четверг, 1 апреля 2021 г.

Генрих Бёлль. Групповой портрет с дамой

  "На третьем снимке запечатлен советский русский по имени Борис Львович Колтовский; он не улыбается; сам снимок представляет собой сильно увеличенную и благодаря этому уже похожую на графику фотокарточку паспортного формата, сделанную любителем в Москве в 1941 году. Со снимка смотрит бледный серьезный юноша... 
   На шестом фото запечатлен сын Лени, Лев. Хотя снят он в том же возрасте, что и Э., Г. и Б., он кажется моложе их всех; вероятно, это объясняется лучшим качеством фотоматериалов в 1965 году, когда был сделан снимок, чем в 1939-м и 1941-м".
  Лени - главная героиня книги, и о чём или о ком ни говорил бы с читателями автор, он возвращается к Лени. И, конечно, этот роман о Германии, немцах, русских, нацизме... о жизни во время войны.
  Генрих Бёлль, лауреат Нобелевской премии по литературе, во время Второй мировой войны участвовал в боях на Украине и в Крыму, пытался уклониться от службы, был в лагере для военнопленных во Франции... писал книги о бессмысленности войны, о жестокости и человечности.
  В фильме 1977 года (Франция, Германия) по роману Г.Бёлля немецкая актриса Роми Шнайдер исполнила главную роль, предстала как действующее лицо, притом что в книге образ Лени складывается исключительно из рассказов о ней, в чём и заключается своеобразие композиции: "Кроме упомянутых имеется еще несколько свидетелей, – может быть, не менее важных: ученый-славист доктор Шольсдорф, вошедший в жизнь Лени в результате сплетения или сложного переплетения обстоятельств..."  И это в то время как в книге отличительной чертой Лени является её удивительная немногословность, молчаливость. Но сюжет фильма отражает основные события романа, читать который достаточно сложно из-за высокой плотности текста, авторских отступлений, примечаний и порой просто абсурдных в своём натурализме подробностей.
   Начинается история с конца: "Зовут эту женщину Лени Пфайфер, в девичестве – Груйтен; в течение тридцати двух лет – естественно, с перерывами – она была винтиком того странного механизма, который называют трудовым процессом: работала пять лет – без специального образования – помощницей в конторе своего отца и двадцать семь – простой работницей в садоводстве".
    Лени любит танцевать, играет мелодии Шуберта на пианино, по утрам предпочитает свежие булочки, ничего не смыслит в практической стороне жизни... Кажется, и спустя 30 лет Лени не изменяет себе, своим привычкам, не лицемерит, у одних людей она вызывает ненависть, у других - восхищение. Это повествование о жизни Лени во время войны, первом, потом втором замужестве, рождении сына и любви к русскому военнопленному, с которым познакомилась за изготовлением похоронных венков и ради которого героиня пересекает границы, пока не узнаёт о гибели Бориса в лагере от несчастного случая на шахте. Роковое стечение обстоятельств в жизни Лени, как и в жизни любого человека.
  "И тут Лени вдруг произнесла как бы про себя:"Нужно и впредь стараться ехать в земной карете, запряжённой небесными конями". Возможно, в этой аллюзии и кроется загадка внутреннего мира героини, такой обыкновенной фройляйн и одновременно незаурядной дамы.

2 комментария:

  1. Лариса Евгеньевна, спасибо за интересный отзыв! Участвуйте в читательском марафоне Ольги Николаевны. Осталось 2 месяца. Тема апреля: "Магия чисел". В названии книги должна быть цифра (т.е. количественные или порядковые числительные).

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Ирина, постараюсь не пропустить.

    ОтветитьУдалить