Конспект виртуального путешествия по миру с И. Бродским.

Конспект виртуального путешествия по миру с Иосифом Бродским.

Автор: Савельева Лариса Евгеньевна, учитель русского языка и литературы МКОУ  СОШ № 1 г. Сортавала, р. Карелия
Тема экскурсии: Виртуальное путешествие по миру с Иосифом Бродским
Класс: 11
Предмет: литература
Цель: дать краткий (подробный) обзор биографии И.Бродского, познакомить с его поэзией.
Задачи:
1.      Расширить границы мировосприятия учащихся.
2.      Познакомить с основами поэтики И.Бродского.
3.      Осветить роль его лирики в истории русской и зарубежной поэзии 20 века.
Содержание: экскурсия поможет развить представление о неординарной личности поэта, неразрывно связанной с Россией, русской культурой, а также покажет, как история страны преломляется и отражается в его творчестве.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация.
Маршрут экскурсии:
1.      Санкт-Петербург
2.      Норинская
3.      Анн Арбор, Нью- Йорк
4.      Стокгольм
5.      Париж
6.      Венеция
                                                   Ход путешествия
«Я еврей, русский поэт и английский эссеист»                                                        
                                    И.Бродский
Слайд №1.
Титульный лист. Поэт, переводчик, критик, эссеист, драматург, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года.  Кто это?!
Вспомним имена русских писателей -  нобелевских лауреатов по литературе.
Бунин И.А. 1933 г.      Пастернак  Б.Л. 1958 г.   Шолохов М. А. 1965 г.     Солженицын А.И. 1970 г.
Слайд № 2.
Иосиф Александрович Бродский (1940-1996г.)
Дополнительная информация – факты биографии.
24 мая 1940 г. родился Иосиф Бродский в Ленинграде.
В 1947 г. пошёл в школу № 203 на Кирочной улице, 8.
В 1955 г., начав восьмой класс, Бродский бросил школу и поступил на завод.
14 февраля 1960 г. состоялось первое крупное выступление во Дворце культуры.
В 1960 г. О.Шахматов сообщил в КГБ о плане захвата самолета с Бродским в Самарканде и «антисоветской» рукописи А. Уманского, которую пытались передать американцу.
29 января 1961 г. был задержан КГБ, но через 2 суток освобожден.
В 1962 г. встретил молодую художницу Марину Басманову.
13 февраля 1964 г. арестовали по обвинению в тунеядстве, сердечный приступ.
13 марта 1964 г. приговорён к 5 годам ссылки. Озвучены 13 профессий: фрезеровщик, геофизик (география – Якутия, Тянь-Шань, Казахстан, Беломорское побережье), санитар, кочегар, фотограф, переводчик и т.п.
В 1965 г. под давлением мировой общественности решением Верховного    суда РСФСР срок высылки сокращен (1 год, 5 месяцев).
В 1965 г. в Нью-Йорке вышла первая книга И. Бродского на русском языке «Стихотворения и поэмы».
12 мая 1972 г. вызвали в ОВИР милиции и поставили перед выбором: эмиграция или тюрьмы и психбольницы.
4 июня вылетел в Вену. Начал работать в должности профессора на кафедре славистики Мичиганского университета в г. Энн-Арбор: преподавал историю русской литературы, русской поэзии XX века, теорию стиха.
В 1977 г. в Анн-Арборе опубликованы сборники «Конец прекрасной эпохи. Стихотворения 1964–71» и «Часть речи. Стихотворения 1972–76».
В 1981 г. переехал в Нью-Йорк. Работал в 6 американских и британских университетах. Продолжая писать на английском языке, получил признание в США и Великобритании, удостоен Ордена Почётного легиона во Франции.
В 1986 г. написанный по-английски сборник эссе «Less Than One» («Меньше единицы») признан лучшей литературно-критической книгой года в США.
В 1987 г. Бродский стал лауреатом Нобелевской премии по литературе.
В июле 1989 приняли почетным членом в Американскую Академию искусств.
С мая 1991 г. по май 1992 г. назначен Поэтом-Лауреатом Библиотеки Конгресса США.
Лето 1991 г. провел в Англии, выступая с авторскими вечерами.
Осень 1993 г. с семьей в Искии (остров в Тирренском море, недалеко от Неаполя).
В 1995 г. присвоено звание Почётного гражданина Санкт-Петербурга.
В 1990 г. женился на русско-итальянской переводчице Марии Соццани.
В ночь на 28 января 1996 г. умер от инфарктa в Нью-Йорке. Похоронен в одном из любимейших городов — Венеции — на кладбище острова Сан-Микеле.
Виртуальная экскурсия «Путешествие по миру с Иосифом Бродским».
Слайд № 3.
Маршрут экскурсии:
1.      Санкт-Петербург
2.      Норинская
3.      Анн Арбор, Нью- Йорк
4.      Стокгольм
5.      Париж
6.      Венеция
Для перехода к разделам использованы гиперссылки.
На 3 слайде при нажатии на кнопку с цифрой появляется стрелка с обозначением топонима, на которую также надо нажать, чтобы перейти по гиперссылке к соответствующему разделу.
Слайды № 4, 6, 12 оформлены одинаково: интерактивная лента для просмотра фотографий (смена изображений при нажатии на кнопку).
