Методические рекомендации

Методические рекомендации (кратко, примерно) к уроку литературы.
Автор: Савельева Лариса Евгеньевна, учитель русского языка и литературы  МКОУ СОШ № 1 г. Сортавала, р. Карелия
Тема: Обзор современных произведений  малых жанров. Рассказ Д.Новикова  «Кло», рассказ Т.Толстой «Соня», рассказ А.Иличевского  «Воробей», рассказ Л.Петрушевской «Чёрное пальто».
Класс: 9-11
Номинация: «А я делаю так…»
Программа: Microsoft Office PowerPoin-2007.
Аннотация: Данный ресурс рассчитан на 4 урока, которые можно провести в течение 9-11 классов. Например, рассказ «Чёрное пальто» рассматриваю после пьесы «Гроза» в 10 классе. Правда, в этом случае ещё лучше подходит «Людочка» В.Астафьева. Параллели между классикой и современностью - залог лучшего восприятия классической прозы 19 века. Это знакомство с прозой современных писателей, небольшие рассказы, удобные для анализа и отработки навыка сочинения-рассуждения. Произведения затрагивают актуальные проблемы.
Цель: углублённое изучение литературы с целью  воспитания эмоциональной зоркости, развитие творческого мышления и реализация потенциала личности.   
Задачи:
- воспитательная: духовно-нравственное воспитание обучающихся на примере современной качественной прозы с богатой проблематикой и проекцией на классику
- развивающая: формирование креативной, свободно мыслящей, ответственной и нравственной личности, развитие способности действовать в ситуации неопределённости
- обучающая: формирование навыков анализа литературного текста и закрепление полученных знаний.
Формируемые компетенции, учебные умения:
1) Познавательные: постановка и формулировка проблемы, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации;
2)Регулятивные: саморегуляция, целеполагание, планирование и организация действий, коррекция;
3)Личностные: самоопределение, нравственно-эстетическое оценивание;
4)Коммуникативные: взаимодействие, разрешение конфликтов, монологическая и диалогическая речь, умение аргументировать свою точку зрения, слушать и слышать.


Ход урока.
Чтение рассказа учителем. Обсуждение в группах в зависимости от маршрута, в парах, индивидуальная работа, чтение и анализ текста. Отчёт и обобщение.
Слайд
Содержание
1
Обзор современных произведений  малых жанров: рассказ Д.Новикова  «Кло», рассказ Т.Толстой «Соня», рассказ А.Иличевского  «Воробей», рассказ Л.Петрушевской «Чёрное пальто».
Маршрут
2
Л.Петрушевской «Чёрное пальто» (урок был разработан совместно с ученицей 8 класса Никитиной Катей, которая является слушателем федеральной заочной школы одарённых детей)
- Что известно об авторе?
Об авторе:
Людмила Стефановна Петрушевская родилась в 1938 в Москве. Прожила тяжёлое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детском доме. Так она описывает начало войны в повести «Маленькая девочка из «Метрополя»: «Это чувство уюта, когда из ничего, из чёрной пустоты вдруг чиркает спичка, зажигается огонёк, вот кружка горячей воды, вот кусок хлеба, пальто, чтобы укрыться…»  После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики МГУ. Долгое время приходилось работать «в стол» - редакции не могли публиковать рассказы о «теневых сторонах жизни».
В 1991 году присуждается литературная премия имени Пушкина.
В 2002 году автор удостаивается премии «Триумф».
В 2003 Президент РФ вручил  Л.С. Петрушевской Государственную премию.
Рассказ «Чёрное пальто» - отчасти отражение сознания автора и современного человека, стоящего на краю пропасти, на границе добра и зла,  это своеобразный ключ к пониманию не только  сборника рассказов «Два царства», но также и личности автора. В одном из последних изданий название «Черное пальто» используется как заглавие целого цикла рассказов, что свидетельствует о значимости этого произведения в ряду других.
3
Символика в рассказе Л.Петрушевской «Чёрное пальто»
Маршрут: сюжет и композиция, герои, образы-символы, время и пространство, смысл названия. 

4
Сюжет и композиция
- В чём особенности сюжета и композиции?
- Сколько сюжетных линий?
- Элементы сюжета?
- Основной композиционный приём? (контраст)
- Стилистические особенности современной прозы?
 Сюжет рассказа состоит из нескольких линий, тесно связанных между собой. Обращаемся к основной сюжетной линии, истории самоубийства девушки, и, анализируя такие элементы художественного текста, как название, композицию, пространство, время, образную систему, исследуем пограничные состояния героини.
       Это рассказ о той границе, которая  проходит между желанием смерти и ею самой. Сюжет как бы вывернут наизнанку, мы оказываемся в пространстве, которое не принадлежит ни живым, ни мертвым, и надо как бы надеть чёрное пальто, чтобы попасть в тот мир символов. Подобно тому как существуют законы материального мира и нарушающий их подвергает свою жизнь опасности, так существуют и законы духовного мира, и не принимающий их, обрекает себя на несчастья и на возможность духовной или физической гибели. Законы духовного мира изложены в Евангелии и содержатся в десяти заповедях.
