воскресенье, 14 апреля 2019 г.

Иэн Макьюэн. Искупление

В нескольких милях за поместьем Толлисов возвышались Суррейские холмы, поросшие недвижными купами дубов с густыми раскидистыми кронами, изумрудную яркость которых скрадывало молочное знойное марево". Предвоенная Англия, 1935 год, изнуряющая жара. 
"– Вот ваши роли, все расписано. Завтра премьера! Репетиция начнется через пять минут! – Но это можно было счесть скорее свидетельством ее преувеличенного творческого самолюбия, чем бесчувственностью"
  Брайони - юная писательница тринадцати лет и любимица семьи Толлисов - пытается осуществить свой замысел: поставить написанную ею пьесу, где главная роль, увы, досталась кузине Лоле. В поместье, завершив обучение, возвращается старшая сестра Сесилия. Она на перепутье из-за необходимости определиться с будущим, как и с чувствами к Робби, сыну уборщицы, получившему образование благодаря отцу Сесилии. Робби, мечтавший стать ландшафтным дизайнером, а теперь решивший заняться медициной. Это и есть идеальный сюжет, по мысли Брайони. И именно она вдруг понимает, наблюдая за взрослой сестрой и Робби, что очень легко воспринять увиденное в неверном, совершенно превратном свете.
   "Сесилия и Робби застыли. Их глаза встретились, и то, что она прочла в оранжево-зеленом меланже его мрачного взгляда, было не испугом, не чувством вины, а скорее своего рода вызовом или даже триумфом. У нее хватило присутствия духа поставить вазу с отбитым краем горлышка на ступеньку, прежде чем осмыслить значение случившегося". Сцена с вазой - завязка любовного конфликта. Начало романа - своеобразная прелюдия к последующим событиям, в которых действия героев порой непредсказуемы, как на сцене, так и в самой жизни, и в этом суть психологического реализма в литературе.
  Приезд старшего брата Леона с Полом Маршаллом, шоколадным магнатом, - завязка основного сюжета, который будет разыгран в поместье при весьма печальных обстоятельствах. О Маршалле Сесилия думает не иначе как о почти красавце, немыслимом богаче и непроходимом дураке, в то время как в обществе он приобрёл славу поджигателя войны, планируя выпуск шоколада для английских солдат. Но сцена у фонтана, письмо от Робби и встреча с ним в полутьме библиотеки неожиданным образом обнаруживают пылкие чувства знавших друг друга с детства Сесилии и Робби. К несчастью, его величество случай вторгается в планы влюблённых, и Робби в одиночестве отправляется на поиски сбежавших братьев, что изменит всю его жизнь, как и письмо (точнее, его рукописный вариант), адресованное Сесилии и опрометчиво переданное через Брайони. И она возьмёт на себя право судить человека.
"Сесилия рванулась, чтобы вырвать письмо у матери, но на ее пути внезапно оказались не только ее собственный брат, но и два полицейских. Маршалл тоже встал, но вмешиваться не решился.
– Оно принадлежит мне! – закричала Сесилия. – Вы не имеете никакого права!
Эмилия даже не подняла головы, она не спеша перечитала письмо несколько раз, после чего на пылкий гнев дочери ответила своим, ледяным:
– Если бы вы, юная леди, при всем вашем образовании поступили как должно, пришли бы с этим письмом ко мне, меры можно было принять вовремя, и вашей кузине не пришлось бы пройти через этот ужас".
    Вторая часть романа начинается с военных событий на территории Франции, движения на  злосчастный Дюнкерк. Робби - простой рядовой разгромленной армии, мучительно вспоминающий исчезнувшую навсегда жизнь. Но теперь у него появилась хотя бы надежда на возвращение и встречу, а позже - на снятие обвинений. 

"Слишком долго они представляли этот момент и грезили о нем, чтобы он мог соответствовать их мечтам. Робби не вписывался в этот мир, ему недоставало уверенности, позволившей бы отстраниться от пережитого и мыслить шире. Я люблю тебя, ты спасла мне жизнь".
  Сесилия, для которой так много значила семья, оказалась непримирима в своём выборе, порвав все отношения с родными, вычеркнувшими из своей жизни Робби, и для него сейчас главное - выжить. Его мысли путаются так же, как и дороги, и чужие лица. Робби понимает, что вернуться в прошлое не возможно. Грубая реальность притупляет сознание, смысл  жизни теряется в хаосе войны.
Часть третья. Брайони, сестра милосердия в военном госпитале, живёт с чувством вины и становится свидетелем страшных последствий войны: изувеченные тела и судьбы. Неожиданным известием для неё станет сообщение отца о свадьбе Пола Маршалла и Лолы Куински, а потом и догадка о том, что случилось в тот роковой вечер.
"Если эта девочка не поняла того, что увидела, или была совершенно сбита с толку, то это могло серьезно повлиять на жизнь двух взрослых людей. Может, она каким-то чудовищным образом встала между ними? Или, напротив, пусть случайно, способствовала их дальнейшему сближению?" Письмо из редакции не взволновало Брайони, отрешившейся от себя, но точно обозначило круг проблем, охвативших её.
"Если она о чем-то и тосковала, так это о сестре, вернее, о сестре, вновь обретшей Робби. Об их любви, которую не смогли разрушить ни она, Брайони, ни война. Именно это утешало ее, пока она все глубже погружалась в недра под городом".

1 комментарий:

  1. Слышала, что есть фильм. Не знала, что он снят по книге. Думаю, надо таки взять на заметку и прочитать, а потом посмотреть.

    ОтветитьУдалить