Переход к слайдам № 2,3, 5,7, 9 – 11, 13 осуществляется с помощью щелчка.
Переход к слайдам № 17, 18 осуществляется со слайда № 16 по гиперссылкам – стрелкам.
На слайде № 14 использован приём «Листание», который осуществляется путём нажатия на «книгу».
Слайд № 4. Санкт-Петербург. Детство, юность.
Мать, Мария Моисеевна Вольперт, во время войны в качестве переводчика помогала получать информацию от военнопленных , затем работала бухгалтером.
Отец, Александр Иванович Бродский, был фотографом-профессионалом, военным фотокорреспондентом на Ленинградском фронте, после войны служил на флоте, работал в фотолаборатории Военно-Морского музея, а затем - фотографом и журналистом в нескольких ленинградских газетах.
Раннее детство Иосифа пришлось на годы войны, блокады. В 1942 году после блокадной зимы Мария Моисеевна с Иосифом уехала в эвакуацию в Череповец, вернулись в Ленинград в 1944 году. В 1947году Иосиф пошёл в школу № 203 на Кирочной улице, 8. В 1950 году Иосиф перешёл в школу № 196 на Моховой улице, в 1953 году Иосиф пошёл в 7-ой класс в школу № 181 в Соляном переулке, и остался в последующем году на второй год. Подал заявление в морское училище, но не был принят. Перешёл в школу № 289 на Нарвском проспекте, где продолжил учёбу в 7-ом классе. В разные годы в школе учились и воспитывались учёный и путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай, юрист А. Ф. Кони, актёр Б. А. Фрейндлих, ювелир К. Г. Фаберже, гроссмейстер В. Л. Корчной, Э.Нобель, племянник А.Нобеля.
      В 1955 семья Бродских переехала в большую коммунальную квартиру в Доме Мурузи на Литейном проспекте 24/27.  И.Бродский  отгородил шкафами в ней свое личное пространство, знаменитые «полторы комнаты», ставшие его кабинетом, местом приема гостей, значившие так много в становлении его характера и развитии самостоятельности и свободы мышления...
Из книги «Полторы комнаты» : «… Наши полторы комнаты были частью обширной, длиной в треть квартала, анфилады, тянувшейся по северной стороне шестиэтажного здания, которое смотрело на три улицы и площадь одновременно. Здание представляло собой один из громадных брикетов в так называемом мавританском стиле, характерном для Северной Европы начала века. Законченное в 1903 году, оно стало архитектурной сенсацией Санкт-Петербурга того времени, и Ахматова однажды рассказала мне, как она с родителями ездила в пролетке смотреть на это чудо. В западном его крыле, что обращено к одной из самых славных в российской словесности улиц -- Литейному проспекту, некогда снимал квартиру Александр Блок. Что до нашей анфилады, то ее занимала чета, чье главенство было ощутимым как на предреволюционной русской литературной сцене, так и позднее в Париже : Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус…»
          В 1955 году,  закончив семь классов и начав восьмой, Бродский бросил школу и поступил учеником фрезеровщика на завод «Арсенал». Это решение было связано как с проблемами в школе, так и с желанием финансово поддержать семью. Безуспешно пытался поступить в школу подводников. В 16 лет загорелся идеей стать врачом, месяц работал в морге госпиталя тюрьмы «Кресты», истопником в котельной, матросом на маяке, рабочим в пяти геологических экспедициях. В то же время он очень много читал поэзию, философскую и религиозную литературу, начал изучать английский и польский языки.
Слайд № 5.
Петербургский роман (фрагмент)
        Глава 7
Меж Пестеля и Маяковской
стоит шестиэтажный дом.
Когда-то юный  Мережковский
и Гиппиус прожили в нем
два года этого столетья.
Теперь на третьем этаже
живет герой, и время вертит
свой циферблат в его душе.
Когда в Москве в петлицу воткнут
и в площадей неловкий толк
на полстолетия изогнут
Лубянки каменный цветок…
«Все мои стихи, более менее, об одной и той же вещи: о времени», — сказал в одном из интервью И. Бродский.
Слайд № 6.
Начало творчества.
     В 1956 г. впервые, как многие в его возрасте, попытался рифмовать. Л.Штерн вспоминает: «всерьез Бродский начал «баловаться стишками» с шестнадцати лет, случайно прочтя сборник Б. Слуцкого». Первая публикация – в семнадцать лет, в 1957 г. («Прощай,  позабудь  и не обессудь...»).
   В геологической поездке в Якутске в 1959 г. он приобрел в книжном магазине том стихотворений Е.А.Баратынского в серии «Библиотека поэта», прочитав который, окончательно укрепился в желании стать поэтом: «Читать мне было нечего, и когда я нашел эту книжку и прочел ее, тут-то я все понял: чем надо заниматься».
Изучал новые языки (английский, польский), посещал лекции в ЛГУ, изучал историю литературы, начал переводить (с начала 60-х гг. работал как профессиональный поэт-переводчик), и непрерывно писал стихи.
В списках быстро распространялись отличавшиеся ранней зрелостью, индивидуальностью и резкостью письма, исповедальной открытостью, лирической пронзительностью, тончайшим мастерством огранки стихи и поэмы И.Бродского: «Рождественский романс», «Шествие», «Пилигримы», «Одиночество», «Элегия», «Теперь все чаще чувствую усталость...», «Романс», «Лети отсюда, белый мотылек...», «Памяти Е.А.Баратынского», «Петербургский роман», «Июльское интермеццо»... Несмотря на отсутствие весомых публикаций, у И. Бродского была скандальная для того времени широчайшая известность поэта самиздата.