Главная героиня рассказа – молодая девушка, оказавшаяся на «краю дороги» зимой в незнакомом месте,  «она была одета в чье-то чужое чёрное пальто».   «Девушка вообще не помнила, кто она такая и как ее зовут».   У людей, попавших в это пространство, на границе двух миров, есть время, исчисляемое в десяти спичках, чтобы всё вспомнить, осознать и найти выход.  Десять спичек («…в карманах не было денег: только спички, какая-то бумажка и ключ») – десять заповедей, благодаря которым ещё можно спастись, еще можно выжить.
       Девушка, потерявшая память, должна сделать выбор, и она, в отличие от женщины, другой героини рассказа, пробует все варианты, чтобы что-то изменить, а не принимать судьбу. Возникает ощущение постепенно меняющегося сознания девушки, оказавшейся в другом мире. Она  проходит испытания, жжёт спички, чтобы узнать, кто она и что её заставило  идти на смерть, на самоубийство.
              Специфика композиции определяется названием произведения. Черное пальто в рассказе является предметом-проводником между двумя мирами. Не случайно девушка оказывается в лесу. Лес – это в фольклорной сказке граница между добром и злом, между мирами, где стоит избушка Баба-Яги. Значит, и девушка оказывается на границе добра и зла. Пока девушка в чёрном пальто, она путешествует на границе между мирами, трижды, как в сказке, встречается с шофёром и его пассажиром. Услышит, как «завыли два голоса», когда сбросит  пальто, вернувшись в реальный мир. Постепенно пространство сужается.
        Девушка встречается с женщиной с горящей спичкой в руке, но, в отличие от женщины, она пробует все варианты, чтобы хоть что-то изменить, а не принимать судьбу. Возникает ощущение постепенно меняющегося сознания девушки. Чтобы  вернуться назад, она проходит испытания. Жжёт спички, чтобы узнать, кто она и что её заставило идти на смерть. Параллельно одной сюжетной линии (история девушки) развивается другая: девушка встречается с женщиной, у которой тоже когда-то было десять спичек Нам дается только десять спичек»).
5
Герои
- Сходства и различия между главными героями?
- Средства создания образа? (речь, художественные детали - символы)
- Роль второстепенных персонажей?
- Композиционная роль синтаксического приёма (анафоры)?
           Образная система рассказа специфична. Нет портретов героев, они представляются безликими. Герои рассказа – молодая девушка, оказавшаяся на «краю дороги» зимой в незнакомом месте,  и женщина, у которой осталась одна спичка. Это своеобразные герои – двойники. Их объединяют не только попытка самоубийства, тяжёлая судьба, но и раздвоенность сознания, пограничное состояние.
       Приём анафоры в конце текста несёт важную композиционно-смысловую нагрузку: завершает путешествие в иной мир героини, её возвращение в реальность и усиливает авторскую мысль о ценности человеческой жизни, той границе, которая  проходит между желанием смерти и ею самой, между добром и злом в человеческой душе. И про себя она подумала, что бы было с матерью, если бы она проснулась на десять минут раньше…
А где-то на другом конце города женщина выплюнула горсть таблеток и тщательно прополоскала горло.
А потом она пошла в детскую, где спали ее довольно большие дети, десяти и двенадцати лет, и поправила на них сбившиеся одеяла.
А потом опустилась на колени и начала просить прощения»).
6
Символы
- Образы-символы? Их композиционно-смысловая роль?
Спички – повторяющаяся художественная деталь, с помощью которой выстраивается композиция рассказа. Десять спичек – десять заповедей, благодаря которым ещё можно спастись, еще можно выжить, если попытаться что-то изменить. Почти все заповеди из десяти в сюжете рассказа переосмысливаются, легко прочитываются в поступках и мыслях героини.
       Девушка проходит путь к обретению смысла жизни, а значит, и Бога, но в реальной жизни такой возможности может не оказаться. Чёрное пальто в рассказе является предметом-проводником между двумя мирами.
Ключ, записка, туннель …
7
Время и пространство
- Время и пространство в тексте?
Художественное пространство рассказа меняется. Родной дом становится чужым для девушки и смыкается с внешним миром, который оказывается тоже чужим. Только её помощь ближнему, участие в судьбе девушки женщины и попытки матери разорвать замкнутый круг (её сон, заботы) размыкают этот мир и позволяют вернуться в реальный.
