Конспект урока по "Садко"

                                                   Конспект урока
по литературе в 7 классе по былине «Садко»
Цель урока: проанализировать содержание былины и поразмышлять над её смыслом.
Тема урока: Виртуальная прогулка по Новгороду и путешествие «по синю морю» с Садко
Форма урока: виртуальная экскурсия
Программа: презентация PowerPoint
Условные обозначения:
            -   переход на следующий слайд
 - кнопка возврата на маршрутный лист (слайд № 2)
- на слайде № 5 приём Виртуальная прогулка
                                             Ход урока
Слайд № 1 Титульный лист
Слайд № 2, 3      Маршрут экскурсии
- Место действия в былине?  Какие ещё топонимы упоминаются?
Выбираем маршрут.  Класс делится на группы и в течение 15 минут самостоятельно работает с текстом былины: первый ряд – Новгород, новгородцы, 2 ряд – Ильмень-озеро, 3 ряд – сине море. Выбрать из текста былины ключевые слова, основные события, связанные с топонимом. Отвечают учащиеся в соответствии с делением на группы, одноклассники дополняют ответы. В течение урока составляем план былины,  делая краткие записи по ходу урока. Тетради сдаются в конце урока.
Слайд № 4   Географическая карта Руси в IX  веке (приём Интерактивная карта).
Приёмом Полилиния выделяются Новгородская земля, Чёрное море и Балтийское море.
В былине подробно описаны речные и морские пути.   Новгородцы имели выход к морю, и путешествия морские совершались ими часто. Садко на кораблях по Волхову вышел в Ладожское озеро, а из него через Неву попал на «сине море» (т.е. Балтийское), а оттуда неожиданно «воротил он в Золоту Орду». Но Сине море на древнерусском Черным морем сейчас называется.  География древних русских былин отражает северочерноморское обитание предков русов.
    Слайд № 5 Географическая карта Руси в XII веке
Приёмом Полилиния выделяются Ладожское озеро, река Волхов, озеро Ильмень, Новгород
Слайд № 6
 Приём Виртуальная прогулка. Великий Новгород. Кремль (старая часть города и современный город)
Навигация  по прозрачной стрелке           
- Какую роль в истории Руси сыграл Новгород?
Слайд № 7
 «В славном Нове – граде
Как был Садко-купец…»
Оказываемся в Новгороде.
Историческая справка (сообщение учителя или заранее подготовленного ученика)
Прообразом былинного героя явился исторический Садко Сытинец, о котором новгородская летопись 1167 г. сообщает, что он заложил каменную церковь в честь святых Бориса и Глеба. Согласно другой версии, в Новгородской летописи под 1167 г. упоминается некий Седко Сытинич, построивший в Детинце церковь Бориса и Глеба, причем церковь он возвел будто бы в благодарность за свое чудесное спасение на море.
        Великий Новгород расположен на реке Волхов, недалеко от озера Ильмень.
  Это один из древнейших и известнейших городов России, основанный в 859 году. В средние века он был центром Новгородской земли, известным как «Господин Великий Новгород».
- Что узнаём о Садко из первой строфы былины? Почему Садко назван «богатым гостем»?
- Какая сцена – завязка сюжета?
Слайд № 8
- Куда переносится действие былины?
-Какой фольклорный приём используется? (троекратный повтор)
  Ильмень-озеро (приём Интерактивная лента).
Сцена встречи Садко с царём морским (чтение эпизода). Комментарий.
Новгородские бояре перестали звать Садко на пиры. Обидевшись, он идет к Ильмень-озеру, садится на «бел-горюч камень» и начинает играть в «гуселки яровчаты». Его игра понравилась Морскому царю.

 - Что повелел делать царь?
Решил Морской царь помочь Садко, одарить его несметным богатством. Велел ему побиться об заклад с купцами новгородскими, что поймает в озере рыбу – золотое перо. Эту рыбу царь пошлет Садко в сети.
«И спорь, что в Ильмень – озере
Есть рыба – золоты перья…
Слайд № 9
Новгород
…Ударим -ка о велик заклад…»
- О каком закладе идёт речь? Подберите современные синонимы к слову «заклад» в контексте былины.