  О стихах он беседовал с такими же юными поэтами, студентами Технологического института Е.Рейном, А.Найманом, Д.Бобышевым. Именно Рейн познакомил его с  А. Ахматовой, одарившей Бродского дружбой и предсказавшей ему блестящее поэтическое будущее (автограф Ахматовой на книге ее стихотворений (1961), подаренной поэту: «Иосифу Бродскому, чьи стихи кажутся  мне волшебными.  Анна Ахматова   28 декабря 1963 Москва»).
    В 1963 г. поэт впервые внимательно прочел Библию. Он вспоминал: «…в возрасте лет 24-х или 23-х я впервые прочитал Ветхий и Новый Завет. И это на меня произвело, может быть, самое сильное впечатление в жизни… я совершил свой выбор в сторону идеалов христианства... Я бы, надо сказать, почаще употреблял выражение иудео-христианство, потому что одно немыслимо без другого».
      14 февраля 1960 года состоялось первое крупное публичное выступление на «турнире поэтов» в ленинградском Дворце культуры им. Горького. Чтение стихотворения «Еврейское кладбище» вызвало скандал.
          Во время поездки в Самарканд в декабре 1960 года Бродский и его друг, бывший летчик Олег Шахматов, рассматривали план захвата самолета, чтобы улететь за границу. Но на это они не решились. Позднее Шахматов был арестован за незаконное хранение оружия и сообщил в КГБ об этом плане, а также о другом своем друге, А. Уманском, и его «антисоветской» рукописи, которую Шахматов и Бродский пытались передать случайно встреченному американцу. 29 января 1961 г. Бродский был задержан КГБ, но через двое суток освобожден.
        В 1962 году Бродский встретил молодую художницу Марину (Марианну) Басманову. Первые стихи с посвящением «М. Б.» — «Я обнял эти плечи и взглянул…», «Ни тоски, ни любви, ни печали…», «Загадка ангелу» датируются тем же годом. В 1964 году Марина Басманова приехала к Бродскому в ссылку и они жили вместе, а в 1965 году Марины (Марианны) Басмановой и Иосифа Бродского родился сын Андрей Басманов. Из-за преследования Бродского его сыну решили дать фамилию матери — чтобы уберечь ребенка от нависшей над отцом беды.  Личные отношения сохранились и после высылки Бродского в 1972 году, а в 1993 году, по приглашению Бродского, его сын, Андрей Басманов приезжал в Нью Йорк и гостил у отца несколько месяцев.
Слайд № 7.
Прощай,  позабудь и не обессудь…
Прощай,
 позабудь и не обессудь.
 А письма сожги,
как мост.
 Да будет
 мужественным
твой путь,
да будет он прям
 и прост.
Да будет во мгле
для тебя гореть
звездная мишура,
да будет надежда
ладони греть
у твоего костра.
Да будут метели,
снега, дожди
и бешеный рев огня,
да будет удач у тебя
впереди
больше, чем у меня.
Да будет могуч и прекрасен
бой,
гремящий в твоей груди.
Я счастлив за тех,
которым с тобой,
может быть,
по пути. 1957 г.
Слайд № 8. Норинская.
Опала. Суд. Ссылка.
29 ноября 1963 г. в газете «Вечерний Ленинград» за подписью А.Ионина, Я.Лернера, М.Медведева был опубликован пасквиль «Окололитературный трутень» на Бродского: «...Несколько лет назад в окололитературных кругах Ленинграда появился молодой человек, именовавший себя стихотворцем. …Приятели звали его запросто – Осей. В иных местах его величали полным именем – Иосиф Бродский… С чем же хотел прийти этот самоуверенный юнец в литературу? …его стихи представляют смесь из декадентщины, модернизма… что-либо самостоятельное сотворить он не мог... Не хватало знаний, культуры. Да и какие могут быть знания у недоучки, не окончившего даже среднюю школу?».
В конце статьи содержался прямой призыв к органам оградить Ленинград и ленинградцев от опасного трутня: «Очевидно, надо перестать нянчиться с окололитературным тунеядцем. Такому, как Бродский, не место в Ленинграде…»
Организованная травля разрасталась; оставаться в Ленинграде Бродскому было опасно; во избежание ареста друзья в декабре 1963 г. увезли поэта в Москву. 2 января 1964 г., в квартире переехавшего в Москву Е.Рейна на Кировской, Бродский узнал, что его невеста Марина  Басманова встретила Новый год вместе с Д.Бобышевым.
Вечером 13 февраля 1964 г. И. Бродский был неожиданно арестован.После первого закрытого судебного разбирательства 18 февраля в районном суде на улице Восстания поэт был помещен в судебную психбольницу, «где три недели подвергался издевательским экспериментам, но был признан психически здоровым  и трудоспособным» (Л.Штерн).