           Художественное время. Действие рассказа происходит зимней ночью, что  не случайно, ведь зимой умирает природа, замирает или засыпает. Смерть сравнивается со сном; вернуться к жизни — означает проснуться. Маме девушки снится страшный сон: «Господи, какой мне страшный сон приснился… Какой-то огромный ком земли стоит в углу, и из него торчат корни… И твоя рука… И она ко мне тянется, мол, помоги… Что ты спишь в шарфе, горло заболело? Дай я тебя укрою, моя маленькая… Я плакала во сне…»
8
Смысл названия
- Смысл названия?
Название произведения «Чёрное пальто» не случайно и весьма символично. Оно отражает сложность устройства человеческой души, в которой всегда в вечном единстве и борьбе находятся светлое, сознательное, и темное, бессознательное, начала, т.е. пограничные состояния. Человек часто оказывается перед выбором, когда надо скинуть чёрное пальто, т.е. спастись и вернуться в нормальный мир, сохранить образ свой. Большинство философских и религиозных учений считает свет и тьму  единством противоположностей, воплощающих царство добра и зла. Ассоциативно с названием рассказа связаны антонимичные понятия, которые можно соотнести с художественными деталями из текста.
       Л.Петрушевская средствами искусства слова исследует, как психиатр в медицине, самые потаенные уголки человеческой психики, пограничное состояние души человека, постепенный уход человека из мира света в мир мрака.
     Писательница дает возможность читателю и самим героям посмотреть на происходящее с другой стороны, из другого мира. В результате всё в прямом смысле этого слова предстает в другом свете: «Все вдруг осветилось». «Я сейчас очень многое поняла. Я была такая дура!» - произносит женщина. И после возвращения из иной реальности в ту, которую героини покинули по своей воле, они уже все видят иначе. Связи, практически уже порванные, восстанавливаются. Появляется и «ангел-хранитель»: « Был еще кто-то там, чье присутствие она ясно чувствовала и кто любил ее».
      Философский подтекст рассказа проясняется и благодаря литературным реминисценциям. Спускаясь и поднимаясь по лестнице дома, в который она попадает, героиня совершает движение по вертикали. Такое перемещение  напоминает картину ада в «Божественной комедии»: он представляет собой подземную пропасть, склоны которой опоясаны концентрическими кругами. Но, несмотря на то, что мир, в котором оказывается героиня, отсылает нас к аду, в рассказе он выполняет роль чистилища - места, где происходят покаяние и очистительное страдание после смерти. В чистилище умершие должны осознать свои грехи и покаяться в них, именно это и происходит в рассказе Петрушевской.

---------------------------------------------------------------------------

9
Д.Новиков. Кло
Дмитрий Геннадьевич Новиков (1966, Петрозаводск) — российский прозаик.
    Окончил медицинский факультет Петрозаводского университета. Дебютировал в Интернете, дипломант сетевого литературного конкурса «Арт-Лито» (2000). Первая книга вышла в 2001 году, в 2002 году состоялась первая публикация в журнале «Дружба народов». Лауреат IV Форума молодых российских писателей (2004), Новой Пушкинской премии молодому писателю (2007). Живет в г. Петрозаводске (Республика Карелия)
В 20 лет он ушел с пятого курса медицинского факультета, чтобы заняться бизнесом.
В 30 с небольшим на пике успешной карьеры бросил все и отправился в никуда – в писательство.
 К 40 годам написал три книги прозы, изданные солидными тиражами известными издательствами и стал лауреатом нескольких престижных литературных премий.
 Он помогает начинающим литераторам (Ирина Мамаева), убеждая их, что талант всегда пробьется в жизни, не любит разговоров о деньгах, хотя утверждает, что зарабатывает больше, чем когда был бизнесменом. До сих пор числится «молодым» писателем» и с иронией говорит, что «повзрослеет», когда напишет роман
Интервью с Д.Новиковым
–Вы много лет занимались совсем другим делом – бизнесом, а потом, в какой-то момент все бросили и ушли в писательство. Трудно было решиться на этот шаг?
        – Да, я занимался лет 10 бизнесом, самым разнообразным, в том числе торговлей лекарствами (аптеки «Ремедиос»), рыбопродукцией. Я уже тогда пробовал писать, но у меня ничего не получалось. Мне было тяжело совмещать писательство с занятием бизнесом. Там нужно хитрить, а в литературе надо быть абсолютно искренним. И переключаться с одного на другое было мучительно. И вот мне исполнилось тридцать с небольшим – это был 1999-ый год – и я понял, что, если буду продолжать заниматься тем, чем занимаюсь, то через несколько лет буду считать, что жизнь моя не удалась, несмотря на все финансовые приобретения. Я оставил все дела, уехал на неделю на дачу и написал рассказ «Муха в янтаре». С него все и началось. И когда я увидел, что у меня это получилось, и люди, которым я показал рассказ, это подтвердили, я понял, что обратного пути нет. Я ушел из всех своих контор, какие-то из них продал, какие-то ликвидировал, и ушел. Ушел в никуда.
