пятница, 29 марта 2019 г.

Дэниел Киз. Цветы для Элджернона

"Я был настолько глуп, что даже не понимал, до чего я глуп. Людям становится очень весело, когда дурак делает что-нибудь не так, как они". "Цветы для Элджернона" Д. Киза входят в программу обязательного чтения в американских школах.
 Чарли Гордон, 32-летний умственно отсталый уборщик в хлебопекарне,  участвует в эксперименте по повышению интеллекта после успешной операции над мышью по кличке Элджернон. Чарли пишет отчёты о происходящем, которые очень сложно прочитываются учителем русского языка и литературы из-за многочисленных орфографических и пунктуационных ошибок. 
"Почему я до сих пор не замечал, как хороша Алиса Кинниан? У неё нежные карие глаза и волнистые каштановые волосы до плеч. Когда она улыбается, ее полные губы складываются колечком". Учительница из школы для умственно отсталых Алиса Кинниан сначала искренне радуется успехам Чарли, но затем начинает от него отдаляться: она уже не в состоянии его понять. 
"– Ты очень взволнован, Чарли.
– Я чувствую себя смешным.
– Я расстроила тебя своими разговорами, смутила тебя.
– Это не так. Меня тревожит, что я не всегда могу высказать то, что чувствую.
– Чувства – новость для тебя. Не все нужно… высказывать…"
В пекарне, где работает Чарли, его не готовы принять другим, как и рациональные предложения героя по экономии на производстве, что негативно отразится на рабочих.
" - Прости меня, Чарли.

– Куда же мне идти?
Он посмотрел на меня, в первый раз за время разговора.
– Ты прекрасно знаешь, что эта  работа тебе больше не нужна.
– Мистер Доннер, я не знаю никакой другой".
Но постепенно выясняется, что вслед за повышенным уровнем развития мозга регрессия неизбежна: Чарли, как и погибший мышонок, обречён на возвращение в исходное психическое состояние, о быстрой деградации он догадывается сам, пишет об этом профессору: "Решение пришло ко мне во сне. Озарение! Разрозненные кусочки сложились в единое целое, и я понял то, что должен был понять с самого начала. Хватит спать. Нужно вернуться в лабораторию и просчитать результаты на компьютере. В эксперименте была ошибка, и я нашел ее. Так что же будет со мной?"
Важно, что после операции отвернувшиеся от Чарли люди в пекарне теперь относятся к нему с добротой и жалостью. Они заступаются за Чарли, когда новый работник начинает издеваться над ним.
Эта книга вызывает много эмоций у молодого поколения, к судьбе Чарли проникаются сочувствием и любовью.

1 комментарий:

  1. Одна из моих любимых книжных историй... 30 апреля была на студенческой постановке — пластическом спектакле, созданном по мотивам этой книги. Впечатления не передаваемые, вспомнила всю книгу.

    ОтветитьУдалить