Второй, открытый, суд по делу И.А.Бродского состоялся 13 марта 1964 года.  Пытался найти такой заработок, который оставлял бы больше времени на чтение и сочинительство. Известность в России и за рубежом получила стенограмма заседания «Запись судебного разбирательства по делу И.Бродского», выполненная журналисткой Ф. Вигдоровой. Решение суда – высылка на 5 лет с обязательным привлечением к физическому труду. После суда отправили назад в участок, а из участка в "Кресты". Из "Крестов" этапом через Вологду в Архангельск.
     Ссылку поэт отбывал в Коношском районе Архангельской области, в деревне Норинской («В Норинской сначала я жил у добрейшей доярки, потом снял комнату в избе старого крестьянина. То немногое, что я зарабатывал, уходило на оплату жилья» – И.Б.).
Слайд № 9.
    Я.Гордин вспоминает: «Деревня находится километрах в тридцати от железной дороги, окружена болотистыми северными лесами. Иосиф делал там самую разную физическую работу. Когда мы с писателем И. Ефимовым приехали к нему в октябре 1964 года, он был приставлен к зернохранилищу – лопатить зерно, чтоб не грелось. Относились к нему в деревне хорошо, совершенно не подозревая, что этот вежливый и спокойный тунеядец возьмет их деревню с собой в историю мировой литературы».
4 сентября 1965 г. поселковая коношская газета «Призыв» опубликовала стихотворение Бродского «Осеннее» ( гонорар ссыльного поэта составил два рубля с мелочью):
Скрип телег тем сильней,
Чем больше вокруг теней,
Сильней, чем дальше они
От колючей стерни.
Из колеи в колею
Дерут они глотку свою
Тем громче, чем дальше луг,
Чем гуще листва вокруг.
Вершина голой ольхи
И желтых берез верхи
Видят, уняв озноб,
Как смотрит связанный сноп
В чистый небесный свод.
Опять коряга, и вот
Деревья слышат не птиц,
А скрип деревянных спиц
И громкую брань возниц.
  В период ссылки им были написаны такие известные стихотворения, как «Одной поэтессе», «Два часа в резервуаре», «Новые стансы к Августе», «Северная почта», «Письмо в бутылке», «Орфей и Артемида», «Гвоздика», «Пророчество», «24.5.65 КПЗ», «В канаве гусь, как стереотруба...», «В деревне бог живет не по углам...», «Чаша со змейкой», «В деревне, затерявшейся в лесах...», «С грустью и с нежностью» и другие.
   В ссылке он гораздо лучше осознал свои поэтические задачи и свое поэтическое кредо, не зная только, позволят ли ему реализовать свои возможности до конца: «И вот что я скажу Вам, Ирина Николаевна, напоследок: главное не изменяться, я сообразил это. Я разогнался слишком далеко, и я уже никогда не остановлюсь до самой смерти. Все как-то мелькает по сторонам, но дело не в нем. Внутри какая-то неслыханная бесконечность и отрешенность, и я разгоняюсь все сильнее и сильнее. Единственное, о чем можно пожалеть, что мне помешают сказать об этом всем остальным, – не будет возможности написать эти главные стихи. Но даже тогда – в этом сожалении – я буду знать, что я чист перед Богом (и перед землею), потому что я поступал так, как это нужно было небу. В общем, – я ни в чем на свете не виноват – ни духовно, ни нравственно. В первом я не сомневаюсь, а второе сумел искупить. И это во мне говорит не гордыня, а смирение, но смирение гор перед небом. Хватит с меня. Горе должно рождать не грусть, а ярость, и я яростен» (из письма И.Н.Томашевской, 19.1.65. Норинское).
  В 1965 г., под давлением мировой общественности, решением Верховного суда РСФСР срок высылки сокращен до фактически отбытого (1 год, 5 месяцев).
   В 1965 г. в Нью-Йорке вышла первая книга Иосифа Бродского на русском языке «Стихотворения и поэмы». Поэт в 1972 г. отзывался об этом событии так: «Я очень хорошо помню свои ощущения от моей первой книги, вышедшей по-русски в Нью-Йорке. У меня было ощущение какой-то смехотворности произошедшего. До меня никак не доходило, что же произошло и что это за книга»
     Вернувшийся досрочно из ссылки (сентябрь 1965 г.), Бродский попытался активно включиться в литературный процесс. Он упорно и напряженно учился на образцах, анализировал удачи и неудачи других поэтов, осваивал новые ритмы и строфику, чрезвычайно продуктивно работал творчески, писал оригинальные стихи, переводил, читал стихи и переводы на литературных вечерах. Оказии и творческие командировки вели его из Ленинграда в Москву, Палангу, Ялту...   Его интерес к поэтическому пограничью – стыку белого стиха и ритмической прозы – привел к созданию знаменитого стихотворения «Остановка в пустыне», давшему позднее название его первому поэтическому сборнику, вышедшему в 1972 г. за рубежом.
 Освоенным  жанром становится длинная элегия, своего рода полупоэма – афористичная, печально-грустящая, иронически рефлексивная, с ломкими, как слюда, языком и синтаксисом: «Прощайте, мадемаузель Вероника», «Фонтан», «Памяти Т.Б.», «Письмо генералу Z», «Строфы», «Элегия», «Посвящается Ялте», «С видом на море», «Конец прекрасной эпохи», «Из «Школьной антологии»», «Разговор с небожителем», «Пенье без музыки», «POST AETATEM NOSTRAM», «Литовский дивертисмент», «Натюрморт» и другие.
Слайд № 10.
