воскресенье, 1 апреля 2018 г.

Дж.Дирксен. Искусство обучать

В книге "Искусство обучать: как сделать любое обучение нескучным и эффективным"  практически все примеры приведены из бизнес-тренингов, но вполне срабатывают и в любой другой учебной деятельности. Кажется, излагаются прописные истины.
Со всеми доводами и заключениями, бесспорно, соглашаешься.  Вот некоторые выдержки из книги, текст которой сопровождается рисунками, картинками. 
роцесс обучения всегда требует практики и повторения... Мы знаем, что многократное повторение какой-либо идеи повышает вероятность ее запоминания (надолго). НО (и это большое «но») не стоит забывать, что в силу привыкания люди также начинают игнорировать повторяющиеся и однообразные элементы... 
    Если удается заинтересовать и привлечь внимание..., жить ...становится намного легче. Вспомните все случаи, когда вы получали удовольствие от процесса обучения. Наверняка в те моменты вы испытывали неподдельный интерес и искреннее любопытство...
    Истории вызывают эмоциональный отклик, который может помочь сформировать мнение и принять решение. Нужно стремиться к тому, чтобы слушатели не просто запоминали информацию – они должны уметь действовать на основе полученных знаний, и эмоциональный контекст помогает им это сделать.
Один из самых верных способов привлечь внимание... – удивить.
    Если на занятии, посвященном новой компьютерной системе, преподаватель говорит: «Итак, я начну с тридцати семи основных характеристик системы и расскажу о функциях каждой из них», какой будет ваша реакция: «Здорово! Давайте!» или «Пристрелите меня, пожалуйста…»? Но перед тем, как у вас появится возможность сказать хоть что-нибудь, преподаватель продолжит: «Шучу. Сегодня мы поговорим только о трех самых важных характеристиках. Все остальное вы можете найти в учебниках». Будете ли вы теперь более внимательно слушать рассказ об этих трех характеристиках?
  • Задавайте интересные вопросы. 
  • Попытайтесь заинтриговать слушателей.
  • Опускайте часть информации.
  • Не упрощайте слушателям жизнь.
  • Сотрудничество.

Занятия в группе требуют умения договариваться, оказывать поддержку, выполнять обязательства, а остальные особенности работы в группе также побуждают слушателей участвовать в процессе и быть внимательными.
  • Визуальные средства. 

Если у ваших слушателей есть немного знаний общего характера, а вам предстоит дать им большой объем информации, то наглядные материалы помогут построить несколько лишних полочек и дадут возможность структурировать получаемую информацию.

Резюме 
• Если вы хотите привлечь и удержать внимание слушателей, нужно обратиться к их эмоциональной, интуитивной стороне (слон), а также к сознательной и разумной (погонщик). • Привлечение внимания – не то же самое, что его удержание. Убедитесь, что ваше средство привлечения внимания имеет прямое отношение к изучаемому материалу, в противном случае оно будет отвлекать слушателей и скорее навредит обучению.
 • Среди возможных средств для привлечения внимания – истории, эмоциональный отклик, ощущение срочности, неожиданность и интересные загадки.
 • Социальное взаимодействие и визуальная информация всегда помогают привлечь и удержать внимание. 
• Такие методы, как соревнование и внешние награды, могут не только заинтересовать слушателей, но и с высокой долей вероятности отвлечь их внимание от реальной цели обучения и негативно отразиться на внутренней мотивации. Лучше избегать этих методов или использовать их с осторожностью. 
• Для того чтобы внутренние награды были эффективны, слушателю, как правило, нужно дать самостоятельность или право выбора.
Резюме
 • Вспоминайте полученные ранее знания и пользуйтесь техникой метапознания, чтобы тренировать память.
 • В процессе обучения необходима небольшая интрига. Простой пересказ информации слишком скучен, и вряд ли слушатели хорошо запомнят ее в таком виде. Зачастую нужно взаимодействовать с информацией, чтобы удержать ее в памяти. 
• Социальное взаимодействие – один из эффективных способов оживить процесс обучения. • Необходимый объем материала всегда меньше, чем вам кажется. Информация должна быть достаточной, но не излишне подробной, а также нужной для слушателей. 
• Начинать занятие с антипримеров – хороший способ профилактики ошибок в понимании материала.
 • В правильном процессе обучения у слушателей всегда возникает уверенность в себе и ощущение успешности («как будто именно они изобрели матанализ»). 
• Используйте модель CCAF (напомним: контекст, проблемы, учебная деятельность и обратная связь) для создания эффективного процесса обучения.Это похоже на поток 
Вспомните состояние, когда вы погружены в деятельность и не замечаете, что прошло несколько часов, хотя вам кажется, что вы начали только 15 минут назад. Такое состояние чешский психолог Михай Чиксентмихайи называет потоком, который характеризуется «радостью, творчеством и ощущением полной вовлеченности в жизненный процесс». Модель Чиксентмихайи включает в себя несколько аспектов, но один из основных принципов заключается в балансе между способностями и задачей. Если задача превосходит способности слушателя, то, скорее всего, она будет ему не под силу и вызовет только разочарование. А слишком простая задача покажется скучной. С другой стороны, чуть более сложная задача может принести пользу, а чуть более простая – стать хорошей возможностью для того, чтобы попрактиковаться в уже освоенных навыках. Балансирование на грани между задачей и способностями – один из базовых принципов потока. В идеале в учебном процессе необходимо добиться баланса между выполнением задачи и получением удовольствия от процесса".

Комментариев нет:

Отправить комментарий