Конспект
урока
по
литературе в 7 классе по былине «Садко»
Цель урока: проанализировать содержание былины и поразмышлять над её смыслом.
Тема урока: Виртуальная
прогулка по Новгороду и путешествие «по синю морю» с Садко
Форма урока: виртуальная экскурсия
Программа: презентация PowerPoint
Условные обозначения:
-
переход на следующий слайд
- кнопка возврата на маршрутный лист (слайд № 2)
- на слайде № 5 приём
Виртуальная прогулка
Ход урока
Слайд № 1
Титульный лист
Слайд № 2, 3 Маршрут
экскурсии
- Место действия в былине?
Какие ещё топонимы упоминаются?
Выбираем
маршрут. Класс делится на группы и в течение 15 минут самостоятельно работает с
текстом былины: первый ряд – Новгород, новгородцы, 2 ряд – Ильмень-озеро, 3 ряд
– сине море. Выбрать из текста былины ключевые слова, основные события,
связанные с топонимом. Отвечают учащиеся в соответствии с делением на группы,
одноклассники дополняют ответы. В течение урока составляем план былины, делая краткие записи по ходу урока. Тетради
сдаются в конце урока.
Слайд № 4 Географическая карта Руси в IX
веке (приём Интерактивная карта).
Приёмом Полилиния выделяются
Новгородская земля, Чёрное море и Балтийское море.
В былине подробно описаны речные
и морские пути. Новгородцы
имели выход к морю, и путешествия морские совершались ими часто. Садко на
кораблях по Волхову вышел в Ладожское озеро, а из него через Неву попал на
«сине море» (т.е. Балтийское), а оттуда неожиданно «воротил он в Золоту Орду».
Но Сине море на древнерусском Черным морем сейчас называется. География
древних русских былин отражает северочерноморское обитание предков русов.
Слайд № 5 Географическая карта Руси в XII веке
Приёмом Полилиния выделяются
Ладожское озеро, река Волхов, озеро Ильмень, Новгород
Слайд № 6
Приём Виртуальная прогулка. Великий Новгород. Кремль (старая часть города
и современный город)
Навигация по прозрачной стрелке
- Какую роль в истории
Руси сыграл Новгород?
Слайд № 7
«В славном Нове –
граде
Как был Садко-купец…»
Оказываемся в Новгороде.
Историческая
справка (сообщение учителя или заранее подготовленного ученика)
Прообразом былинного героя явился исторический Садко
Сытинец, о котором новгородская летопись 1167 г. сообщает, что он заложил
каменную церковь в честь святых Бориса и Глеба. Согласно другой версии, в
Новгородской летописи под 1167 г. упоминается некий Седко Сытинич, построивший
в Детинце церковь Бориса и Глеба, причем церковь он возвел будто бы в
благодарность за свое чудесное спасение на море.
Великий Новгород расположен на реке Волхов, недалеко от
озера Ильмень.
Это один из
древнейших и известнейших городов России, основанный в 859 году. В средние века
он был центром Новгородской земли, известным как «Господин Великий Новгород».
- Что узнаём о Садко из первой строфы былины? Почему Садко
назван «богатым гостем»?
- Какая сцена – завязка сюжета?
Слайд № 8
- Куда переносится действие былины?
-Какой фольклорный приём используется? (троекратный повтор)
Ильмень-озеро (приём
Интерактивная лента).
Сцена встречи Садко с царём морским (чтение эпизода).
Комментарий.
Новгородские бояре перестали звать Садко на пиры.
Обидевшись, он идет к Ильмень-озеру, садится на «бел-горюч камень» и начинает
играть в «гуселки яровчаты». Его игра понравилась Морскому царю.
- Что повелел делать царь?
Решил Морской царь помочь Садко, одарить его несметным
богатством. Велел ему побиться об заклад с купцами новгородскими, что поймает в
озере рыбу – золотое перо. Эту рыбу царь пошлет Садко в сети.
«И спорь, что в Ильмень – озере
Есть рыба – золоты перья…
Слайд № 9
Новгород
…Ударим -ка о велик заклад…»
- О каком закладе идёт
речь? Подберите современные синонимы к слову «заклад» в контексте былины.
Слайд № 10
Просмотр видеофрагмента.
- Насколько точно фильм отражает содержание былины? (по
мотивам)
- Сравните фильм и былину (три купца – один, морская
царевна, тема народа, всеобщее ликование…)
Чтение эпизода «Три купца повыкинулись…». Комментарий.
Слайд № 11, 12 «Зазвал к себе на почестен пир…»
Новгород (приём Листание)
- Что изменилось в жизни Садко?