Конец прекрасной эпохи (отрывок)
Что же пишут в газетах в разделе "Из зала суда"?
Приговор приведен в исполненье. Взглянувши сюда,
обыватель узрит сквозь очки в оловянной оправе,
как лежит человек вниз лицом у кирпичной стены;
но не спит. Ибо брезговать кумполом сны 
           продырявленным вправе.
Зоркость этой эпохи корнями вплетается в те
времена, неспособные в общей своей слепоте отличать
выпадавших из люлек от выпавших люлек.
Белоглазая чудь дальше смерти не хочет взглянуть.
Жалко, блюдец полно, только не с кем стола вертануть,
          чтоб спросить с тебя, Рюрик.
Зоркость этих времен -- это зоркость к вещам тупика.
Не по древу умом растекаться пристало пока,
но плевком по стене. И не князя будить -- динозавра.
Для последней строки, эх, не вырвать у птицы пера.
Неповинной главе всех и дел-то, что ждать топора
                     да зеленого лавра… 1969г.
Слайд № 11.
Отъезд.
  Последние часы перед отлетом. Ленинград 4 июня 1972 года. Первый памятник Бродскому в Ленинграде - это памятник чемодану (работа Константина Симуна).
Рано утром 4 июня 1972 года, покидая страну, Иосиф Бродский написал письмо Генеральному секретарю КПСС Л. Брежневу, в котором выразил надежду, что ему разрешат публиковаться в русских журналах и книгах.
Слайд № 12. В эмиграции. Анн Арбор. Нью-Йорк.
    О своем пребывании в Вене Бродский вспоминал: «Я очень ясно помню первые дни в Вене. Я бродил по улицам, разглядывал магазины. В России выставленные в витринах вещи разделены зияющими провалами: одна пара туфель отстоит от другой почти на метр, и так далее... Когда идешь по улице здесь, поражает теснота, царящая в витринах, изобилие выставленных в них вещей. И меня поразила вовсе не свобода, которой лишены русские, хотя и это тоже, но реальная материя жизни, ее вещность. Я сразу подумал о наших женщинах, представив, как бы они растерялись при виде всех этих шмоток. И еще одно: как-то я плыл из Англии в Голландию и увидел на корабле группу детей, ехавших на экскурсию. Какая бы это была радость для наших детей, подумалось тогда мне, и ее украли у них навсегда. Поколения росли, старели, умирали, ничего так и не увидев...»
  О первых днях эмиграции Бродский вспоминал: «Я приземлился 4 июня 72-го года в Вене, меня встретил Карл Проффер, который преподавал в Мичиганском Университете. Он спросил: "Что ты собираешься делать?" Я говорю: "Понятия не имею". – "Как ты относишься к тому, чтобы стать poet in residence[ в Мичиганском Университете?" – "С удовольствием". Это избавило меня от массы размышлений. Там были другие предложения – из Англии, из Франции, но Мичиган был первым. И я подумал: если уж происходит перемена, то пусть она будет стопроцентная. В Анн Арборе я провел в общей сложности шесть лет».
  Через месяц после приезда в США, 9 июля 1972 г. Бродский прибыл в Анн-Арбор, где занял должность приглашенного профессора на факультете славистики (tenured professor in the Slavic Department) Мичиганского университета, где девять лет занимал эту должность вплоть до отъезда на постоянное жительство в Нью-Йорк в 1981 г. Он читал курс лекций по истории русской поэзии, русской поэзии 20 века, теории стиха, вел семинары.
   Марии Моисеевие и Александру Ивановичу Бродским не разрешили выехать к сыну по просьбе медиков (Бродский, как сердечник, нуждался в особом уходе), как не разрешили Бродскому приехать в Ленинград на похороны матери (1985) и отца (1986). Это в значительной степени сказалось на его позднем нежелании приехать в родной город в 90-х годах.
   В Анн-Арборе в 1972 г. вышел его сборник русских стихотворений и поэм «Остановка в пустыне» – первый самостоятельный сборник Иосифа Бродского.
В 1973 г. вышел том избранных стихотворений Иосифа Бродского, переведенных на английский язык профессором Д. Клайном. Уже в год приезда в Америку Бродский дал первые запоминающиеся интервью. Американские собеседники совершенно не чувствовали, что имеют дело с самоучкой, с помощью самообразования далеко перешагнувшим университетские горизонты: «Бродский демонстрировал беспредельные познания в мировой литературе, искусстве, музыке и других интересующих его областях» (Анн-Мари Брамм).
       В 1974 году Бродский написал пронзительное стихотворение «Над восточной рекой», которое прокомментировал так: «Это меня Мичиганский университет на один семестр отпустил в Нью-Йорк, в Квинс-колледж. Я снимал квартиру на Upper East Side, на углу 89-й или 90-й улицы и Йорк авеню. Как раз над Ист Ривер, поэтому – "Над Восточной рекой". Почему так мало стихов о Нью-Йорке? То место, в котором живешь, принимаешь за само собой разумеющееся и поэтому особенно не описываешь. Нью-Йорк я ощущаю своим городом – настолько, что мне не приходит в голову что-то писать о нем. Перефразируя Александра Сергеевича, Нью-Йорк – это мой огород. Выходишь на улицу в туфлях и в халате».
