Конспект. Преступление и наказание

Конспект урока по литературе по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Противостояние добра и зла в мире и в душе человека
Цель: исследование основных этапов духовного прозрения Раскольникова
Задачи:
образовательные:
- понять одну из главных сюжетных линий романа – Раскольников и Соня;
- сопоставить образы главных героев, дать оценку их поступкам;
- попытаться постичь авторский замысел;
- повторить теоретические понятия (исповедь, внутренний монолог, портрет);
развивающие:
- учиться, внимательно работая с текстом произведения, размышлять, рассуждать;
- учиться  извлекать необходимую информацию из литературного произведения и переводить эту информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму);
- учиться работать в коллективе, аргументировать и отстаивать  своё мнение;
- использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, благодаря приёму «Фишбоун»;
воспитательные:
- размышлять над понятиями вечных ценностей;
- воспитывать интерес к творчеству Ф.М.Достоевского;
- развивать у учащихся интерес к литературе как учебному предмету.
                                                        Ход урока
Слайд № 1


Слайд № 2
Приём «Фишбоун»
Формулировка проблемного вопроса.
! Самостоятельная работа в течение урока (краткие записи в тетрадях).
 Проверка в конце урока.

«Фишбоун» - это мини - исследовательская работа с текстом художественного произведения, дающая возможность формировать такие учебные умения, как:


Проблема: Как  удалось Раскольникову победить  зло в своей душе?

В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер.

Причины происходящих событий:
·       ч.4 гл.4 Проверка Сони на прочность
·       Чтение Соней Евангелия – теория сильной личности?
·       ч.5 гл.4 Признание в убийстве
·       Эпилог. Бунт Раскольникова
Факты, подтверждающие наличие сформулированных причин:
·       «…всему страданию человеческому поклонился»
·       Образ Лазаря как надежда на воскрешение
·       Нравственная сила Сони. Раскольников теряет  уверенность
·       Раскаяние Раскольникова
Вывод: Любовь как духовная
сила для возрождения
Слайд № 3
Содержание
Ч.1. Гл.2. Исповедь Мармеладова.  Мысли Раскольникова о Соне
Ч.1. Гл.4. После прочтения письма матери. Мысли  о Дуне и Соне
Ч.2. Гл.7. Смерть Мармеладова. Встреча Раскольникова с Соней
Ч.3. Гл.4. Соня в каморке Раскольникова
Ч.3. Гл.6. Мысли Раскольникова о Соне
Ч.4. Гл.4. Раскольников в комнате у Сони
Ч.5. Гл.3. Соня и Раскольников на поминках
Ч.5. Гл.4. Признание Раскольникова Соне
Ч.6. Гл.8.  Раскольников у Сони
Эпилог
Этапы прозрения Раскольникова, благодаря Соне
Условный маршрут виртуальной экскурсии, или душевных метаний и страданий героя
Слайд № 4
- Что узнал Раскольников о Соне от Мармеладова?       
 - Почему один Раскольников понял трагедию Мармеладова, услышав его исповедь в распивочной?
Ч.1. гл. 2
В романе Раскольникову и его идее «крови по совести» противостоит Соня Мармеладова. Она продает себя, чтобы прокормить больную мачеху и ее детей (что заслуживает только добрых слов в ее адрес). Однако своей душе своей совести она причиняет непоправимое зло.
Жизнь заставила поверить правде Мармеладова, что самое страшное для человека - когда ему некуда пойти, а самое бесценное - это та сила сострадания, в которую он не хотел верить раньше. Именно Раскольников, с его добрым и чутким сердцем (сон, в котором герой противится злу, забота о матери, помощь семье Мармеладова…), мог услышать страдающего человека, несмотря на антигуманную теорию героя.
Слайд № 5
- Что подумал Раскольников о Соне, уходя от Мармеладовых в первый раз? Найдите слова героя в тексте.
"Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! и пользуются! Вот ведь пользуются же!"

Слайд № 6
Имя, отчество и фамилия главного героя подобраны как строка определенного стихотворного размера. Какого?
- Объясните значение имени каждого из  главных героев?
Родион Романович Раскольников – пятистопный хорей
Родион Романович Раскольников. В самом его имении скрыт мотив крови: «Родион», с древнегреческого – житель острова Родос. Старославянское «руда» (кровь) берёт своё начало здесь же.
На острове Родос была размещена школа полководцев, в которой, в своё время осваивали военное искусство Юлий Цезарь, Тиберий, Помпей. Это прямое указание на сильных мира сего, людей, могущих спокойно перешагнуть через кровавые реки и смерть.
Отчество «Романович» «Роман» — римлянин, сильный. Опять сталкиваемся с упором автора на силу этого персонажа, вернее, на ту силу, которой он хотел бы обладать.
Фамилия «Раскольников» говорящая. Раскол души, отсутствие согласия в самом себе: главный герой вёл бесконечные внутренние диалоги с самим собой, принимая переменно разные точки зрения, разные стороны. Поведение его двояко: он помогает совершенно бескорыстно Мармеладову, сострадает Дуне, спасает из огня детей. С другой стороны, только лишь чтобы проверить теорию зла, возникшую в его голове, он убивает Лизавету.
София, Софья – это одно из любимейших имен Достоевского. Имя это означает “мудрость”, “разумность”, “наука”. В душе Сони Мармеладовой заключена такая неизбывная мудрость, такое величие, как и в Библии, в древнейшей книге, известной человечеству. И кажется, что образ Сони Мармеладовой – это патриархальный образ всех женщин, матерей, сестер, монахинь, воительниц. Софья – это еще и библейское имя матери трех мучениц Веры, Надежды и Любви. И именно Соня Мармеладова аккумулирует в себе веру, надежду и любовь.
Слайд № 7
Внутренний монолог Раскольникова (нарастание восклицательных конструкций) – принятие решения
В душе героя борются две крайности: чуткость, отзывчивость, боль за человека, острая реакция на несправедливость и зло, царящие в мире  и, с другой стороны, холодность, осуждение своей чуткости, равнодушие и даже жестокость.
Слайд № 8
- Психологический подтекст портрета Сони?
Ч.2. гл. 7
По принципу контраста как противопоставление естественного, живой души и неестественного, свойственного окружающему миру и навязанного им (цветовые детали подчёркивают это). Несоответствие внешнего и внутреннего.
Авторское отношение проявляется в использовании выразительных средств морфемики и лексики: уменьшит.- ласкательные  суффиксы («личико», «худенькая», «хорошенькая»; «бледное личико», «замечательные голубые глаза»)
Слайд № 9
- Зачем автор снова даёт портрет Сони?                         - Почему в главе два портрета Сони?
Ч. 3. Гл. 4
«…в С – м переулке… к К – ну мосту». Это Столярный переулок (ныне улица Пржевальского), в котором жил Достоевский во время создания романа «Преступление и наказание». К - н мост – Кукушкин мост через Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова) вблизи Сенной площади (ныне площадь Мира).
«Портретист,- писал Достоевский,- знает на практике, что человек не всегда на себя похож, а потому и отыскивает «главную идею его физиономии», тот момент, когда субъект наиболее на себя похож.
Эти портреты сопоставимы с описанием внешности Сони в ч.2 гл. 7.
Если в первом портрете она - довольно хорошенькая, то во втором Достоевский замечает, что ее нельзя было назвать хорошенькой. Эти два противоречащих друг другу авторских замечания весьма многозначительны. Писатель утверждает здесь не только иллюзорность пошловатой красоты Сони, но и «иллюзорность ее ремесла». В этом плане различие в портретах героини символично. Начав жить по жёлтому билету, Соня не изменяет своей внутренней сути. Ремесло не загубило ее душевной чистоты, доброго сердца. Все, что мы видим в ней на первый взгляд, по Достоевскому, не более чем иллюзия. Настоящее же в Соне - ее детскость, какая-то пугливость, робость, неправильное лицо, ясные голубые глаза, смешные движения. В этой героине нет ничего от вульгарной женщины, своими движениями, мимикой, жестами она напоминает ребенка. Впоследствии Достоевский заметит, что «настоящий разврат еще не прошел ни одной каплей в ее сердце».
Слайд № 10
Как характеризуют Раскольникова его мысли о матери, сестре, Лизавете, Соне?
"Лизавета! Соня! Бедные, кроткие, с глазами кроткими... Милые!.. Зачем они не плачут? Зачем они не стонут?.. Они всё отдают... глядят кротко и тихо... Соня, Соня! Тихая Соня!"
Писатель показывает необыкновенную доброту своего героя: он горячо любит сестру и мать; жалеет Мармеладовых и помогает им; отдает последние деньги на похороны Мармеладова; не может бросить пьяную девушку на бульваре; заботится об отце умершего университетского товарища. Сон Раскольникова о забитой насмерть лошади подчеркивает необыкновенный гуманизм героя, его протест против зла и насилия.
В то же время античеловеческая теория «двух разрядов людей», которая заранее определяет, кому жить, а кому умереть, еще более антигуманная идея «крови по совести», по которой можно убить ради высших целей и принципов, рождены в сознании необыкновенно доброго и гуманного Раскольникова. И не только рождены. Раскольников, любящий людей, страдающий за их боль, совершает жестокое убийство и ограбление. Этим он пытается утвердить абсолютную нравственную свободу человека, что по существу, означает вседозволенность.
Слайд № 11
Какая женщина была любовью всей жизни Ф.М.Достоевского?
Аполинария Суслова