Слово о писателе
"Дмитрий Новиков - на мой вкус, настоящий писатель. Он отличается от многих современных писателей тем, что продолжает в традициях русской литературы психологический анализ жизни своих героев. Этим он и интересен, потому что этот анализ точен, умен и вызывает желание прочитать до конца каждый его рассказ". Фазиль Искандер
Целью искусства, на наш взгляд, является поиск все новых доказательств того, что человек не одинок в этом мире, и только наличие убедительных находок такого рода отличает произведение искусства от потребительского явления массовой культуры. Проза Дмитрия Новикова в русле той замечательной школы литературного искусства, к которой принадлежат в первую очередь Иван Бунин и Юрий Казаков. Андрей Волос
10
Тема урока: «Реминисценции (воспоминание, напоминание через образы, мотивы, речевые обороты) из классической литературы в современной прозе.
Анализ рассказа Дмитрия Новикова «Кло».
Эпиграфы:
Счастье целого мира не стоит слезинки хотя бы одного замученного ребенка. Ф.М.Достоевский
Одному везде пустыня (надпись на перстне А.П.Чехова)
… чувства добрые я лирой пробуждал… А.С.Пушкин
- Перескажите кратко сюжет рассказа.
Сюжет не играет главной роли, нет ярких, запоминающихся эпизодов, вместо этого – ощущения, полутона. Реалистичность описаний.
Основу повествования (исповеди) составляет описание чувств. Диалоги редки.
- На сколько частей условно можно разделить композицию?
До встречи с Кло и после. Мир бизнеса и мир людей в белых халатах.
- Почему повествование начинается с описания мира бизнеса?
Мир бизнеса, воплощающий наиболее ярко хищнические законы общества, изображён сатирически, как мир мнимой свободы и мнимой силы.
- Черты каких жанров можно найти в рассказе?
- Особенности стиля?
Патетичность
Притча
Самоирония: описание жизни до болезни
Сатира: образ врача, внешний мир…
Реализм
Игра со словом: «Ароматный Ломтик» – «ломтики ароматные»…
Парцелляция: «А больше всего мне радостно, что сумел рассказать о девочке, которую никто никогда не любил. Никто, до нашей встречи».
Термины: нефрит – воспаление почек, уремическая кровь, эритроцитная взвесь - составная часть крови,  реципиент, анестезия…
11
Главные герои
- Составить сравнительную табличку:
Кло                        Виктор
сирота                   бизнесмен
донор,  №555/6     пациент клиники
живая,                   мнимая власть и сила
настоящая             Печорин, Базаров
Герой-богач сопоставляется с сиротой, девочкой-клоном, донором для богатых больных.
Ароматный Ломтик – ломтики ароматные - доктор        
 «И сутулость эта смешная, и ноги-палочки с большими бамбуковыми коленками, и кисти рук, слишком большие для маленьких запястий…»
- Образ рассказчика? Особенности повествования?
12
Реминисценции
- Вспомните похожие образы, мотивы в классической  литературе.
   Ф.М.Достоевский                                    А.П.Чехов
роман «Преступление и наказание»        рассказ «Ионыч»
-          детская тема                                     - тема гибели души
                                                          - власть денег
                                                         - утрата человечности
«Вдруг тоненькие, как спички, руки её обхватили его крепко-крепко, голова склонилась к его плечу, и девочка тихо заплакала, прижимаясь лицом к нему всё крепче и крепче».
«    Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико…голубые глаза были такие ясные…   В лице её, да и во всей её фигуре, была сверх того одна особенная характерная черта: несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти ещё девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребёнком…»
«День да ночь – сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днём нажива, а вечером клуб, общество картёжников…»
- Какие проблемы затронуты в тексте?
Нравственная проблема
Социальная проблема
Психологическая проблема
  1. Проблема совести.
  2.  Проблема выбора.
  3. Проблема гуманного отношения к людям.
  4. Проблема духовности. Что значит сегодня жить духовной жизнью?
Доверчивые глаза ребёнка, которые «что-то излучали, живость эту, любопытство, страх», пробудили совесть в душе главного героя, и он понимает, что нечестно, безнравственно, аморально решать свои проблемы за счёт других людей.
Бездушное, безжалостное  отношение к одиноким (больным) людям, к детям красноречиво свидетельствует о том, что человек до сих пор не воспринимается в нашем обществе как высшая ценность. Абсурдность ситуации , когда доктор не спасает, а убивает. (Социальная проблематика)
Духовность – это сила духа, активное стремление к добру, правде, красоте. Сила духа подменяется силой власти и денег. С пушкинским смирением герой принимает жизнь, уже ничего не требуя для себя.


------------------------------------------------------------------------
13
Т.Толстая. Соня
- Что известно об авторе?
Толстая Татьяна Никитична (р. 1951) родилась в Ленинграде, прозаик, эссеист, критик, во многом определившая литературное лицо 1990-х годов, единодушно признана одним их самых ярких авторов нового поколения. Внучка знаменитого советского писателя А. Н. Толстого и поэтессы Н. В. Крандиевской-Толстой. Дед по материнской линии - переводчик и поэт М. Л. Лозинский.
Окончила филологический факультет Ленинградского государственного университета, преподает в американском университете, ведет передачи на канале "Культура", "НТВ".
С 1983 года печатается в литературно-художественных журналах "Новый мир", "Октябрь".
Автор сборников произведений "На златом крыльце сидели...", "Любишь - не любишь", "Река Оккервиль", "День", "Ночь", "Не Кысь". В 2000 г. был опубликован роман "Кысь" (премия "Триумф" в 2001 г.), который стал современным бестселлером.
В одном из интервью Татьяна Толстая так сказала о своем писательском кредо: "... Написать надо так, чтобы читатель не чувствовал, что его считают невеждой. А кроме того, желательно посмешить".
Из российских писателей ей ближе М. Булгаков, А. Платонов, Ю. Олеша, из современников любит В. Пелевина и не любит В. Сорокина.
14
Маршрут: прощальное Николаево письмо Ады, неугасимое пламя высокого  чувства
Сони (цитаты из текста, вывод)
- Попробуйте прочитать рассказ так, словно это переписка двух людей: Ады (Николая) и Сони.
Тема: Смысл человеческой жизни в рассказе Т.Толстой «Соня».
Рассказ Татьяны Толстой «Соня» - это произведение современной литературы, которое поднимает важные нравственные проблемы.
15
прощальное Николаево письмо Ады
«по-змеиному элегантная»,
«счастьем этим  она была обязана всецело этой  змее Аде Адольфовне.  (Жаль, что вы ее не знали в молодости. Интересная женщина.)
«Ада была в своей  лучшей форме, хотя уже  и  не девочка, -- фигурка прелестная, лицо смуглое с темно-розовым румянцем, в теннис она первая,  на байдарке первая,  все ей смотрели в  рот».
«И две женщины на двух  концах  Ленинграда,  одна  со злобой, другая с любовью, строчили друг другу письма о  том, кого никогда не существовало».
- Кто главные герои рассказа?
В центре рассказа две женские судьбы, не эпизоды из жизни, а именно судьбы.
- Подготовьте рассказ о судьбах Сони и Ады. Сравните.
Судьба Ады:
·        чуть моложе Сони,
·        в 33 году она «в своей лучшей форме»: теннис, байдарки, поклонники, тут-то и придуман «адский планчик»
·        в 41 она тоже в блокадном Ленинграде, сын эвакуирован с детским садом,
·        баночка томатного сока спасает ей жизнь,
·        в 90-е годы Ада Адольфовна – парализованная старуха под девяносто.

Судьба Сони:
·        «в 41году ей должно было исполниться 40»
·        в 1930-е годы работает хранительницей в музее, знакомится с Адой и ее приятелями
·        в 33 году возникает ее эпистолярный роман с выдуманным Адой Николаем,
·        в 41 году остается в блокадном Ленинграде, отдав Николаю-Аде баночку томатного сока, гибнет, может, от голода, может, от бомбежки.
Временное пространство в рассказе организовано так точно и так плотно, что на четырех страницах Толстая смогла рассказать о судьбах двух женщин.
- Как живется Аде во время войны?
«Копала рвы», съела все, что можно было, отвезла в братскую могилу отца, потом брата.
- Почему этот рассказ не об Аде?
… потому что самое большое чудо в своей жизни – спасительную баночку сока блокадным декабрем – она не заслужила. И не заслужила не потому, что когда-то в 33 году придумала в наказание Соне эпистолярную любовь, Николая, а потому, что зимой 41 отреклась от нее: написала Соне, что «все ложь, что она всех ненавидит, что Соня – старая дура и лошадь, что ничего не было и что будьте вы все прокляты”. И обвинять-то ее в этом тяжело – “было не до любви” в декабре 1941 года. Но вот Соне же было до любви… Потому и рассказ о Соне.
16
неугасимое пламя высокого  чувства Сони
- Кто рассказывает эту историю?
Образ автора-повествователя. Его отношение к Соне и Аде. Автор старается не показывать личного отношения к происходящему. Героиня сквозит в повествовании. Но автор не равнодушен к своим героям, через отдельные слова, фразы становится понятно, что он жалеет их, маленьких и беспомощных перед лицом судьбы. Автор - ироничный свидетель происходящего.
Соня – четырежды будет сказано в тексте – «дура».
- В чем же проявляется ее «дурость»?
Медленно перестраивается, может зазеваться, наивна до непредсказуемости, сентиментальные стихи не вовремя, безобразно одевается. А внутренние качества? «истуканом сидела», «Сонины лошадиные черты», «Сонина  незаменимость  на  кухне   в   предпраздничной   суете,  и   швейные достоинства, и ее готовность погулять с  чужими детьми и даже посторожить их сон», «голова  как  у  лошади  Пржевальского  (подметил  Лев Адольфович), под  челюстью  огромный  висячий бант блузки торчит из  твердых створок костюма, и  рукава всегда слишком  длинные».
