Сочинение по тексту В.Солоухина

Текст 
      (1)Каждый день перепрыскивали дожди. (2)В конце концов земля так напиталась водой, что не брала в себя больше ни капли влаги. (3)Вот почему, когда образовалась в небе широкая, тёмная прореха и оттуда хлынула обильная, по-летнему тёплая вода, наша тихая мирная речка сразу начала вздуваться и пухнуть. (4)По каждому оврагу, по каждой канаве наперегонки, перепрыгивая через корни деревьев, через камни, мчались ручьи, словно у них была единственная задача – как можно быстрее домчаться до речки и принять посильное участие в её разгуле.
(5)Я пошёл вдоль по берегу, не думая ни о чём, любуясь воистину необыкновенным зрелищем. (6)Никогда, при самом дружном таянии самых глубоких снегов, не было на нашей реке такого разлива, такого водополья, как теперь. (7)Высокие ольховые кусты теперь выглядывали из воды одними макушками.
     (8)До моего слуха стал доноситься однообразный слабенький писк, настолько слабенький, что сначала я хоть и слышал его, но как-то не обращал внимания, как-то он не мог «допищаться» до меня. (9)Может быть, спутывался сначала с писком и щебетанием птиц, а потом уж и выделился, чтобы завладеть вниманием.
    (10)Сделав несколько шагов по берегу, я прислушался ещё раз и тут увидел у носка моего самому мне показавшегося огромным резинового сапога крохотную ямочку, оставленную некогда коровьим копытом.
(11)В ямке, сбившись в клубочек, барахтались крохотные существа, беспомощные, как все детёныши. (12)Детёныши были величиной со взрослых мышей или, лучше сказать, с кротов, потому что больше походили на них окраской своих мокреньких шубок. (13)Их копошилось штук шесть, причём каждый старался занять верх, так что они вслепую всё время перемешивались клубочком, попирая и топча наиболее слабеньких.
    (14)Мне захотелось узнать, чьи это детёныши, и я стал оглядываться. (15)Из-за верхушки ольхи, судорожно, непрерывно загребая лапками, чтобы удержаться на одном месте (течение сносило её), глядела на меня своими чёрными бусинками выхухоль. (16)Встретившись со мной глазами, она быстро, испуганно поплыла в сторону, но невидимая связь с коровьим копытцем держала её, как на нитке. (17)Поэтому поплыла выхухоль не вдаль, а по кругу. (18)Она вернулась к ольховому кусту и снова стала глядеть на меня, без устали гребя на одном месте.
(19)Выхухоль держалась на воде метрах в двух от меня, что невероятно для этого крайне осторожного, крайне пугливого зверька. (20)Это был героизм, это было самопожертвование матери, но иначе не могло и быть: ведь детёныши кричали так тревожно и так призывно!
    (21)Я наконец ушёл, чтобы не мешать матери делать своё извечное дело – спасать своих детей. (22)Поддавшись невольной сентиментальности, я думал о том, что у меня тоже есть дети. (23)Я старался вообразить бедствие, которое по масштабу, по неожиданности, по разгулу и ужасу было бы для нас как этот паводок для бедной семьи зверушек, когда пришлось бы точно так же тащить детей в одно, в другое, в третье место, а они гибли бы в пути от холода и от борьбы за существование, и кричали бы, и звали бы меня, а я не имел бы возможности к ним приблизиться.
   (24)Перебрав всё, что подсказывало воображение, я остановился на самом страшном человеческом бедствии. (25)Название ему – война.
    (26)Дождь усиливался с минуты на минуту, он больно сёк меня по лицу и рукам. (27)На землю спустилась чёрная, ненастная ночь. (28)В реке по-прежнему прибывала вода. (29)В небе, выше дождя, превыше ночной темноты, так, что едва доносился звук, неизвестно куда и неизвестно откуда летели птицы, созданные из огня и металла. (30)Если бы они и могли теперь взглянуть со своей высоты на землю и на меня, идущего по ней, то я им показался бы куда мельче, куда микроскопичнее, чем полчаса назад казались мне слепые, озябшие детёныши выхухоли, лежащие на самом краю земли и стихии. (По В.А. Солоухину)
Сочинение
       В чём проявляется любовь матери к своим детям?  Готова ли она пожертвовать собой ради ребёнка? Именно над этими вопросами размышляет в своём тексте В.А.Солоухин, предлагая задуматься над проблемой материнской любви.
       Рассуждая над этой важной проблемой, автор описывает летний паводок и беспомощных детёнышей выхухоли, попавших в беду, а также их мать. В.Солоухин подчёркивает, что самка выхухоли является «крайне осторожным, крайне пугливым зверьком». Автор убеждает в бесстрашии самки, которая при виде человека не уплыла, а пыталась бороться с сильным течением и не бросила своих детёнышей.
Писатель пытается донести до читателей мысль о том, что извечное дело матери – спасать своих детей. В.Солоухин вспоминает собственных детей и задумывается о том, что только война в человеческой жизни может сравниться с паводком для детенышей выхухоли. Автор понимает состояние самки выхухоля, разделяет ее чувства и искренне восхищается поведением обычно осторожного и пугливого зверька.
       Позиция автора ясна: "Это был героизм, это было самопожертвование матери…" Любовь выхухоли проявляется в стремлении ценой собственной жизни защитить детёнышей от опасности.
      С позицией автора нельзя не согласиться. Настоящая мать становится бесстрашной, если её детям грозит беда. Чтобы убедиться в этом, вспомним произведение Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», в котором тоже поднимается проблема материнства как подвига. Главная героиня поэмы Матрёна Тимофеевна приняла на себя наказание за своего сына, когда он не уберёг овцу и пожалел голодную волчицу.
        Другой пример проявления материнской любви можно привести из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Мать Раскольникова настолько сильно любит своего сына, что готова пожертвовать ради его счастья счастьем дочери Дуни. Материнским сердцем героиня чувствует беду, случившуюся с сыном, очень тяжело переживает, умирает от горя.
        Итак, истинная материнская любовь сильнее страха смерти. Если детям угрожает опасность, мать готова пожертвовать всем, что у неё есть, даже собственной жизнью.

           Как в экстремальной ситуации проявляется родительская любовь? Насколько сильной может быть любовь матери? Именно проблему родительской любви затрагивает в своём тексте В.Солоухин.                                                                                                                                      Автор раскрывает проблему на примере случая во время паводка, который обернулся бедствием для «бедной семьи зверушек». В.Солоухин обращает внимание на действия выхухоли, которая ради спасения детей приблизилась к человеку, «что невероятно для этого крайне осторожного…» Подробное описание паводка, детёнышей («беспомощные», «барахтались») и их матери («течение сносило её») помогает представить трагичность происходящего. Рассуждая над проблемой, автор сопоставляет поведение выхухоли с поведением человека в подобной ситуации, вспоминает войну, боль родителей и их детей.             Авторская позиция ясна: «Это был героизм, это было самопожертвование матери…»

Комментариев нет:

Отправить комментарий