Слайд № 12 и № 14 (маршрут – на канаве у -ского моста) – см. работа в маленьких группах или в парах (анализ ключевых сцен)

Слайд № 12
Задание по группам или парам с последующей проверкой!
Прием "Составление толстых и тонких вопросов”
Составление вопросов двух видов:
Тонкие - фактические, требующие конкретного материала
КТО? ЧТО? КОГДА? ГДЕ?

Толстые - творческие, проблемные, требующие для ответа высказывания своего мнения
ПОЧЕМУ? КАК ВЫ ДУМАЕТЕ?  ДЛЯ ЧЕГО ЭТО МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ? ЧТО МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ ДАЛЬШЕ? 

Возможные вопросы или вопросы учителя:
Зачем «необыкновенный» человек пришел к «обыкновенному» - к Соне Мармеладовой?
(Раскольников ищет выход. Чтение Нового завета – это кульминация отношений Раскольникова и Сони Мармеладовой).
Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню?
- Особенности поведения Раскольникова?                      
- Смысл евангельской притчи?


Притча
У Иисуса был друг, которого он очень любил, – Лазарь. Однажды Лазарь заболел и его сестры – Мария и Марфа - отправили к нему вестника с  этим известием. Но  Иисус был далеко от  Вифании – города, где проживала эта семья. Сестры Лазаря надеялись, что, получив такую новость, Иисус исцелит их брата на расстоянии, ведь  раньше он это делал.
… Когда приблизились к Вифании ученики с Иисусом, Марфа побежала к нему и сказала: «Господи, если бы ты был здесь, мой брат не умер бы» и в ответ услышала слова: «Воскреснет брат твой». Иисус вместе со всеми приходит к памятному склепу. Это пещера, вход которой закрыт камнем. Иисус велит убрать камень. Марфа не понимает, что собирается сделать Иисус, возражает: «Господи! Уже смердит, ибо четыре дня, как он во гробе». Но он отвечает: «Если будешь веровать, увидишь славу Божию».
     Люди отняли  камень от пещеры, и Иисус начинает молиться: «Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня; Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». Сказав это, ОН воззвал громким голосом: «Лазарь, выходи!»  И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо было его обвязано платком. Воскресший Лазарь продолжил свою жизнь благодаря Силе Божией, данной Иисусу.

Соня — нравственный ориентир автора.
Раскольников и Соня преступили нравственные законы общества ради других: Соня - конкретных людей, «убив себя». Р. - абстрактного человечества, «убив других».
Раскольников обещает сказать, кто убил...
Анализ сцены (ч. 4, гл. 4)
      Раскольников, выбрав Соню, считал, что у них много общего, во время первой встречи «проверяет Соню на прочность». Он, убив старуху, совершает бунт; она, убив себя, приносит жертву. До каких пор «простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться»?
      Раскольников выступает как змей-искуситель.
      Раскольников — Соне:
Знаю «и про то, как вы в 6 часов пошли».
«Катерина Ивановна ведь вас чуть не била».
«А с вами что будет?»
«Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрет».
«А коли вы теперь заболеете».
«Дети на улицу всей гурьбой пойдут».
«С Полечкой, наверно, то же самое будет».
      Результат этого мучительного разговора: Соня — не бунтует, а только надеется на Бога. Раскольников — чувствует ее силу. Отсюда — «ненасытимое страдание», «всему страданию человеческому поклонился», «юродивая» — святая.
      В сцене чтения Евангелия два героя: Лазарь и Иисус. Это сцена веры в Воскресение. А в системе образов романа тоже два героя: Соня и Раскольников. Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря — это надежда на Воскресение. Поэтому она сначала не хотела читать. Это для нее слишком личное, сокровенное. Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей, а Соня — святая, мученица.
Притча «Воскрешение Лазаря» изложена только в Евангелии от Иоанна и является убедительным доказательством чудодейственной силы Иисуса Христа. Раскольников легко признается в вере в новый миропорядок, который неизбежен в результате «вечной войны» сильных личностей и «тварей дрожащих».
И если выход Сони в служении Богу (вера в которого питала ее душевные силы), то Раскольникову сила Христа нужна для другого. В нем рождается чудовищная мысль: оправдать теорию сильной, необыкновенной личности, имеющей власть над людьми, личностью Христа. Вот почему он просит Соню прочесть притчу о воскресении Лазаря. Достоевский детально описывает, как чтение притчи воздействует на Соню. Раскольников видит, как «она остановилась опять, стыдливо предчувствуя, что дрогнет и прорвется ее голос...», «как чувство внешнего торжества охватило ее», как она «раздельно и с силою прочла, точно сама во всеуслышание исповедовала», как «громко и восторженно прочла она, дрожа и холодея, как бы воочию сама видела». Сила воздействия этой притчи на нее была очень велика. Это еще раз убедило Раскольникова в своей правоте: мир состоит из «юродивых» и сильных личностей, имеющих власть над ними. Он, атеист, осознал влияние на нее Христа. Но не мог уразуметь Раскольников, что сила и чудо Христа идут от веры. Он не готов был понять, что нет у Христа большей власти над людьми, чем власть любви и добра. Христос властен над душами тех, кто искренне верит в него. Ослепленный теорией, Раскольников по-своему понимает значение библейской притчи. «Свобода и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником!.. Вот цель!» – вот какой итог подводит герой после чтения этой сцены.
Именно так понял Раскольников смысл притчи о воскрешении Христом Лазаря. Притча еще раз убедила его в неоднородности людей, в существовании некой власти над ними, в ком бы она ни воплощалась (в Христе, в дьяволе, в истинно великом человеке). Выходит, что Христа как сильную личность можно поставить в один ряд с Ликургами, Соломонами, Магометами, Наполеонами: по его словам, «все до единого были преступники, т.к.,  давая новый закон, тем самым нарушали древний, свято чтимый обществом и от отцов пришедшей». 
Эта ключевая сцена имеет еще и символический смысл. В сознании читателя герои ассоциируются с притчей: умерший Лазарь напоминает нам умершую душу Раскольникова, а Христос воплощает силу истинной любви Сони, которая в конечном итоге и воскресит душу убийцы: «Их воскресила любовь... Сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».
В эпилоге вновь возникает образ Евангелия: «Эта книга принадлежала ей, была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря... он сам просил его у ней...». Почему Достоевскому важно на последних страницах вновь напомнить о Лазаре? Теперь мы видим Раскольникова другим: он полюбил Соню, его эгоистичное сердце оттаяло для любви к женщине и просто к человеку. Через ее любовь он стал смотреть на мир другими глазами. И если Лазаря воскресила сила любви Христа, то душу Раскольникова воскресит сила любви к нему Сони. Через эту любовь ее убеждения не могут не быть его убеждениями, а значит, он готов поверить в истинное воскресение Лазаря, а мы – в обновление героя.
Слайд № 13
Притча о Лазаре

Слайд № 14
- Почему Достоевский героям типа Лебезятников не даёт никакого шанса состояться как личность?                                
- Почему сцена скандала во время поминок даёт ещё один толчок бунту Раскольникова?