«Побогаче меня
славный Новгород…»
Сцена пира. Прочитать диалог
Садко с купцами.
- Чем «похваляется» Садко?
- Почему не выиграл Садко спор с великим Новгородом?
- А в чем ему нет равных?
- Какой магией обладает искусство, в частности музыка? Кто
ей покоряется в былине?
Похвалился Садко скупить все товары в в Новгороде,
поспорил в богатстве с ним. Но спор проиграл: сколько он ни скупал товаров в
новгородских лавках, на утро в них появлялись привезенные со всей Руси все
новые и новые. И понял Садко, что не он купец богатый новгородский – побогаче
его славный Новгород. И если в начале былины народное сознание на стороне
бедного гусляра, то Садко-купец, возомнивший, что он богаче и сильнее целого
торгового города, лишен сочувствия народа. Былина заставляет его признать
победу Новгорода. В ней со всей определенностью выражена мысль о торговой мощи
великого города северной Руси.
Слайд № 13 «Тридцать кораблей, тридцать черленыих…»
- Как дальше развиваются события?
Ладожское озеро, река Волхов,
Нева-река, сине море.
Во второй части былины Садко, богатый купец, снаряжает
корабли и отправляется с товарищами торговать за море. Морской царь не пускает
Садко, требует от него выкуп. Сначала корабельщики пытаются откупиться бочкой
чистого серебра, красна золота, а волной все бьет, паруса рвет, а «корабли все
не идут с места на синем море». Садко догадывается, что царь Морской требует
«живой головы во сине море». Трижды кидают жребий, кому идти к Морскому царю. И
как Садко не ловчил, жребий пал на него. Взяв только гусли, Садко бросается в
морскую пучину.
- Что должно произойти по канонам фольклорного жанра, прежде
чем решится судьба героя? (испытание)
- Что берёт с собой Садко на дно морское?
Слайд № 14 «Проснулся
Садко во синем море…»
Сцена игры Садко на гуслях и пляски морского царя.
- Как Садко выдерживает испытание?
- В чём его былинная сила?
Изображение подводного царства в былине реально, пейзаж реалистичен.
Так же изображен и сам царь Морской. В былине дается лишь одна деталь его
портрета: «голова у царя, как куча сенная». Певцы пользуются приемом
гиперболизации: голова царя сравнивается с кучей сена, что указывает на
значительные ее размеры и вносит элемент комизма.
Былина о Садко — единственная во всем русском эпосе былина, где герой,
отправившись из дома, попадает в некий иной мир - в подводный. Он встречает там
— тоже единственный случай во всем русском эпосе — хозяина этой водяной стихии,
морского царя. Морской царь относится к герою отнюдь невраждебно.
Благодарный за потеху, Морской царь стал уговаривать
Садко жениться на одной из тридцати своих дочерей. А в это время в синем море
вода колеблется, разбиваются корабли, тонут люди праведные.
Православный человек в реальной действительности в
поисках избавления от несчастий всегда обращается к христианским святым, что
находит отражение и в былине: «стал народ молиться Миколе Можайскому». Микола –
покровитель всех мореплавателей и мореходов.
Слайд № 15, 16
«Как проснулся Садко во Нове – граде,
О реку Чернаву на
крутом кряжу…» (чтение фрагмента)
- Кто помогает Садко вернуться на
землю?
- Кем обернулась дочь
морского царя на новгородской земле?
- Кто и почему оказался
сильнее – морской царь или угодник божий Никола Можайский?
- Почему построил церковь во славу
святого?
- Какое значение имели на
Руси православные храмы?
Святой Микола учит гусляра, как ему вернуться в
Новгород. В невесты себе он должен выбрать последнюю дочь Морского царя – девушку
Чернавушку. Послушавшись мудрого совета, наутро Садко оказался на суше, а
девушка, которую он выбрал, оказалась новгородской рекой. В благодарность Садко
построил соборную церковь Миколы Можайского.
Слайд №
17, 18 Дифференцированное задание по группам или по рядам:
Заполнить самостоятельно таблицу «Реальность и фантастика в
былине»
Назовите художественные особенности былины, приведите
примеры.
- Кроме кинофильма, как ещё был востребован сюжет былины?
(опера Н. Римского-Корсакового «Садко», картины И.Репина)
Слайд № 19
- В чём смысл былины?
Сформулируйте основную мысль. (прославление Новгорода,
борьба купца с гусляром).
Слайд № 20
Сочинить былину о классе и
учителях, сохраняя художественные особенности (повторы, эпитеты, гиперболу).
Стилизация на новый лад.
Слайд № 21
Ресурсы:
Комментариев нет:
Отправить комментарий