суббота, 11 января 2020 г.

Арсений Тарковский. Пускай меня простит Винсент Ван-Гог...

Пускай меня простит Винсент Ван-Гог
За то, что я помочь ему не мог,

За то, что я травы ему под ноги
Не постелил на выжженной дороге,


За то, что я не развязал шнурков
Его крестьянских пыльных башмаков,

За то, что в зной не дал ему напиться,
Не помешал в больнице застрелиться.

Стою себе, а надо мной навис
Закрученный, как пламя, кипарис.

Лимоннный крон и темно-голубое, -
Без них не стал бы я самим собою;

Унизил бы я собственную речь,
Когда б чужую ношу сбросил с плеч.

А эта грубость ангела, с какою
Он свой мазок роднит с моей строкою,

Ведет и вас через его зрачок
Туда, где дышит звездами Ван-Гог. 1958


"Кипарисы были большие, могучие. Передний план заполняли низкие кусты ежевики. За деревьями проступали фиолетовые горы, виднелось зеленое и розовое небо с тонким серпом луны. Кусты ежевики на переднем плане Винсент написал жирными мазками, с искрой желтого, фиолетового и зеленого. Глядя на это полотно, он понял, что окончательно выкарабкался из бездны и опять стоит на твердой земле, обратив взор к солнцу".
   Как пишет Ирвинг Стоун в книге "Жажда жизни", Винсент Ван Гог во время пребывания в приюте Сен-Реми продолжал беспощадно работать и там нашёл живописный мотив с кипарисами, которые помогли художнику забыть пережитые страдания.
  В строчках стихотворения Арсения Тарковского прочитываются живописные источники поэтических образов, созвучных с сюжетом картины "Пшеничное поле с кипарисами" и другими полотнами.
   Преобладание ярко-жёлтого и синего цвета в палитре Ваг Гога характерно для его позднего, южного периода творчества, оказавшего сильное влияние на поэта. Экспрессивные мазки на холстах художника как дань импрессионизму и поиск себя. Творчество В. Ван Гога очень индивидуально, как  и поэзия А.Тарковского: труден жизненный путь на земле любого творца, гения, труженика, простого человека.

Комментариев нет:

Отправить комментарий