воскресенье, 17 марта 2019 г.

Дина Рубина. На Верхней Масловке

"Старуха улыбнулась с довольным видом. Она радовалась, что удалось вытянуть его на драку.
— Тебе, я вижу, приглянулась эта цыганочка. Что ты намерен делать?
— Допить чай, — угрюмо ответил он. — Если вы, конечно, дадите.

Умиротворенная тишина этого вечера подернулась рябью, словно озеро перед непогодой..."Она известный скульптор, он театровед и режиссер драматического кружка швейной фабрики. Анна Борисовна и Петя как люди творческие уживаются с трудом в одной квартире. Несмотря на преклонный возраст, Анне Борисовне интересно жить, она легко парирует в диалогах, сохраняет ясность ума и юмор и не замечает будничные проблемы. А Петя ворчит, кажется, ненавидит и одновременно очень любит старуху, занимается хозяйством, очевидно, за счастье почитает жить под одной крышей с Анной Борисовной. Что это, если не родство душ?!
Ещё одна сюжетная линия - история талантливого художника Матвея, гения, по мысли Анны Борисовны, и его жены Нины, с которой вдруг был готов в финале всей истории оказаться в одном вагоне Петя, одинокий и несчастный.
"Нина взглянула на часы, прикрыла глаза и вытянула ноги. «Сейчас за свои деньги я выслушаю небольшую лекцию», — подумала она, дождалась коротенькой паузы, когда старуха подыскивала сравнение красного в «Красной мебели» Фалька с красным в живописи Руо, и вежливо вклинилась:
— А деньги я завезу сегодня, Анна Борисовна.
— Да погодите с этими дурацкими деньгами, что вы привязались с ними, вот я с мысли сбилась… О чем я? О Фальке… Вы слушайте, слушайте, вам это полезно, милая, ведь в живописи вы наверняка ничего не смыслите, как вся ваша литературная братия…
«Ну, спасибо! — изумленно подумала Нина, не слушая больше старуху. — Да, этого Петю стоит пожалеть…» — Она еще помолчала минут пять в красноречивую трубку..."
Роман "На Верхней Масловке" понравился больше других книг Дины Рубиной: небольшой по объёму текст, с одновременно трагичным и лёгким сюжетом, отличается глубоким содержанием и блестящими диалогами. Но главное - образ героини. Москва. 1980-ые годы. Анна Борисовна, художница и скульптор, прожила бурную и интересную жизнь, не отличаясь при этом внешней красотой, провела молодость в Париже, была знакома со многими знаменитыми художниками ХХ века. И сегодня даже в старом халате и ортопедической обуви Анна Борисовна остаётся привлекательной для тех, кто моложе её, благодаря своей яркой индивидуальности, остроумию, свободе мысли и живости ума.

Комментариев нет:

Отправить комментарий