 «Она  любила детей,  это  ясно, и можно было  поехать в  отпуск, хоть  в  Кисловодск, и оставить на нее детей и квартиру … гуляли каждый день и даже ходили на экскурсию в  музей, где Соня служила каким-то  там научным  хранителем»
«чужие,  всегда сентиментальные  стихи,  не  вовремя срывавшиеся  с губ, как  бы  выплюнутые длинной  верхней  губой,  приоткрывавшей  длинные,  костяного цвета  зубы, и любовь  к  детям  - причем  к любым, - все  это  характеризует ее  вполне однозначно. Романтическое  существо»
«какая  скрытная оказалась,  а в письмах  горела неугасимым пламенем высокого  чувства,  обещала  Николаю  вечную  верность  и  сообщала  о  себе
все-превсе:  и  что  ей снится,  и какая  пичужка  где-то  там  прощебетала. Высылала в  конвертах  вагоны  сухих  цветов,  и на один из  Николаевых дней рождения послала ему,  отцепив от своего ужасного жакета,  свое единственное украшение:  белого  эмалевого голубка»
«Потом она напоила   его соком  с  ложечки,  подбросила книг в  печку благословила свою счастливую судьбу и ушла с ведром за водой, чтобы больше  никогда не вернуться- бомбили в тот день сильно».
- Найдите детали, определяющие время действия, детали портрета, определяющие образы двух героинь.
Голубок Сони – камея Ады
- Что позволяет увидеть в эмалевом голубке Сони символический образ?
 Эта брошка была ее единственным украшением, этот голубок был отправлен в письме на день рождения Николаю, даже Адой этот поступок был оценен: она не посмела прекратить надоевшую ей переписку. И, наконец, даже если письма Сонины сожжены, голубок сгореть не мог. Авторское безапелляционное объяснение: «Ведь голубков огонь не берет».  «Голубь» - «благая весть», благая весть о любви.
 Голубиная душа, как у И.И.Обломова: невинность, наивность. Библейское значение: голубок с оливковой ветвью – весть об окончании всемирного потопа. Брошка для Сони - это часть души, самый ценный предмет ее жизни.
Платье Ады Адольфовны тоже украшает брошка – большая камея, «на камее кто-то кого-то убивает: щиты, копья, враг изящно упал». Вот такие две разные брошки…
В символический образ превращается и еще одна деталь – баночка томатного сока, спасшая Николая-Аду. Самые главные мысли Толстая формулирует кратко, емко, афористично: «Сока там было ровно на одну жизнь».
Значение имени символично: Ада Адольфовна – от Адольфа Гитлера. Имя принесло ей, видимо, немало горя в годы войны.
- С помощью какого художественного приёма изображены героини рассказа?
Приём антитезы.
Символична брошка Ады («Большая камея приколота у горла, на камее кто-то кого-то убивает: щиты, копья, враг изящно упал»). За красивою внешностью скрывается «змеиная душа».
Образы Сони и Ады противоположны в рассказе.
В конце рассказа - Ада Адольфовна – 90 летняя парализованная старуха, она никому не нужна, она никем не любима.
- Что было самым чудесным в жизни Сони?
Ее эпистолярный роман с Николаем.
Соня заслужила счастье. И автор дарит Соне мечту, сказку. Вернее, Ада («И вот надо же – жизнь устраивает такие штуки! – счастьем этим она была обязана всецело этой змее Аде Адольфовне»).
Соня прожила свою жизнь счастливо, она осталась в памяти людей, спасла своего Николая от неминуемой смерти, ушла в небытие в самый счастливый момент своей жизни.
Мотив времени - один из основных мотивов рассказа: «Жил человек – и нет его»
- Смысл названия?
- Известные литературные тёзки?
Соня Мармеладова. Бескорыстие Сони, умение любить, готовность к самопожертвованию, детски наивная, чистая душа. Вспомним, что Достоевскому важно было, что «София» означает «премудрость». Не может не знать этого и Толстая, четырежды повторяющая, что Соня – «дурра». Премудрость – дурость? Может, именно этот оксюморон и должен помочь нам в художественном осмыслении вопросов жизни и смерти, смысла жизни, итога жизни?
 - Перечитайте внимательно начало рассказа. Чьи это слова? Как вы их поняли?
- Как вам кажется, в каких автор отношениях со временем? С помощью какого тропа это передано?
«Черная пасть телефонной трубки», «раскроется светлой фотографией солнечная комната», «просвечивают марлей спины сидящих» - метафоры
 - В финале рассказа кто просит Аду Адольфовну отдать Сонины письма?
Автор. Именно в начале рассказа и в финале повторяется фраза: «Жил человек – и нет его».
