14. Сочинение по тексту В.А. Сухомлинского

Текст
(1)Во внешней человеческой красоте воплощены наши представления об идеале прекрасного. (2)Внешняя красота – это не только антропологическое совершенство всех элементов тела, не только здоровье. (3)Это внутренняя одухотворённость: богатый мир мыслей и чувств, нравственного достоинства, уважение к людям и к себе. (4)Чем выше нравственное развитие и общий уровень духовной культуры человека, тем ярче отражается внутренний духовный мир во внешних чертах. (5)Это «свечение души», по выражению Гегеля, всё больше проявляется, понимается и чувствуется современным человеком. (6)Внутренняя красота отражается на внешнем облике.
     (7)Единство внутренней и внешней красоты – это эстетическое выражение нравственного достоинства человека. (8)Нет ничего зазорного в том, что человек стремится быть красивым. (9)Но, мне кажется, надо иметь моральное право на это желание. (10)Нравственность этого стремления определяется тем, в какой мере эта красота выражает творческую, деятельную сущность человека. (11)Ярче всего красота человека проявляется тогда, когда он занят любимой деятельностью, которая по своему характеру подчёркивает в нём что-то хорошее, свойственное его личности. (12)При этом его внешний облик озарён внутренним вдохновением. (13)Не случайно красоту дискобола Мирон воплотил в момент, когда напряжение внутренних духовных сил сочетается с напряжением сил физических, в этом сочетании – апофеоз красоты.
        (14)Внешняя красота имеет свои внутренние, нравственные истоки: любимое творчество делает человека красивым, преобразует черты лица – делает их тонкими, выразительными. (15)Красоту создаёт и тревога, забота – то, что обычно называют «муками творчества». (16)Как горе откладывает на лице неизгладимые морщины, так и творческие заботы являются самым тонким, самым искусным скульптором, делающим лицо красивым. (17)И наоборот, внутренняя пустота придаёт внешним чертам лица выражение тупого равнодушия.
      (18)Если внутреннее духовное богатство создаёт человеческую красоту, то бездеятельность (и тем более безнравственная деятельность) эту красоту губит. (19)Безнравственная деятельность уродует. (20)Привычка лгать, лицемерить, пустословить создаёт блуждающий взгляд: человек избегает смотреть в глаза другим людям; в его глазах трудно увидеть мысль, он прячет её. (21)Зависть, эгоизм, подозрительность, боязнь того, что «не оценят», – все эти чувства постепенно огрубляют черты лица, придают ему угрюмость, нелюдимость. (22)Быть самим собой, дорожить своим достоинством – это живая кровь подлинной человеческой красоты. (23)Идеал человеческой красоты – это ещё и идеал нравственности. (24)В конечном счёте единство физического, нравственного, эстетического совершенства – это и есть та гармония, о которой так много говорится.
Сочинение
     Что такое истинная красота? Как красота внешняя связана с внутренней одухотворённостью человека? Над этими вопросами заставляет задуматься в своём тексте В.А.Сухомлинский, раскрывая проблему восприятия красоты.
    Рассуждая над этой важной проблемой, автор затрагивает такое понятие как внутренняя красота человека и считает, что внешняя красота неизбежно связана с внутренним состоянием человека, его качествами, мыслями. Также Сухомлинский утверждает, что красота проявляется в человеке тогда, когда он занят любимой деятельностью, и эта деятельность должна подчёркивать в нём  что-то хорошее.
    Автор считает, что «внешняя красота имеет свои внутренние, нравственные истоки». Это значит, что красоту создают наши чувства, эмоции, «муки творчества». И, напротив, пустота, равнодушие и безнравственность только уродуют красоту, показывая внутреннюю пустоту человека.
     Позиция автора ясна: красота – это не только совершенство внешнего облика человека, но и внутренняя одухотворённость. Поистине красивым человека делает его внутренний мир.
     Нельзя не согласиться с автором в том, что «идеал человеческой красоты – это  ещё и идеал нравственности». .И в подтверждение этому есть много литературных примеров.
     Рассмотрим пример княжны Марьи из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир». Героиня произведения не славится внешней красотой, но её внутренняя чистота и светлость души составляют о ней впечатление как о прекрасном, достойном человеке. Особенно это подчёркивают её красивые «лучистые» глаза. Княжна Марья – пример того, что внутренняя полнота души красит человека.
     Также, размышляя об истинной красоте, хочется привести в пример Элизабет, главную героиню романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение». Лиззи отличается своим живым характером. Она дорожит близкими ей людьми, заботясь о них в трудные моменты. Также она рассудительна и умна. Внутренняя красота Элизабет делает её красивой и снаружи.
     Итак, внешняя и внутренняя красота связаны. Внешняя красота – это отражение внутреннего облика человека, его качеств, поступков, мыслей. Яна М.
Примеры ещё нескольких аргументов
     С автором нельзя не согласиться в том, что внешняя красота без внутренней красоты не сможет сделать человека поистине красивым. Чтобы убедиться в этом, вспомним роман Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея". Главный герой обладает невероятно привлекательной внешностью, но его аморальное поведение оставляет отпечаток каждого преступления на портрете. В итоге красивое лицо юноши на полотне становится лицом уродливого человека, что подтверждает мысли Сухомлинского о том, что безнравственная деятельность губит красоту. Хапонен С.
    Также вспомним Ионыча, персонажа одноименного рассказа А.П.Чехова. В этом произведении мы видим духовную деградацию личности главного героя и соответствующие изменения в его облике: по мере внутреннего увядания внешние черты Ионыча грубеют и искажаются. В то же время другой персонаж рассказа, Котик, обретает истинную красоту, когда её внутренний мир обогащается мысленно и чувственно.Так Чехов показал прямую зависимость внешней красоты от внутренней.



Комментариев нет:

Отправить комментарий