  В 1975 г. к 200-летию США было написано программное стихотворение «Колы­бельная Трескового мыса» (с посвящением А.Б. – сыну Андрею). В 1977 г. Иосиф Бродский написал рецензию «География зла» на книгу А.И.Солженицына «Архипелаг Гулаг».
  В 1978 г. после путешествия в Бразилию Бродским написано эссе «После путешествия, или Посвящается позвоночнику». В июле 1989 г. перед выпускниками Дартмутского колледжа произнес речь «Похвала скуке», вошедшую в книгу избранных эссе «О скорби и разуме» (1995). Бродского приняли почетным членом в Американскую Академию искусств, из которой он вышел в знак протеста против приема в нее Евгения Евтушенко.
  В 1977 г. в издательстве «Ardis» в Анн-Арборе были опубликованы два важнейших сборника стихотворений Иосифа Бродского Бродского Конец прекрасной эпохи. Стихотворения 1964–71 и Часть речи. Стихотворения 1972–76.
      В 1980 г. Бродский получил американское гражданство.
В 1981 г. перенес операцию на сердце (шунтирование). Врачи запрещали ему много курить, но он продолжал это делать, непременно отламывая у крепких сигарет фильтры.
«В 1981 году он прожил несколько месяцев в Американской академии в Риме, и это время оказалось для него очень плодотворным» (М.Бродская).
В 1983 г. в издательстве «Ardis» в Анн-Арборе опубликована книга лирики Иосифа Бродского «Новые стансы к Августе. Стихи к М.Б. 1962-82». В 1984 г. в том же издательстве опубликована пьеса Бродского «Мрамор».
В 1986 г. его английская книга «Less then one» признана лучшей литературно-критической книгой года в Америке.
В Америке Бродского беспокоили постоянные проблемы с сердцем. К маю 1987 г. поэт перенес три сердечных приступа (первый – в 1980 г.).
  В сентябре 1988 г. в Нью-Йорке произошла первая после большого перерыва встреча Бродского с другом его юности и поэтическим учителем Евгением Рейном («Вообще у этого человека я научился массе вещей. Он научил меня почти всему, что я знал, по крайней мере, на начальном этапе. Думаю, что он оказал исключительное влияние на все, что я сочинял в то время. Это был вообще единственный человек на земле, с чьим мнением я более или менее считался и считаюсь по сей день. Если у меня был когда-нибудь мэтр, то таким мэтром был он». И.Бродский).
  С мая 1991 г. по май 1992 г. назначен Поэтом-Лауреатом Библиотеки Конгресса США, что требовало его почти постоянного присутствия в Вашингтоне.
Слайд № 13.
         Над восточной рекой
Боясь расплескать, проношу головную боль
в сером свете зимнего полдня вдоль
оловянной реки, уносящей грязь к океану,
 разделившему нас с тем размахом, который  глаз
убеждает в мелочных свойствах масс.
Как заметил гном великану.
В на попа поставленном царстве, где мощь крупиц
 выражается дробью подметок и взглядом ниц,
испытующим прочность гравия в Новом Свете,
все, что помнит твердое тело pro
vita sua -- чужого бедра тепло
да сухой букет на буфете.
Автостадо гремит; и глотает свой кислород,
схожий с локтем на вкус, углекислый рот;
свет лежит на зрачке, точно пыль на свечном огарке.
Голова болит, голова болит.
Ветер волосы шевелит
на больной голове моей в буром парке.      1974г.
Слайд № 14. Стокгольм.
  В декабре 1987 г., в возрасте сорока семи лет, награжден Нобелевской премией по литературе (вслед за Буниным и Пастернаком он стал третьим русским поэтом, получившим Нобелевскую премию): «за всеохватное авторство, исполненное ясности мысли и поэтической глубины» (Бродский – один из самых молодых лауреатов Нобелевской премии за все годы ее присуждения).
            Нобелевская лекция.  «…окажись на этой трибуне Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Роберт Фрост, Анна Ахматова, Уинстон Оден, они невольно бы говорили за самих себя, и, возможно, тоже испытывали бы некоторую неловкость…  Я назвал лишь пятерых -- тех, чье творчество и чьи судьбы мне дороги, хотя бы по тому, что, не будь их, я бы как человек и как писатель стоил бы немногого: во всяком случае я не стоял бы сегодня здесь… Это поколение -- поколение, родившееся именно тогда, когда крематории Аушвица работали на полную мощность, когда Сталин пребывал в зените богоподобной, абсолютной, самой природой, казалось, санкционированной власти, явилось в мир, судя по всему, чтобы продолжить то, что теоретически должно было прерваться в этих крематориях и в безымянных общих могилах сталинского архипелага. Тот факт, что не все прервалось, -- по крайней мере в России, -- есть в немалой мере заслуга моего поколения, и я горд своей к нему принадлежностью не в меньшей мере, чем тем, что я стою здесь сегодня. И тот факт, что я стою здесь сегодня, есть признание заслуг этого поколения перед культурой; вспоминая Мандельштама, я бы добавил -- перед мировой культурой…»
Слайд № 15. Париж.
   В Париже в 1991 г. Иосиф Бродский на лекции в Сорбонне Бродский увидел среди своих студентов Марию Соццани. Юная красавица-итальянка русского происхождения (отец - итальянец, мать - русская), она словно сошла с полотен великих мастеров Возрождения.
