среда, 22 августа 2018 г.

Евгений Водолазкин. Авиатор

"Меня завораживало само слово – авиатор. Его звучание соединяло в себе красоту полета и рев мотора, свободу и мощь. Это было прекрасное слово.
Позднее появился “летчик”, которого будто бы придумал Хлебников. Слово неплохое, но какое-то куцее: есть в нем что-то от воробья. А авиатор – это большая красивая птица. Такой птицей хотел быть и я.
Авиатор Платонов. Это стало не то чтобы домашним именем, но время от времени меня так называли. И мне это нравилось".
Иннокентий Платонов, ссыльный заключённый, согласно секретному заданию (репрессированный ученый проводит опыты по заморозке осуждённых в жидком азоте, чтобы найти способ вечной жизни для вождей) был заморожен на Соловках ещё в довоенное время и разморожен только в 1999 году, уже совсем в другом времени, в другом государстве. Герой ведёт дневник по совету врача, пытаясь восстановить в памяти события своей жизни, тем самым как бы перемещается во времени, а вместе с ним и читатель.
" Дело в том, – сказал Гейгер, – что вы действительно очень долго были без сознания, и в мире произошли изменения. Я вам буду понемногу о них рассказывать, а вы продолжите вспоминать всё, что было с вами. Наша с вами задача – чтобы эти два потока слились 
безболезненно".

Только авиатор может оторваться от своего времени, но и ему придётся вернуться на землю и столкнуться с чужой реальностью.
"Суббота
В связи с отцом думал о природе исторических бедствий – революций там, войн и прочего. Главный их ужас не в стрельбе. И даже не в голоде. Он в том, что освобождаются самые низменные человеческие страсти. То, что в человеке прежде подавлялось законами, выходит наружу. Потому что для многих существуют только внешние законы. А внутренних у них нет".
Поток ярких воспоминаний раскрывает образ главного героя, его чувства, мысли, мироощущение.
"Дачники любили хризантемы – особенно после того, как Анастасия Вяльцева спела о них романс. Пела здесь же, в Сиверской, в усадьбе барона Фредерикса, а я стоял на другом берегу Оредежи и слушал ее голос. Этот голос свободно летел по воде, сопровождаемый огнями усадьбы, я же на своем берегу ловил каждую ноту. Приходил в отчаяние, когда налетевший ветер шумел листвой, дрожал от ночного холода и переполнявших меня новых чувств".

Комментариев нет:

Отправить комментарий