- Как же Толстая отвечает на вопрос, что остается после человека?
Имя-мудрость, имя-память остается, жизнь другого человека остается, и еще должен был остаться белый эмалевый голубок, брошка Сони («голубков огонь не берет»). Оказывается, все имело смысл. Финал рассказа звучит жизнеутверждающе.
- Какие пронзительные детали описания блокадной жизни Ленинграда?
 «сварила кожаные туфли», «пила горячий бульон из обоев», «Она отперла
двери большой отцовской квартиры, чтобы похоронной команде легче было войти…»
Именно в стиле и проявлялся индивидуальный творческий мир Татьяны Толстой. Её ранний постмодернизм умён и красив. Верлибр и точная психологическая картина. Изящная поэзия в прозе, весёлая сказка и реалистичная, едва не «осязательная» боль; фантастическая метафора и точная деталь; интересные повороты сюжетов, полифония  характеров и судеб – писательские драгоценности Татьяны Толстой, личные, личностные.
- И всё же почему письма Николая (Ады) осчастливили Соню?
- Предложить ученикам написать письмо себе через 10 лет, родителям, однокласснику… литературному герою.
- Учитель может прочитать какое-нибудь старое личное письмо (фрагмент). Мои ученики, например, очень любят слушать фрагменты адресованных мне писем ироничного рассказчика - жены лётчика, сражавшегося в небе Заполярья.

-------------------------------------------------------------------------
17
А.Иличевский. Воробей
Иличевский Александр родился в 1970 году в Сумгаите. Окончил Московский физико-технический институт, в 1991 — 1998 годах занимался научной работой в Израиле и Калифорнии. С 1998 года живет в Москве. Прозаик, поэт. Автор книг “Бутылка Клейна” (М., 2005), “Случай” (М., 2001) и др. В “Новом мире” печатается впервые.
В 2005 г. рассказ Александра Иличевского «Воробей» появился в толстом журнале и вскоре получил премию им. Юрия Казакова и премию «Нового мира». С тех пор Иличевский идет только вверх, бьет рекорды, покоряет труднодоступные пики. Три года подряд — финалист Большой книги. Серебряная медаль Бунинской премии и, наконец, «Букер-2007».
18
- Что вы слышали о Голодоморе на Украине?
Голодомо́р на Украине — массовый голод, охвативший всю территорию Украинской ССР в 1932—1933 годах и повлекший значительные человеческие жертвы.
Последние данные по точному количеству погибших (3 миллиона 941 тысяча человек) легли в обвинительную часть приговора Апелляционного суда города Киева от 13 января 2010 года по делу в отношении организаторов Голодомора: И. Сталина и других представителей власти СССР и УССР. Долгое время тема была запретной, и поставить вопрос об умышленности организации голода было невозможно.
В СССР тема Голодомора была поднята в середине «перестройки» - в к. 1980-х г. С середины 1990-х г. XX века слово «Голодомор» в значении «великий голод на Украине в 1932-1933 гг.» постепенно вошло в международные документы.
В государстве Украина установлена уголовная ответственность за отрицание Голодомора геноцидом украинского народа и в суде определены организаторы Голодомора: И. Сталин и другие представители власти СССР и УССР. Также высказывается мнение, что эти события являлись следствием проведения индустриализации, экономических реформ и неурожаев в конце 1920-х - начале 1930-х г. в СССР.
27 апреля 2010 года президент Украины В. Ф. Янукович заявил, что массовый голод в 1930-х годах нельзя считать геноцидом украинцев и что он был общей трагедией народов, входящих в СССР. Результатом таких противозаконных (на территории государства Украина отрицание Голодомора геноцидом украинского народа является уголовным преступлением) высказываний президента Украины стал судебный иск против В. Ф. Януковича, который был принят судом украинской юрисдикции к рассмотрению. Парламентская ассамблея Совета Европы не признала голодомор геноцидом, но на своем заседании 28 апреля 2010 года, своей резолюцией осудила организацию Советским режимом Голодомора на поприщах некоторых республик СССР как преступление против своих граждан и преступление против человечества.
19
Маршрут: особенности композиции и сюжета, образная система, проблематика, приметы времени, стиль
Проблема памяти в рассказе А.Иличевского «Воробей»
20
Особенности композиции и сюжета
- Почему повествование начинается с описания воробья, его гибели?
- Каким образом описание Ивана переплетается с описанием воробья?
 «На подоконник сел воробей, попрыгал…» Нет завязки сюжета, сразу развитие действия.
Дом – степь – сны – Астрахань -  Баку - склад на севере столицы, на улице Адмирала Макарова, близ окружной железной дороги - Велегож
Дом – степь
Образ реки. Это путь не только в пространстве,  но и во времени. Путь на юг - дорога в детство и вместе с тем - к смерти.
Реальность, воспоминания, сны
- Какую роль играют сны и воспоминания Кулюши?