Сошла, чтобы войти в его, Иосифа Бродского, одинокую жизнь…
  В 1993 г. у супругов родилась дочь Анна Александра Мария («Анна – это в честь Анны Андреевны Ахматовой, Александра – в честь моего отца, Мария – в честь моей матери и в честь моей жены, которую тоже зовут Мария». – И.Бродский).
  В 1991 г. стал профессором литературы в колледже Маунт Холлиок в городке Саут-Хедли, штат Массачусетс.
Слайд № 16. Венеция.
  В 1972 г. на Рождество впервые посетил Венецию и навсегда полюбил этот город, отчасти внешне похожий на Ленинград, но с совершенно другой аурой многовековой истории и культуры. «Мне часто приходит на память картина, свидетелем которой я однажды оказалась: в старинном венецианском палаццо на званом вечере Бродский стоит перед одним из гостей (местным композитором) и в чем-то убеждает его, как учитель школьника. “The dignity of man...” — я прислушиваюсь. “The dignity of man, — страстно внушает Бродский итальянскому маэстро, — consists in his obedience”. “Достоинство человека состоит в его послушности”» (О.Седакова).
Петр Вайль:  Всеобщее прошлое делает Венецию для каждого своей. Иосиф Бродский сделал эту связь нерасчленимой. Он вписал в город свою биографию, а город - в себя. Стихотворение "Лагуна" стало первым его стихотворением не о России или Америке. Стихотворение "С натуры" - последним. Зимой 1973-го года он написал "Лагуну": "Тело в плаще обживает сферы". И осенью 1995-го, за три месяца до кончины, он написал: "Местный воздух, которым вдоволь не надышаться, особенно напоследок". И между этими датами - 1973-м и 1995-м - Венеция Бродского, в стихах и в жизни. Пансион "Академия", рестораны "Локандо Мантин", "Маскарон" и "Алла Ривьетта", базилика Сан Пьетро и Арсенал, художники Беллини и Карпаччо, память о романах Анри де Ренье и Малеровское начало фильма "Смерть Венеции". "Набережная неисцелимых", которая стала названием его большого эссе о Венеции, ну и кладбище Сан-Микеле, где похоронен Бродский. Его могила - это надгробие светлого камня, стилизованное под античность, на лицевой стороне - фамилия и имя, по-русски и по-английски, даты жизни - "1940-й - 1996-й", и на задней стороне надгробия надпись по латыни: "Летум нон омниа финит" - "Со смертью все не кончается". Так не кончается и Венеция Бродского.
Слайд № 17.
  Иосиф Бродский умер в возрасте 55 лет 28 января 1996 г. Уже отмечены совпадения: 28 января скончались Петр Великий и Ф.М.Достоевский, 29 января — А.С.Пушкин.
  Место для захоронения Иосифа выбрала Мария… не только кладбище на острове Сан-Микеле, но и саму географическую точку - Венецию. Это как раз на полпути между Россией, Родиной (Бродский всегда говорил «Отечество»), и Америкой, давшей ему приют, когда Родина прогнала. Ну и потом, он действительно любил этот город. Больше всех городов на земле.
Слайд № 18.
       Осенью 1993 г. российское телевидение сняло единственный фильм о Бродском.
В мае 1995 г., к пятидесятипятилетию поэта, в Санкт-Петербурге журнал «Звезда» организовал и провел международную научную конференцию, посвященную творчеству Иосифа Бродского.
Для участников конференции был проведен заключительный концерт в Аничковом дворце.
Тогда же был подписан указ А.Собчака о присвоении Иосифу Бродскому звания почетного гражданина Санкт-Петербурга.
Бродского тронули посвященные ему стихи Татьяны Вельтской «На возможный приезд Бродского», опубликованные в газете «Невское время»:
Не приходи сюда. Нас нет, Орфей.
Не вызвать нас, подобно Эвридике.
Мы – только тени от строки твоей.
Снег падает и лица наши дики…
Перед тобой виновная земля
Тебя не ждет и тяготится нами,
Поскольку тени в вытертых пальто
Ни встречи не достойны, ни разлуки.
И только тем знакомы небу, что,
Не удержав тебя, разжали руки...
 В марте 1995 г. Бродский встретился с Анатолием Собчаком в отеле «Уолдорф Астории» в Нью-Йорке. Собчак настойчиво приглашал Бродского в Петербург и, видимо, нашел такие весомые аргументы, что Бродский согласился приехать... Однако уже 8 апреля 1995 г. он послал Собчаку письмо с отказом: «...С сожалением ставлю Вас в известность, что мои летние планы сильно переменились и что, судя по всему, навестить родной город мне на этот раз не удастся. Простите за причиненное беспокойство и хлопоты; надеюсь, впрочем, что они незначительны.
 Я памятник воздвиг себе иной!
К постыдному столетию -- спиной.
 К любви своей потерянной -- лицом.
 И грудь -- велосипедным колесом.
А ягодицы -- к морю полуправд.
Какой ни окружай меня ландшафт, чего бы ни
 пришлось мне извинять, -- я облик свой не
стану изменять.
 Мне высота и поза та мила.
 Меня туда усталость вознесла.
Ты, Муза, не вини меня за то.
Рассудок мой теперь, как решето,
 а не богами налитый сосуд.