Автор говорит о Лебезятникове, что он «...был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоносков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить все, чему они же иногда самым искренним образом служат».
Лужин, пытаясь приобщиться к новейшим идейным веяниям, фактически избирает в качестве «наставника» именно Л. и излагает его взгляды. Л. неумен, но добр по характеру и по-своему честен: когда Лужин подкладывает в карман Соне сто рублей, чтобы обвинить ее в воровстве, Л. разоблачает его. Образ несколько шаржирован.
Встреча Р. С Лужиным: «… Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне?» Протест героя против несправедливости.
Слайд № 15
Задание по группам или парам!
Прием "Составление толстых и тонких вопросов
Составление вопросов двух видов:
Тонкие - фактические, требующие конкретного материала
КТО? ЧТО? КОГДА? ГДЕ?

Толстые - творческие, проблемные, требующие для ответа высказывания своего мнения
ПОЧЕМУ? КАК ВЫ ДУМАЕТЕ?  ДЛЯ ЧЕГО ЭТО МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ? ЧТО МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ ДАЛЬШЕ? 
- Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную.
- Это человек-то вошь!
- Особенности поведения Сони?                                
- Идейно - композиционная роль сцены?
1.      Зачем Раскольников приходит к Соне второй раз?
2.      Докажите, что Раскольников хочет спровоцировать Соню на бунт. С каких позиций Соня оценивает преступление Раскольникова?
3.      Докажите цитатами, что Раскольников меняет свои убеждения, а Соня остается верна своей нравственной позиции. 
4.      Что в разговоре с Соней заставляет Раскольникова понять ложность своей теории?
5.      Как анализ лексики эпизода помогает понять его смысл?
Раскольников признаётся в преступлении
Анализ сцены (ч. 5, гл. 4)
      Во второй раз Раскольников приходит к Соне, чтобы сознаться в убийстве. Он чувствует ее нравственную силу и поэтому считает, что она выдержит.
      Раскольников начинает с проверки своей теории:
Раскольников — Соне
Соня — Раскольникову
«Кого убить: Лужина или Катерину Ивановну»?
«Зачем только тебя-то я пришел мучить?»
Признание.
«И кто меня тут судьей поставил?»
«Ох, как вы мучаетесь!»
«Нет тебя несчастнее никого».
      Результат — слова Раскольникова: «Все вздор», но в то же время: «Я в каторгу-то, может, и не хочу».
Соня не может понять причины, побудившие Раскольникова пойти на убийство. Можно понять, если человек голоден, если он хочет помочь матери, но вот ради какой-то идеи, понять сложно. Вот здесь Раскольников понимает вздорность своей теории: "Всё вздор". Но отказаться от неё он не готов: "Я в каторгу-то, может, и не хочу".
Наблюдая за лексикой, можно проследить, как постепенно слабость Сони превращается в силу, а Раскольников теряет всю свою уверенность.

Слайд № 16
Просмотр фрагмента к/ф
Размышления Раскольникова о ком из личностей способствуют рождению теории о людях "избранных" и "тварях дрожащих"?
Пророк Магомет, Наполеон
В марте 1865 г. выходит сочинение французского императора Наполеона lll “Жизнь Юлия Цезаря”, в которой он, основываясь на воззрении Карлейля и др. мыслителей, отстаивал состоятельность идей бонапартизма, защищая права так называемой “сильной личности”, нарушающей общественные нормы, обязательные для обыкновенных людей. Это явилось источником теории Раскольникова. Это подтверждает Достоевский к использованию стр. романа для спора со сторонниками идей.
Слайд № 17
Какой дар от Сони принимает Раскольников?
Крестик
Не случайно последнее, что видит и Мармеладов, и Екатерина Ивановна, — это образ Сони.
Слайд № 18
- Возможна ли абсолютная нравственная свобода человека?                                 - Кому своим безнравственным поступком причиняет непоправимое зло Соня?
Кто кому говорит: "Вместе страдать будем". Смысл этого высказывания?
Соня, которая сама еще ребенок, жертвует собой, помогая детям.
Раскольников - Соне: "Я за твоим крестом, Соня!"      Раскольников самому себе: "Я убил!"
Слайд № 19
- Символическое значение иллюстрации И. Глазунова?
- В чём заключается парадокс идеи Раскольникова?     
- Композиционно - идейный смысл эпилога?

