пятница, 15 января 2021 г.

М.А.Булгаков. Дни Турбиных

 "Елена. Мы никакой телеграммы не получали.
Лариосик. Не получали? Боже мой! Простите меня, пожалуйста. Я думал, что меня ждут, и прямо, не раздеваясь... Извините... я, кажется, что-то раздавил... Я ужасный неудачник!
Алексей. Да вы, будьте добры, скажите, как ваша фамилия?
Лариосик. Ларион Ларионович Суржанский.
Елена. Да это Лариосик?! Наш кузен из Житомира?
Лариосик. Ну да.
Елена. И вы... к нам приехали?
Лариосик. Да. Но, видите ли, я думал, что вы меня ждете... Простите, пожалуйста, я наследил вам...
 Приезд наивного, нелепого в своей искренности Лариосика в охваченный войной Киев, усиливает трагичность происходящего комическими сценами, отражает нелепость действа на улицах города, в головах и вместе с тем сглаживает немного острые углы и повороты событий.
  В Булгакова влюбляешься раз и навсегда! 
  Пьеса "Дни Турбиных", написанная на основе романа "Белая гвардия", отражает события конца 1918 - начала 1919 годов в Киеве (побег гетмана при участии немцев, приход Петлюры и изгнание его из города большевиками, белое движение), была настолько талантливо экранизирована В.Басовым, что умиляешься, несмотря на хаос тех дней (Гражданская война) и личную трагедию семьи Турбиных. Возможно, такими и были они, аристократы духа, как благородный и решительный офицер Алексей Турбин, честные с собой и другими.
  Как же невероятно сложно было разобраться юнкерам, белым офицерам в происходящем, сделать нравственный выбор (Алексею Турбину это стоило жизни), принять новую жизнь или лишиться своей жизни. Но были и такие офицеры, аристократы, как Тальберг, муж Елены, карьерист, позорно сбегающий за границу (Елена. А что же будет с ними со всеми? 
Тальберг. Позволь тебя поблагодарить за то, что сравниваешь меня со всеми. Я не все.)
   Несмотря на залпы орудий, выстрелы, ранения и смерть, основные события в пьесе происходят в квартире Турбиных, в их доме, где всем вместе легче пережить гибель Алексея, предательство Тальберга. Декорации первого действия ("Квартира Турбиных. Вечер. В камине огонь. При открытии занавеса часы бьют девять раз и нежно играют менуэт Боккерини") сразу создают атмосферу уюта, спокойствия.
    Кремовые занавески, лампа под зелёным абажуром, часы, камин, самовар, и, конечно, золотая, рыжая Елена,  цветы, рояль... дом, где всегда рады друзьям, звучат песни. 
    Именно дом, семья, любящие люди и есть спасение от всех бед и потрясений.
"Лариосик. Многоуважаемый Алексей Васильевич... Не могу выразить, до чего мне у вас хорошо...
Алексей. Очень приятно.
Лариосик. Господа, кремовые шторы... за ними отдыхаешь душой... забываешь о всех ужасах гражданской войны. А ведь наши израненные души так жаждут покоя...
Мышлаевский. Вы, позвольте узнать, стихи сочиняете?
Лариосик. Я? Да... пишу.
Мышлаевский. Так. Извините, что я вас перебил. Продолжайте.
Лариосик. Пожалуйста... Кремовые шторы... Они отделяют нас от всего мира... Впрочем, я человек не военный... Эх!.. Налейте мне еще рюмочку.
Мышлаевский. Браво, Ларион! Ишь, хитрец, а говорил — не пьет. Симпатичный ты парень, Ларион, но речи произносишь, как глубокоуважаемый сапог.
Лариосик. Нет, не скажите, Виктор Викторович, я говорил речи и не однажды... в обществе сослуживцев моего покойного папы... в Житомире... Ну, там податные инспектора... Они меня тоже... ох как ругали!"
      Именно образ тихого, счастливого и гостеприимного дома, идея семьи противопоставлены в пьесе сумятице братоубийственной войны, отголоски которой были и будут, кажется, всегда. Но дом сближает, смягчает сердца, успокаивает мысли, хотя герои почти ожесточённо спорят о наболевшем: о гетмане с его укранизацией, большевиках, которые представляются страшнее, чем война и немцы, об офицерах - завсегдатаях кафе и, конечно, мысли о России.
"Мышлаевский. Алеша, командирчик ты мой! Артиллерийское у тебя сердце! Пью здоровье!Алексей. Дрогнуло, потому что на сто юнкеров — сто двадцать студентов, и держат они винтовку, как лопату. И вот вчера на плацу... Снег идет, туман вдали... Померещился мне, знаете ли, гроб...
Елена. Алеша, зачем ты говоришь такие мрачные вещи? Не смей!"
   Но не может не говорить: земля уходит из-под ног, плохие предчувствия более грозного времени не дают покоя. 
    Проходит некоторое время, два месяца. Боль немного притупилась с уходом Алексея, старшего брата. Но в доме по-прежнему порядок, спокойствие и новогодняя ёлка, так что Лариосик, с нежностью вспоминающий ёлку из детства, понимает, что в этом доме ему хорошо, гораздо лучше, чем в детстве. Шервинский объясняется в любви Елене. Мышлаевский иронизирует над Лариосиком, в руках которого всё превращается в осколки и в этом, как замечает герой, богоспасаемом доме. Диалоги про Петлюру, Деникина и большевиков и, конечно, воспоминания об Алёше, его правильных мыслях о генералах и далёком им народе.
"Лариосик. Я против ужасов гражданской войны. В сущности, зачем проливать кровь?"

1 комментарий: