вторник, 10 марта 2020 г.

М.Цветаева, Р.Рождественский. Стихи о бабушке

Марина Цветаева. Бабушке
Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы…
Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы?
Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли…
По сторонам ледяного лица
Локоны, в виде спирали.

Темный, прямой и взыскательный взгляд.
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?

Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей — сколько? —
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!

День был невинен, и ветер был свеж.
Темные звезды погасли.
— Бабушка! — Этот жестокий мятеж
В сердце моем — не от вас ли?.. 1914 г.
Р.Рождественский. Моя бабушка
Со мною бабушка моя,
И значит, главный в доме — я,
Шкафы мне можно открывать,
Цветы кефиром поливать,
Играть подушкою в футбол
И полотенцем чистить пол.
Могу я есть руками торт,
Нарочно хлопать дверью!
А с мамой это не пройдет.
Я уже проверил.

  Стихотворения написаны в разное время, но объединены общей темой - образом родного человека. В произведении М.Цветаевой бабушка, величественная, загадочная, как будто отдалена от лирического героя временем, поэтому чувствуется отношение к ней отстранённое, уважительное. Образ бабушки в стихотворении Р.Рождественского создаётся из сопоставления с мамой, бабушка кажется доброй, мягкой, заботливой.

2 комментария: