбежное одиночество, не страшно, когда рядом близкий человек.
"Он. Как Вас зовут?
Она. Товарищ Жербер.
Он. Не то… Как Вас зовут?
Она. Лидия Васильевна… Лида… А что?
Он. Не знаю… Почему-то захотелось выяснить.
Она. Зачем?
Он. Еще не ясно.
Она (ужаснулась). Вы сидите на мокрых ступеньках!…
Он. Я в плаще. Мне даже уютно. Даже как-то симпатично, мило.
Она. Вам лучше?
Он. Еще нет. Но сейчас будет. Вот увидите.
Она. Скорее давайте.
Он. Дождь кончился?
Она. Да.
Он. А где мой зонт?
Она. Лежит в луже.
Он. Вы его сломали?
Она. Не удалось.
Он. Какое чудесное известие".
Кабинет врача, кафе, старая Рига, ресторан, братское кладбище, санаторий, маленькая дачка... герои лучше узнают друг друга, парируя в диалогах и предчувствуя счастье. Прошлое этих людей не отпускает их. Они даже убеждают себя, что были счастливы. Но и настоящее преображается, наполняется смыслом.
"Она. А между тем это безумно полезно. Веселье – залог здоровья. Пожалуйста, водрузите этот лозунг на дверях своего кабинета.
Он. Снимут.
Она. Кого?
Он. Сначала лозунг. Затем – меня.
Она. Не посмеют.
Он. Невеселые люди? Еще как!"
Сколько в этих словах иронии, правды жизни... Но особенно впечатляет финал пьесы.
"Она. Я не смогла… вот ужас… Я отпустила такси.
Он (тихо). Спасибо…
Она. Не знаю, что тебе сказать.
Он. Ничего не говори. (Помолчав, улыбнулся.) А знаешь – я чуть не умер.
Она. Да… Смешно… Наверно, всю мою жизнь я только и делала, что шла тебе навстречу".

Комментариев нет:

Отправить комментарий