Конспект. Гоголь

Тема: Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество писателя.
Цель: развитие интереса к творчеству великого русского писателя.
Задачи:
1. Прививать любовь к литературе - одному из немногих предметов, что  воспитывает нравственность.
2. Развивать речь и кругозор обучающихся.
3. Формировать исследовательские навыки, умение работать с информацией.
Оборудование: презентация, выполненная в программе Prezi.com.
Методические приёмы: беседа, сообщения учащихся, комментарии учителя, обсуждение.
Используются задания репродуктивного, творческого, развивающего характера.
Ожидаемые результаты:
Метапредметные:
·                     умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать, умение формулировать и аргументировать свое мнение.
Предметные:
• понимание литературы как особого способа познания жизни
.• формирование потребности в диалоге с текстом.
• воспитание читателя, способного ясно и логично излагать материал.
Ход урока.
1. Организационный момент
Включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность
- Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник - ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь!
- Сформулируйте тему урока (Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество писателя).
- Что мы должны узнать? (основные этапы жизни и творчества писателя).
- Ребята, а с какими произведениями Гоголя вы уже знакомы? («Вечера на хуторе близ Диканьки», « Тарас Бульба». «Ревизор, «Шинель»)
- Каким же был творческий и жизненный путь Гоголя? На сегодняшнем уроке мы с вами вместе найдем ответ на этот вопрос.
2. Основная часть урока
- Каждая группа получила задание собрать материал о жизни и творчестве писателя.
1 группа - «Детство»
2 группа - «Взрослая жизнь»
3 группа - «Творчество»
4 группа - «Последние годы жизни»
Не забываем про оценки и самооценки!
Слайд 1- 6
Николай Васильевич Гоголь 1809 – 1852
Семья. Детские годы. Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.
Происходил из помещичьей семьи. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками. Дед прибавил к своей фамилии Яновский другую — Гоголь. Отец, Василий Афанасьевич, служил при Малороссийском почтамте.
Мать, Марья Ивановна, слыла первой красавицей на Полтавщине.
Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название - Яновщина). Семья большая (шестеро детей), дружная, культурная: отец писал комедии, в доме устраивались театральные постановки, на которые приглашались гости. Сам Гоголь в детстве писал стихи, мать заботилась о религиозном воспитании сына.
 «Я почитаюсь загадкою для всех... Здесь (в гимназии) меня называют смиренником, идеалом кротости и терпения. В одном месте я самый тихий, скромный, учтивый, в другом угрюмый, задумчивый, неотесанный...»   (Из письма к матери)
- Что мы узнаём о будущем писателе из письма к матери?
- Каким было детство писателя?
Слайд   7 - 9
2 группа «Взрослая жизнь»
«Забирайте с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собой все лучшие человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом!»
«Задумываться о будущем я начал рано...». Годы учения. Переезд в Петербург
Вначале Гоголь учился в Полтавском уездном училище (1818-19), потом брал частные уроки у полтавского учителя, а в мае 1821 поступил в только что основанную Нежинскую гимназию высших наук. Отличался в гимназическом театре как актёр и декоратор. 
- Как вы понимаете слова автора из поэмы «Мёртвые души»?
- На что обратили внимание? Каким вы представляете себе Гоголя в этот период?
Слайд 10 -14
Слово третьей группе «Творческая зрелость»
В 1829 г. появляется поэма «Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом
В. Алов. Сжигает нераспроданные экземпляры и уезжает ненадолго в Германию.
Служит в департаменте Министерства внутренних дел, в департаменте уделов - писцом. Пребывание в канцеляриях вызвало глубокое разочарование в "службе гос-ой", но послужило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт.
Знакомство с Пушкиным, Жуковским, Плетнёвым. Даёт уроки, становится преподавателем истории в Патриотическом инстинтуте.
Литературную известность Гоголю принес сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-32).
В 1834 г. определён профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт- Петербургском университете...
Бывший дом каретника Иохима на Казанской ул., где жил Н.В.Гоголь
Николай Васильевич Гоголь…Великая загадка и жизнь его, и смерть его, и произведения его. Молодой амбициозный человек приехал с Украины в Петербург, полагая, что только в столице Российской империи он сможет полно и успешно проявить себя на государственной ниве. Однако Петербург встретил его неласково, карьера не сложилась.
Тема униженности «маленького человека» наиболее полно воплотилась в повести «Шинель» (1842).
Гротескное начало «петербургских повестей» («Нос», «Портрет» и др.) получило развитие в комедии «Ревизор» (постановка 1836)
«Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!...» А.С.Пушкин
«Миргородский» и «петербургский» циклы. «Ревизор»
1835 год… Выходят 2 сборника — «Арабески» и «Миргород»; начата работа над поэмой «Мертвые души», закончена в основном комедия «Ревизор», повести «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Наивысшей степени гоголевское обобщение достигает в «Ревизоре» (непроизвольный обманщик - мнимый ревизор – ХЛЕСТАКОВ)
Премьера пьесы состоялась в Москве, в Малом театре.
- Какие факты из жизни этого периода вас удивили?
Слайд 15 - 21
Слово группе « Последние годы»
В 1836 г. Гоголь уезжает за границу. Он прожил там в общей сложности 12 лет. Жил и в Германии, и во Франции, и в Италии.
За границей Гоголь работает над поэмой «Мёртвые души», сюжет которой подсказан Пушкиным. В 1839 приезжает в Москву, где читает «Мёртвые души». Восторг был всеобщий. Уезжает в Вену, его постигает приступ тяжёлой нервической болезни.
С 1840 по 1845 Гоголь живёт в Италии, в Риме, где завершает 1 том «Мёртвых душ», работает над 2 томом.
Гоголь готовится к паломничеству по святым местам.
1848 – Иерусалим. Во Святом Граде Гоголь проводит ночь в алтаре у Гроба Господня. Но после Причащения с грустью признается себе: «Я не стал лучшим, тогда как все земное должно было во мне сгореть и остаться одно небесное».
1849-1850- живёт в Москве.
Весной 1850 года предпринимает первую и последнюю попытку жениться – делает предложение Анне Виельгорской, но получает отказ.
В июне 1850 года впервые посещает Оптину пустынь. Всего Гоголь посещает трижды Оптину пустынь, встречается со старцами и уже не в первый раз в своей жизни изъявляет желание «поступить в монахи».
Известна дружба Гоголя со священником Матфеем в последние годы жизни. В 1852 г. отец Матфей посещал Гоголя, и Гоголь читал ему главы из 2 части «Мертвых душ». Не все понравилось отцу Матфею, и после этой реакции и разговора Гоголь сжигает беловую рукопись 2 тома поэмы в камине.
Перед самой смертью в полном сознании он сказал: «Как сладко умирать!»
Умер писатель в своей квартире в Москве. Похороны состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.
На могиле Гоголя написаны слова из пророка Иеремии: «Горьким словом моим посмеюся».
По воспоминаниям близких ему людей, Гоголь каждый день читал главу из Библии и всегда держал при себе Евангелие, даже в дороге.
 3. Вывод
- На какие факты обратили внимание?
- Чему мы можем научиться у Гоголя? (умение преодолевать все препятствия, стремиться к своей цели, делать правильный выбор)
Рефлексия.
- Как вы считаете, цель урока достигнута?
- Оцените свою работу на уроке и работу одноклассников.
Домашнее задание (прочитать 1-2  главы поэмы «Мертвые души»)

Список литературы:
1. Великие русские писатели/ Войнова Н.М., Журавлева А.И., Ивинский Д.П. и другие - М.: Изд. «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004







Комментариев нет:

Отправить комментарий