Мы видим Раскольникова на берегу большой реки (иллюстрация И. Глазунова), необозримые степные просторы открываются ему, и перед перспективой новой жизни отступает прошлое: «Все, даже преступление его, даже приговор и ссылка, казались ему теперь… каким – то внешним, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом… Вместо диалектики наступала жизнь, и в сознании должно было выработаться что – то совершенно другое».
Любовь как духовная сила для возрождения. Парадоксальная идея: в основание зла положено добро. Добро и зло борются в душе Раскольникова.
Анализ «Эпилога» 2-й части
Это истинное раскаяние Раскольникова, отказ от своей теории;
это воплощение Достоевским библейской темы смирения.
«Смирись, гордый человек!»;
это воплощение главной идеи романа — только любовь к ближнему способна победить зло.
Свидригайлов кончает жизнь самоубийством и в последней - 8 главе и в эпилоге, когда «зло» ушло из души Раскольникова, он остаётся только с Соней, а дальше начинается «новая история, история постепенного обновления человека».
Именно Соня, беззащитная и безгранично добрая, своим ужасом и недоумением, своей твердой убежденностью, что зло невозможно творить безнаказанно для своей души и совести, спасает Раскольникова от тяжелого груза, который он взвалил на свой плечи убийством старухи-процентщицы, от помешательства, на грани которого находился герой. Так добро и зло снова сталкиваются в романе Достоевского, снова между ними идет непрерывная борьба, «а поле битвы — сердца людей».
Слайд № 20
Маленькая проверка знания текста

Слайд № 21-23
Ссылки


 
Соня
Раскольников
Кроткая, добрая
Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие
Спасая других, берет на себя тяжести греха. В духовном плане — мученица
Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане — преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон?
Рассказ о ее поступке в распивочной в самой разнузданной обстановке
Знамение для Раскольникова. Жить, жертвуя собой, — это оправдание его предчувствий
Живет, исходя из требований жизни, вне теорий
Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог — тупик. Теория не может учесть все в жизни
Полуграмотна, плохо говорит, читает только Евангелие
Образован, хорошо говорит. Свет разума заводит в тупик
Божественная правда — в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душа
В нем правда ложна. В рай ценой чужой крови нельзя
У нее есть смысл жизни: любовь, вера
У него нет смысла жизни: убийство — это бунт для себя, индивидуалистический бунт
      Ресурсы:
http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0060.shtml     текст романа Достоевского «Преступление и наказание»
http://www.prosv.ru/metod/belyaeva10/19.htm  - Литература. 10 класс. Методические советы
http://litem.ru/referati-sochineniya/problema-dobra-i-zla-v-romane-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie  - Проблема добра и зла в романе Достоевского «Преступление и наказание»
http://www.spishy.ru/essay/121/2472 - Проблема добра и зла в романе Достоевского «Преступление и наказание»
http://www.samsdam.net/rusliter/00138.php  - тест по роману Достоевского «Преступление и наказание»

http://resoch.ru/simvolika-imen-v-prestuplenii-i-nakazanii/  - Символика имен в «Преступлении и наказании»

http://traditions.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=19:-l-r&catid=1:kbibl&Itemid=2  - Функциональность евангельских сюжетов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»


Ссылки:
http://www.warnet.ru/img/books_covers/1005277336.jpg - портрет Достоевского
http://st-im.kinopoisk.ru/im/kadr/1/3/5/kinopoisk.ru-Prestuplenie-i-nakazanie-1353990.jpg  - Дуня                            http://st-im.kinopoisk.ru/im/kadr/1/3/5/kinopoisk.ru-Prestuplenie-i-nakazanie-1354025.jpg  - Р. и М.                       http://video.sibnet.ru/upload/cover/video_687951_0.jpg  -  в трактире  http://s53.radikal.ru/i141/0811/7d/cdde38b347fe.jpg  - Соня со свечой 
http://cp12.nevsepic.com.ua/86/thumbs/1350082213-0062315-www.nevsepic.com.ua.jpg  -  Наполеон на острове св. Елены

http://www.artunframed.com/images/compressed9/aivanov587.jpg  - Явление Христа народу

Комментариев нет:

Отправить комментарий