вторник, 21 августа 2018 г.

Е.Водолазкин. Лавр

"Много раз я сожалел о словах, которые произносили уста мои, но о молчании я не жалел никогда." 
Действие романа-житие происходит в средневековой Руси в XV веке: русский текст органично перемежается с древнерусским. Главный герой - травник Арсений - наделён целительными способностями. Сокрушаясь, что его тайная возлюбленная Устина умерла из-за него и без причастия, Арсений стремится искупить грех и отмолить её душу, посвятив ей свою жизнь. Он становится странствующим травником и паломником Устином, исцеляющим людей как физически, так и душевно, юродивым, иноком Амвросием (постригается в монахи), отшельником и схимником Лавром. 
     "Арсений не просто думал об Устине. Мало-помалу он погружался в особый завершенный мир, из него и Устины состоявший. В этом мире он был отцом Устины и ее сыном. Был другом, братом, но главное – мужем. Все эти обязанности сиротство Устины оставляло свободными. И он в них вступил. Его собственное сиротство предполагало такие же обязанности для Устины. Круг замыкался: они становились друг для друга всем. Совершенство этого круга делало для Арсения невозможным чье-либо иное присутствие. Это были две половины целого, и любое прибавление казалось Арсению не просто избыточным – недопустимым. Даже минутное и ни к чему не обязывающее".
   Центральной проблемой романа становится вопрос об искуплении вины, ради этого искупления человек должен пройти через муки, через страдания, через отречение себя и обретение веры.
"Руки Арсения быстро вспомнили забытую работу и теперь сами обрабатывали чумные язвы. Глядя на ловкие движения своих рук, он стал бояться, что действия их станут рутиной и спугнут ту удивительную силу, которая через них вливалась в больных, но к врачебному искусству прямого отношения уже не имела. Исцеляя людей, Арсений все чаще замечал, что именно с этой силой, а не толченой серой и желтком связано их выздоровление. Сера и желток не вредили, но, как стало казаться Арсению, существенно и не помогали. Важной была внутренняя работа Арсения, его способность сосредоточиться на молитве, одновременно растворяясь в больном. И если больной выздоравливал, это было его, Арсения, выздоровление".

Комментариев нет:

Отправить комментарий