воскресенье, 10 января 2021 г.

Фредрик Бакман. Вторая жизнь Уве

"– Чего вам? – повторяет он вопрос.
Она приосанивается, складывает руки на пузе.
– Мы пришли знакомиться, мы же теперь соседи, – улыбается ему.
Уве коротко и твердо кивает:
– А! Ну, будьте здоровы! – и хочет уйти.
Она придерживает дверь.– А еще хотим поблагодарить, что помогли с прицепом. Так выручили, так выручили!
Уве хрюкает. Нехотя остается в дверях.
– Да чего там, не стоит благодарности.
– Стоит, стоит, – возражает соседка.
Уве, явно польщенный, смотрит на увальня:
– Я к тому: чего тут благодарить, когда взрослый мужик не может управиться с прицепом.
Увалень глядит, словно гадая: оскорбили его или нет. Пусть гадает, решает Уве. Снова хочет закрыть дверь".
   Как и в рассказе А.Волоса "Калитка", в романе шведского писателя Ф.Бакмана на первом плане - одиночество героя после смерти жены, нежелание мириться с новым образом жизни. Несмотря на ворчливый и раздражительный характер нелюдимого Уве, давно так не смеялась, читая книгу.
   Драматичный настрой героя оборвать свою жизнь встречает зримую преграду в виде новых соседей. С повреждённого почтового ящика начинается вторая жизнь Уве, история дружбы и общения, что наполняет мир Уве смыслом и упорядочивает жизнь окружающих его людей, которые, оказывается, так нуждаются в сердитом соседе.
   Мигрантка Парванэ с мужем Патриком и двумя дочками открыто вторгаются в жизнь соседа, интуитивно чувствуя его опасное одиночество, скрытую доброту и широту души, а также несомненное остроумие, вызывающее смех сквозь слёзы.
"– А что вы делаете?
Уве в ответ глядит на увальня так, как глядел бы любой человек с дрелью в руке, у которого спросили: «А что вы делаете?»
– Сверлю.
Глянув на увальня, Парване закатывает глаза. За такое Уве мог бы даже слегка зауважать ее, если бы не пузо – красноречивое свидетельство того, что баба совершенно добровольно вынашивает третью по счету генную модификацию этого олуха.
– А, – кивает увалень.
Снова заглядывает внутрь и видит, что полы в гостиной аккуратно застелены пленкой. Вдруг оживает, с улыбкой подмигивает Уве:
– А такое чувство, будто замышляете убийство".
   Есть и другие соседи, например, толстяк Йими, которого когда-то Увэ защищал от пьяного отчима, Андерс, с женой (бледная немочь, как называл её Уве про себя и не менее резко вслух) которого Уве постоянно бранился. Оказывается, всем понадобится помощь главного героя.
  Наряду с главной сюжетной линией - повествование о жизни Уве, взаимодействии с соседями - немалое место в романе занимают воспоминания героя о юности, постигших его неудачах и о жене, благодаря которой раскрывается образ Уве. "Кого-кого, а меня ты не проведешь, мой милый, – игриво улыбнулась она, забираясь к нему в охапку. – Ты тоже танцуешь, Уве, но внутри себя, когда никто не видит. Вот за это я тебя и люблю. Хочешь ты или нет".
  Фильм по роману, кстати, понравился меньше, чем книга.

6 комментариев:

  1. Здравствуйте, Лариса Евгеньевна!
    Как я люблю "Уве" и Бакмана вообще.
    В этом году продолжу чтение книг шведского писателя ))
    Ваш отзыв заношу в подборку. И он - 21-ый.
    По условиям марафона в январе, тему февраля объявляет участник, написавший отзыв 21-м.
    Прошу Вас подумать над темой февраля и сообщить мне по электронной почте: ron76@mail.ru. Прошу Вас не разглашать тему ))
    Жду!

    ОтветитьУдалить
  2. О, Ольга Николаевна, вы меня озадачили!

    ОтветитьУдалить
  3. Я просто обожаю Уве! Еще у Бакмана читала "Бабушка велела кланяться...".

    ОтветитьУдалить
  4. У меня в планах этот автор! Купила "Вторую жизнь Уве", "Здесь была Брит-Мари", "Бабушка велела кланяться..." и "Медвежий угол". Короче, планирую полное и глубокое знакомство с автором)))

    ОтветитьУдалить
  5. Елизавета, поддерживаю, тоже в планах.

    ОтветитьУдалить