Слайд № 10
Просмотр видеофрагмента.
- Насколько точно фильм отражает содержание былины? (по мотивам)
- Сравните фильм и былину (три купца – один, морская царевна, тема народа, всеобщее ликование…)
Чтение эпизода «Три купца повыкинулись…». Комментарий.
Слайд № 11, 12          «Зазвал к себе на почестен пир…»

Новгород (приём Листание)
- Что изменилось в жизни Садко?
 «Побогаче меня славный Новгород…»
Сцена пира. Прочитать диалог Садко с купцами.    
- Чем «похваляется» Садко?
- Почему не выиграл Садко спор с великим Новгородом?
- А в чем ему нет равных?
- Какой магией обладает искусство, в частности музыка? Кто ей покоряется в былине?
Похвалился Садко скупить все товары в в Новгороде, поспорил в богатстве с ним. Но спор проиграл: сколько он ни скупал товаров в новгородских лавках, на утро в них появлялись привезенные со всей Руси все новые и новые. И понял Садко, что не он купец богатый новгородский – побогаче его славный Новгород. И если в начале былины народное сознание на стороне бедного гусляра, то Садко-купец, возомнивший, что он богаче и сильнее целого торгового города, лишен сочувствия народа. Былина заставляет его признать победу Новгорода. В ней со всей определенностью выражена мысль о торговой мощи великого города северной Руси.

Слайд №  13    «Тридцать кораблей, тридцать черленыих…»
- Как дальше развиваются события?
Ладожское озеро, река Волхов, Нева-река, сине море.
Во второй части былины Садко, богатый купец, снаряжает корабли и отправляется с товарищами торговать за море. Морской царь не пускает Садко, требует от него выкуп. Сначала корабельщики пытаются откупиться бочкой чистого серебра, красна золота, а волной все бьет, паруса рвет, а «корабли все не идут с места на синем море». Садко догадывается, что царь Морской требует «живой головы во сине море». Трижды кидают жребий, кому идти к Морскому царю. И как Садко не ловчил, жребий пал на него. Взяв только гусли, Садко бросается в морскую пучину.

- Что должно произойти по канонам фольклорного жанра, прежде чем решится судьба героя? (испытание)
- Что берёт с собой Садко на дно морское?
Слайд №  14 «Проснулся Садко во синем море…»
Сцена игры Садко на гуслях и пляски морского царя.
- Как Садко выдерживает испытание?
- В чём его былинная сила?
       Изображение подводного царства в былине реально, пейзаж реалистичен.
Так же изображен и сам царь Морской. В былине дается лишь одна деталь его портрета: «голова у царя, как куча сенная». Певцы пользуются приемом гиперболизации: голова царя сравнивается с кучей сена, что указывает на значительные ее размеры и вносит элемент комизма. Былина о Садко — единственная во всем русском эпосе былина, где герой, отправившись из дома, попадает в некий иной мир - в подводный. Он встречает там — тоже единственный случай во всем русском эпосе — хозяина этой водяной стихии, морского царя. Морской царь относится к герою отнюдь невраждебно.
Благодарный за потеху, Морской царь стал уговаривать Садко жениться на одной из тридцати своих дочерей. А в это время в синем море вода колеблется, разбиваются корабли, тонут люди праведные.
Православный человек в реальной действительности в поисках избавления от несчастий всегда обращается к христианским святым, что находит отражение и в былине: «стал народ молиться Миколе Можайскому». Микола – покровитель всех мореплавателей и мореходов.
Слайд №  15, 16   «Как проснулся Садко во Нове – граде,
О реку Чернаву на  крутом кряжу…» (чтение фрагмента)
- Кто помогает Садко вернуться на землю?
- Кем обернулась дочь морского царя на новгородской земле?
- Кто и почему оказался сильнее – морской царь или угодник божий Никола Можайский?
- Почему построил церковь во славу святого?
- Какое значение имели на Руси православные храмы?
Святой Микола учит гусляра, как ему вернуться в Новгород. В невесты себе он должен выбрать последнюю дочь Морского царя – девушку Чернавушку. Послушавшись мудрого совета, наутро Садко оказался на суше, а девушка, которую он выбрал, оказалась новгородской рекой. В благодарность Садко построил соборную церковь Миколы Можайского.
 Слайд  №   17, 18 Дифференцированное задание по группам или по рядам:
Заполнить самостоятельно таблицу «Реальность и фантастика в былине»
Назовите художественные особенности былины, приведите примеры.
- Кроме кинофильма, как ещё был востребован сюжет былины? (опера Н. Римского-Корсакового «Садко», картины И.Репина)
Слайд  №   19
- В чём смысл былины? Сформулируйте основную мысль. (прославление Новгорода,
борьба купца с гусляром).
Слайд  №   20
 Сочинить былину о классе и учителях, сохраняя художественные особенности (повторы, эпитеты, гиперболу). Стилизация на новый лад.
Слайд  №   21
Ресурсы:



Комментариев нет:

Отправить комментарий