четверг, 15 июля 2021 г.

Леонид Андреев. Баргамот и Гараська

"Высокий, толстый, сильный, громогласный Баргамот составлял на полицейском горизонте видную фигуру и давно, конечно, достиг бы известных степеней, если бы душа его, сдавленная толстыми стенами, не была погружена в богатырский сон".
 И читатели с интересом, даже, кажется, с сопричастностью ко всему происходящему наблюдают, как пробуждается душа героя, несмотря на  комичность ситуации. Баргамоту стало стыдно: городовой - невольная причина страданий Гараськи, когда тот упал и разбил пасхальное яйцо, которым хотел похристосоваться. И Баргамоту стало жалко пьяницу, нарушителя спокойствия на Пушкарной улице, так что городовой вдруг приглашает несчастного на пасхальный ужин.
"— Кушайте, Герасим Андреич.Гараська старается проглотить, давится и, бросив ложку, падает головой на стол прямо на сальное пятно, только что им произведенное. Из груди его вырывается снова тот жалобный и грубый вой, который так смутил Баргамота. Детишки, уже переставшие было обращать внимание на гостя, бросают свои ложки и дискантом присоединяются к его тенору. Баргамот с растерянною и жалкою миной смотрит на жену.— Ну, чего вы, Герасим Андреич! Перестаньте, — успокаивает та беспокойного гостя.— По отчеству... Как родился, никто по отчеству... не называл..."
   Удивительный рассказ в идейно-художественном плане: это и ироничность повествования, и выразительность приёмов, будь то контраст, гипербола или смешение стилей. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий