сочинение по тексту Д.А.Гранина

Текст
    Я стоял у окна вагона, бесцельно глядя на бегущий мимо пейзаж, на полустанки и маленькие станции, дощатые домики с названиями чёрным по белому, которые не всегда успевал прочитывать, да и зачем. Поля, перелески, столбы, волны проводов, стога сена, кусты, просёлки — и так час за часом. Рядом, у следующего окна, стоял мальчик. Он смотрел неотрывно. Мать позвала его в купе, он схватил бутерброд и снова прилип к стеклу. Она попробовала усадить его к окну в купе, но он не согласился. 3десь, в коридоре, ему никто не мешал, он был безраздельным хозяином своей подвижной картины. Я уходил, разговаривал со своими спутниками, возвращался и заставал его в той же позе. Что он там высматривал, как ему не надоело, ведь это было совершенно бессюжетное зрелище, не то что экран телевизора. Теперь я смотрел не в окно, а на него. Кого-то он мне напоминал. Ну конечно, та же поза, те же грязноватые стёкла. Они-то и помогли мне вспомнить мои детские путевые бдения. С той же жадностью и я ведь простаивал часами перед теми же стёклами, заворожённый мельканием путевых картин. Оттуда, не из близи, несущейся навстречу, а из далей, еле плывущих, почти недвижимых пространств, из лесной каймы на горизонте, серых туманных полей возвращались устремлённые к ним детские мечтания. В тех смутных, расплывчатых картинах я был путешественником, был охотником и одновременно медведем, был журавлём, шагающим по болоту... Бесконечная смена берёзок, елей, лесных проталин, деревень, пашен — и снова лес, просеки, изгороди — всё это тогда почему-то не усыпляло, а возбуждало воображение. Я растворялся в огромности этой земли, она входила в сознание, откладывалась на всю жизнь.
    Спустя десятилетия у окна поезда, постукивающего по рельсам Германии, а то и Китая, где каждый клочок обработан, откосы железнодорожных насыпей сплошь засеяны, в моём восприятии присутствовали впитанные детской душой просторы, эти стояния у окна. Вдруг в бесформенной зыбкости воспоминаний, глядящих из закатного окна, обозначилось что-то. Это был мужик, огромный, в жёлтой рубахе, с колом в руках. Смутно вспомнились станционный палисадник, несколько телег, лошади с холщовыми торбами на мордах. Но всё это: и привокзальная площадь с деревянными мостками, и перрон, и станционный колокол — всё было как бы задником, а впереди, подняв кол, мужик бежал за пареньком, который, прикрыв голову руками, мчался вдоль перрона по ходу поезда. Он бежал, прихрамывая, лицо его было обращено к вагонам, на какой-то миг глаза наши встретились. Ужас был в его взгляде, крик о помощи, а перрон был пуст, мне показалось, что я единственный человек, единственный свидетель, которого он увидел; я наклонился к краю рамы, но в окно уже вошли огороды с чучелами, шлагбаум, и станция исчезла, как исчезали все другие станции. Догонит ли его этот с колом, что будет с ним, за что он его так — ничего этого я никогда не узнаю. Помню своё отчаяние, которое росло оттого, что поезд не останавливается, мчится всё дальше, а там, может, парня догнали и бьют, и никто этого не видит, не знает, и я не могу никого позвать, показать. Кажется, я действительно закричал, побежал к отцу, который был в купе, никто ничего не понял из моих объяснений, и я понял, что ничего не могу им объяснить. Кажется, так оно было, но с уверенностью не могу сказать, да и какое это имеет значение. Значение же имели огромные глаза этого паренька, мужика того я узнал бы, а от парня остались только ужас, заполнивший всё окно, и невозможность вмешаться, помочь, закричать. И опять пошли перелески, колыхания проводов, песчаные тропки в зелёной траве, голубые поля льна, серебряные — овсов, красные — гречихи, золотистые — ржи, сизые — капусты, ельники, клевера, рыжие стада — огромный мир, который заботливо старался смыть ту случайную картинку. Она затерялась в памяти. Но сейчас, глядя в такое же пыльное, в грязных потёках окно, я с завистью вспомнил своё мальчишеское отчаяние. (По Д. А. Гранину)

Сочинение
     Как ребёнок воспринимает окружающий мир? Именно этот вопрос поднимает в своём тексте Д.А.Гранин.
Рассуждая над проблемой восприятия мира ребёнком, автор описывает мальчика, с которым рассказчик встретился в поезде. Ребёнок стоял у окна смотрел неотрывно на поля, столбы, кусты. Сам герой предпочёл бы экран телевизора, а не это «бессюжетное зрелище». Но потом рассказчик вспомнил себя в детстве и понял, почему мальчику так интересно смотреть в окно. Причиной этому является детское воображение. Ребёнок рисовал для себя завораживающие картины, которые взрослый уже не сможет представить.
    Эти наблюдения за мальчиком навели героя на воспоминания о своём детстве. Он тоже любил смотреть в окно вагона. Однажды на одной из станций увидел, как мужик с колом в руках бежал за пареньком. Воображение придумывало возможные варианты развития истории. Этот пример из детства также доказывает, что окружающий мир воспринимается ребёнком более ярко и масштабно, а некоторые события оставляют в памяти незабываемые эмоции.
  Авторская позиция ясна: большую роль в восприятии мира ребёнком играет его воображение. Он помогает дорисовывать истории, вызывая сильные и яркие эмоции.
   Нельзя не согласиться с автором в том, что в детстве ребёнок фантазирует и видит мир не так, как взрослые. Именно воображение помогает детям изучать окружающий мир.
   Итак, в детстве мир полон интересных событий, которые могут вызвать у ребёнка неподдельные яркие эмоции. Вика К.

    Почему дети видят окружающий мир иначе? Чем отличается восприятие мира взрослым человеком от ребёнка? Именно над этими вопросами предлагает задуматься в своём тексте Д.А.Гранин.
  В центре внимания автора события, происходящие в поезде. Повествование идёт от первого лица – от лица рассказчика. Автор сравнивает мировосприятие рассказчика и мальчика, смотрящего непрерывно в окно поезда. Дети видят мир по-другому, они познают его, используя воображение, которое делает окружающий мир красочнее. Ребёнок очень чувствителен к познанию мира в свои годы, замечает мельчайшие проявления красоты природы.
  Герой, наблюдая за ребёнком в поезде, вспоминает случай из своего детства – впечатлившую его картину, увиденную из окна поезда. Рассказчик осознаёт ценность детской поры, понимает, что сейчас его жизнь далеко не беззаботна, и видит мир иначе, с отчаянием в глазах.
  Авторская позиция ясна: взрослое восприятие мира складывается из прожитого опыта. Тяжёлой ноши ответственности, которая не присущи детям. Нельзя не согласиться с автором в том, что восприятие мира ребёнком отличается от взрослого человека: дети живут беззаботно, не задумываются о проблемах, их воображение преображает мир.
   Итак, Д.Гранин приводит читателей к мысли, что взрослые должны чаще забывать о своих трудностях и лелеять воспоминания прошедшего детства, которые наполняют нас тёплым чувством. Даша С.

Комментариев нет:

Отправить комментарий