Пускай меня низвергнут и снесут, пускай в
самоуправстве обвинят, пускай меня
разрушат, расчленят, --
в стране большой, на радость детворе из
гипсового бюста во дворе
 сквозь белые незрячие глаза
 струей воды ударю в небеса.         1962                  
                          Музей-квартира И.И.Бродского/ Музей А. Ахматовой в Фонтанном доме
             Музей будет расположен в квартире, где жил поэт (Дом Мурузи, Литейный, 24). Часть комнат в коммунальной квартире уже расселена. Губернатор дала поручение КУГИ, Комитету по культуре, Жилищному комитету продолжить расселение квартиры.  Идея создать музей А. И. Бродского в его бывшей квартире возникла после того, как писателю была присуждена Нобелевская премия по литературе. Но реализовать этот проект не удавалось до конца ХХ  века: квартира поэта по-прежнему оставалась коммунальной, в комнатах, которые он когда-то занимал, жили люди. В США появился Фонд основания музея Бродского в Санкт-Петербурге, которому удалось выкупить знаменитые "полторы комнаты" и открыть в них небольшой мемориальный музей. Несмотря на многочисленные смены жильцов, в комнате Бродского сохранились полки с собранными им книгами и несколько его рисунков. Фонд основания музея Бродского собрал большой архив его статей, интервью и фотографий, а также звукозаписи его лекций и различные видеоматериалы, а вдова Иосифа Александровича предоставила музею кое-что из его мебели. Экскурсия по новой экспозиции – Американский кабинет И. Бродского. Рассказ о жизни и творчестве И. Бродского, его встречах с А. Ахматовой. Звучат аудиозаписи стихотворений Бродского в исполнении автора и демонстрируются видеофильмы.     
К своему сорокалетию Бродский написал стихотворение, подводящее итог прожитому и оценку будущему:
 Я входил вместо дикого зверя в клетку,
выжигал свой срок и кликуху гвоздем в бараке,
жил у моря, играл в рулетку,
обедал черт знает с кем во фраке.
С высоты ледника я озирал полмира,
трижды тонул, дважды бывал распорот.
Бросил страну, что меня вскормила.
Из забывших меня можно составить город.
Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна,
надевал на себя что сызнова входит в моду,
сеял рожь, покрывал черной толью гумна
и не пил только сухую воду.
Я впустил в свои сны вороненый зрачок конвоя,
жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок.
Позволял своим связкам все звуки,
помимо воя; перешел на шепот.
Теперь мне сорок. Что сказать мне о жизни?
Что оказалась длинной. Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
из него раздаваться будет лишь благодарность.           24 мая 1980 г.

Пояснительная записка.
Автор: Савельева Лариса Евгеньевна, учитель русского языка и литературы МКОУ  СОШ № 1 г. Сортавала, р. Карелия
Тема экскурсии: Виртуальное путешествие по миру с Иосифом Бродским
Класс: 11
Предмет: литература
Цель: дать краткий (подробный) обзор биографии И.Бродского, познакомить с его поэзией.
Задачи:
1.      Расширить границы мировосприятия учащихся.
2.      Познакомить с основами поэтики И.Бродского.
3.      Осветить роль его лирики в истории русской и зарубежной поэзии 20 века.
Содержание: экскурсия поможет развить представление о неординарной личности поэта, неразрывно связанной с Россией, русской культурой, а также покажет, как история страны преломляется и отражается в его творчестве.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация.
Маршрут экскурсии:
1.      Санкт-Петербург
2.      Норинская
3.      Анн Арбор, Нью- Йорк
4.      Стокгольм
5.      Париж
6.      Венеция
                                          Ресурсы
http://best-zastawki.narod.ru/3d/3d-big2/3088d.jpg  1 слайд, заставка
http://a88.narod.ru/01br.htm  биография, сайт поэта
http://resheto.ru/speaking/articles/moskalev_muruzi.jpg  4 слайд, дом Мурузи
http://www.baltinfo.ru/photo/new/14312.jpg   4 слайд, фото Бродского  на балконе
http://www.spletnik.ru/img/2008/12/sasha/1017/nobelp087.jpg   торжественный обед
http://img11.nnm.ru/3/d/3/4/1/17fda8bf6de6923ec41a90026e4_prev.jpg   Александрийский столп
http://a88.narod.ru/brods6.jpg   нобелевский диплом
http://www.andrianov.org/Countries/Sweden/Stockholm_2.jpg  Стокгольм, вид города
http://www.uft.com.ua/images/Image/Ratusha.jpg   Стокгольм, здание ратуши
http://www.vesti.ru/p/b_213366.jpg  церемония вручения премии
http://static2.aif.ru/pictures/201005/brodskiy.jpg  Бродский, премия
http://www.utrospb.ru/upload/iblock/4b7/myryzi_house.jpg  дом Мурузи, музей в С-П.
http://br00.narod.ru/00-00-001.jpg  памятник чемодану
http://www.megabook.ru/MObjects2/data/pict2006/new/439a.jpg  мичиганский университет
http://www.ljplus.ru/img4/g/u/guest_of_city/MB.jpg  Бродский с женой
http://a88.narod.ru/19_080.jpg  Бродский у книжного шкафа
http://br00.narod.ru/18_002.jpg  Б. с мамой
http://a88.narod.ru/20_049.jpg   Б. в ссылке




Комментариев нет:

Отправить комментарий