- От чьего лица повествование?
21
Образная система
- Особенности изображения главных героев?
«Поползав от боли на четвереньках, легла на бок и притихла в обмороке — отдохнуть.
Безголовый воробей еще поерзал крылом, сократился, сдал еще две алые капли из соломинки гортани — и тоже затих, завалившись на бок».
- Тропы? Фигуры?
Синтаксический параллелизм. Схожесть судеб человека и пташки. Алогизм ситуации: убить, чтобы выжить.
Кулюша
Иван
Серёжа
Копылов
Автор
«Вечером Иван непривычно долго оставался в ветреной холодной темноте. Его раскачивало на ветке, болтало нещадно, еле хватало сил в лапках удержаться. Ветер ерошил насквозь перья, он прятал голову то под одно крыло, то под другое, дышал в кожу, чтоб обогреться дыханьем, но его так мотало на ветке, что приходилось откидывать для равновесия голову. Он изо всей силы хотел очнуться, вынырнуть, разодрать глаза на мать — без нее страшно, но вдруг ударил сильный порыв в спину, лапки разжались — и ледяная пустота накинулась и рассосала».
О  человеке, его мыслях, его впечатлениях и его одиночестве.  Повествование ведется от третьего лица, «родственное» отношение к этому третьему лицу автора чувствуется постоянно.
22
Стиль. Цветовые эпитеты
- Почему именно определениям-прилагательным автор уделил особое внимание?
- Особенности лексики?
Сочетание разговорной лексики со словами книжного стиля.
«позыркал, помотал башкой» -
«Безголовый воробей еще поерзал крылом, сократился, сдал еще две алые капли из соломинки гортани — и тоже затих, завалившись на бок» - жёсткость в описании.
«чёрная улица», «чёрная ладонь», «чёрный силуэт», «алая чернота», «чёрного» мужа, «комья чернозёма». «четыре чёрных зёрнышка»
«багровая степь»
«окровавленная ладонь», «окровавленное солнце»
«голубоватые кристаллы»
- Роль сравнений?
Неожиданные сравнения:
«ветер уходил за горизонт вслед за окровавленным солнцем, как мантия за царем-убийцей»
«Сны стали пустыми, будто убранное поле».
«Муж был ее кровом, она чуяла его там далеко, в земле, как лоза чует воду».
как барханные пески, облака
рыба, как храм в станице
рыба как символ другой жизни
просторные, как степь, рассказы
23
Историческая ситуация. Приметы времени
- Назовите детали, характеризующие время?
-                                    - телушка в подполье с вырезанным языком
-                                    - комсоды
- работа на солончаке
- завербовалась на заработки в Архангельск
- стройки великой пятилетки
- отделе кадров («Муж умер в голод». «Дура. Зашей себе рот».)
- стратегические зерновые запасы Москвы
-           эшелоны с зерном за границу в обмен на золото и промышленное оборудование
-           тайный склад под многочисленной  охраной НКВД
 «В ту зиму 1933 года у Акулины умерли муж, двое детей, мать, два брата».
продразверстку путает с хлебозаготовками – фактическая ошибка смысла не меняет.
«…будучи кумом колхозного секретаря, сумел уберечь в тайном подполе телушку. Чтоб не мычала, он вырезал ей язык и надрезал губы. Как раз в начале декабря она наконец стала давать молоко».
«Несколько месяцев она ходила со всеми на солончаки, собирала соль, несла ее на станцию, дожидалась астраханского поезда и часть меняла — по весу, один к одному — на рыбу».
завербовалась на заработки в Архангельск
«В Баку Кулюша определилась на одну из строек великой пятилетки: первого в стране завода по производству синтетического каучука. Когда записывалась в отделе кадров, продиктовала: “Муж умер в голод”. Кадровик побелел, откинулся, нагнулся и сквозь зубы сообщил: “Дура. Зашей себе рот”.
когда вся эта складская зона, построенная в самом начале тридцатых годов, еще служила хранилищем стратегических зерновых запасов Москвы.
Подводы с зерном из Ладовской Балки, Новоалександровки, Григорполисской станицы, со всего Ставрополья, с Кубани и Украины тянулись к железнодорожным станциям, грузились в эшелоны, которые частью шли за границу в обмен на золото и промышленное оборудование, частью в Москву — и зерно разгружалось именно здесь, на этом тайном складе, под многочисленной охраной НКВД.
24
Проблематика рассказа
-          проблема сострадания
-          проблема исторической памяти
-           проблема личности
-          проблема гибели души и её возрождения
«И кроме того, мне почему-то казалось, что, думая об Иване, я тем самым помогаю безутешной Кулюше просить у него прощения».
 «…и я стал потихоньку умирать от бесчувствия и покоя тоски.
А еще через год я надеюсь угостить Ивана лепешкой; небольшой, не больше просфоры».


Комментариев нет:

Отправить комментарий