"...маленький Иоганн, ничего не ведающий, безмятежный... играет в игры под стать своим четырем с половиной годам...
Здесь нужна чистая, пылкая, непорочная, не знающая тревог и страха фантазия этих счастливых лет, когда еще ни сознание долга, ни сознание вины не посмели коснуться нас своей суровой рукой, когда мы вправе смотреть, слушать, смеяться, дивиться и мечтать без того, чтобы окружающий мир требовал от нас взамен служения ему, и когда те, кого мы безотчетно любим, еще не требуют от нас доказательств, что мы со временем будем добросовестно служить миру сему…"
Здесь нужна чистая, пылкая, непорочная, не знающая тревог и страха фантазия этих счастливых лет, когда еще ни сознание долга, ни сознание вины не посмели коснуться нас своей суровой рукой, когда мы вправе смотреть, слушать, смеяться, дивиться и мечтать без того, чтобы окружающий мир требовал от нас взамен служения ему, и когда те, кого мы безотчетно любим, еще не требуют от нас доказательств, что мы со временем будем добросовестно служить миру сему…"
Германия. 1834 - 1875 гг. История гибели немецкой буржуазной семьи раскрыта в четырёх поколениях. На смену семейному благополучию в огромный роскошный дом сначала заглядывают неприятности одна за другой, потом поселяется трагедия, уносящая одного члена семьи за другим.
Несмотря на внушительный объём текста, не только с интересом следишь за развитием событий и судьбой главных героев, но и с удовольствием открываешь для себя образ жизни в доме на Менгштрассе и вчитываешься в размышления о музыке, детстве, религии, человеческих характерах... Роман, в основу сюжета которого положена история семьи самого автора, был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1929 году.
Томас - единственный из детей старшего Иоганна продолжает семейное дело, занимаясь коммерцией, возглавляет торговый дом «Иоганн Будденброк», избирается сенатором, но, несмотря на материальную состоятельность, постепенно утрачивает предприимчивость и сохраняет только внешний лоск. День празднования столетнего юбилея фирмы даётся Томасу с огромным трудом, владелец предчувствует её упадок. Он разочаровывается и в единственном своём ребёнке - сыне Иоганне (Ганне), который не оправдывает надежд отца на продолжение семейного дела и питает нежную любовь к музыке, подобно своей матери Герде, музыкально одарённой натуре и духовно чужой мужу.
"До сих пор игра Герды на скрипке в сочетании с ее удивительными глазами, которые он любил, с ее тяжелыми темно-рыжими волосами, со всей ее необычной внешностью, была для Томаса еще одним очарованием, еще одним признаком ее своеобразной сущности. Но теперь, когда он увидел, что музыка, эта непонятная ему страсть, с первых же лет жизни целиком завладела его сыном, он стал относиться к ней, как к некой враждебной силе, вставшей между ним и его ребенком, – ребенком, из которого он, несмотря ни на что, надеялся сделать настоящего Будденброка – сильного, практически мыслящего человека, с волей, устремленной к власти, к стяжанию".
Ещё в детском возрасте мальчик, последний представитель фамилии, сам того не ведая, проводит роковую черту под своим именем в семейном летописце.
"Маленькая Антония, хрупкая восьмилетняя девочка в платьице из легчайшего переливчатого шелка, чуть отвернув белокурую головку от лица деда и напряженно вглядываясь в пустоту серо-голубыми глазами..." Тони - ещё ребёнок, которому не ведомо, какая нелёгкая судьба её ждёт: два замужества и два развода, неудачный брак дочери... И при этом г-жа Антония всегда очень активная, деятельная и неунывающая, всей душой болеющая за свою семью.
Чего были всегда лишены Будденброки? Наверное, любви, неожиданной, искренней, возвышающей душу, а не приумножающей капитал, любви, не подчиняющейся рассудку. Ведь именно от такой любви и должны рождаться счастливые дети.
Здравствуйте, Лариса Евгеньевна!
ОтветитьУдалитьВ очередной раз убеждаюсь в бесценности Вашего блога!
Такие прекрасные добрые рассказы о книгах, что сразу хочется взять и прочитать.
"Будденброки" читала в этом году, очень впечатлилась.
ПРрактически всех членов семьи мне было жаль, даже в прекрасные эпизоды их жизни.
На протяжении всего романа чувствуется скрытое напряжение, что "вот-вот что-то произойдёт".
Хочу ещё раз перечитать.
Ирина, огромное спасибо за добрые слова! Меня тоже книга впечатлила, хочется ещё перечитать"Сагу о Форсайтах".
ОтветитьУдалить