Среди «Колымских рассказов» Варлама Шаламова есть рассказ «На представку», он начинается так:«Играли в карты у коногона Наумова». Это реминисценция "Пиковой дамы" А.С.Пушкина.
Как было отмечено Еленой Михайлик, эта фраза «задает интонацию, прокладывает ложный след - и одновременно придает рассказу объемность, вводит его в систему отсчета понятия исторического времени, ибо «мелкое ночное происшествие» в бараке коногонов предстает читателю как бы отражением, проекцией пушкинской трагедии. Шаламов использует классический сюжет как зонд - по степени и характеру повреждений читатель может судить о свойствах лагерной вселенной».
Мир обезличенного лагерного быта, где люди, подобно карточной масти, не различаются.
"– На представку, – заискивающе сказал он.
– Очень нужно, – живо сказал Севочка и протянул назад руку: тотчас же в руку была вложена зажженная махорочная папироса. Севочка глубоко затянулся и закашлялся. – Что мне твоя представка? Этапов новых нет – где возьмешь? У конвоя, что ли?
Согласие играть «на представку», в долг, было необязательным одолжением по закону, но Севочка не хотел обижать Наумова, лишать его последнего шанса на отыгрыш".
У Наумова появляется возможность отыграться, не имея ничего, отыграться, воспользовавшись чужими вещами - и участь жертвы решена, ведь сопротивление исключено, а человеческая жизнь ничего не стоит. Именно в этом и убеждается рассказчик, а вместе с ним и читатель.
Комментариев нет:
Отправить комментарий