ШМО учителей русского языка и литературы

Анализ работы МО учителей русского языка и литературы СОШ № 1 г.Сортавала за 2011-2012 учебный год.

Анализ работы
МО учителей русского языка и литературы за 2011-2012 учебный год
Руководитель МО – Савельева Л.Е.
     
В 2011-2012 учебном году учителя русского языка и литературы школы работал над темой: «Использование компьютерных   технологий  с целью повышения мотивации познавательной деятельности и положительного отношения к  учёбе».
Главная цель работы – «Повышение уровня компетентности педагогов в использовании современных методов обучения через повышение качества учебно-воспитательного процесса на основе изучения личности учащихся, формирование положительной мотивации учеников в области русского языка и литературы».
Вся работа, проводимая в 2011-2012 учебном году, была направлена на реализацию поставленных целей.

 Перед педагогами были поставлены следующие  задачи:
1.    Формирование учебной самостоятельности как умения учиться.
2.    Обеспечение эффективности и оперативного ознакомления с научно-методической информацией по предмету.
3.    Обеспечение усвоения учителями новых стандартов, подходов, требований к содержанию филологического образования. 
4.    Пропаганда современных образовательных технологий.
5.    Выявление, изучение и оценка результативности опыта; обобщение и распространение.
6.    Контроль за выполнением образовательных стандартов.
7.    Организация работы с одаренными учащимися; включение школьников в активную познавательную деятельность; организация олимпиад, конференций, конкурсов.
8.    Развитие форм самостоятельного и творческого мышления и интересов учащихся.
9.    Изучение эффективности деятельности МО.
10.  Поиск и организация взаимодействия с учреждениями социально-культурной сферы.
Для решения поставленных задач проведено пять плановых заседаний МО по тематике:

Заседание 1 (сентябрь):
1.  Анализ деятельности МО за прошлый учебный год.
2.   Анализ результатов итоговой аттестации в форме ЕГЭ, ГИА.
3.  Инновационные подходы к организации учебно-воспитательного процесса.
4.  Обсуждение и утверждение плана работы МО.
5.  Составление Рабочих программ по предмету.
Форма проведения: круглый стол. Савельева Л.Е. поделилась опытом работы в сети творческих учителей и представила ряд материалов.

Заседание 2 (ноябрь):
1.          Мониторинг качества образования как инструмент прогнозирования и развития школы.
2.           Анализ успеваемости учащихся  в первой четверти.
3.          Итоги входного контроля.
4.          Круглый стол «Стандарты нового поколения».
5.          Организация подготовки к школьным и районным олимпиадам.  
6.          Составление плана проведения Недели русского языка и литературы.
Форма проведения: семинар-практикум.

Заседание 3 (февраль):
1.          Активные и интерактивные методы и приёмы обучения на уроках русского языка и литературы.
2.    Анализ успеваемости учащихся в первом полугодии. Итоги полугодовых контрольных работ.
3.    Коррективы в работе МО (Емельянова Т.В.)
Форма проведения: обмен учителей передовым опытом.

Заседание 4 (май):
1.          Активизация мыслительной  деятельности учащихся на уроках  русского языка
2.    Роль и место учителя русского языка и литературы в реализации комплексного проекта модернизации образования в условиях ФГОС.
3.    Итоги государственной аттестации по предметам. Итоги работы МО.
4.    Отчёт о курсах повышения квалификации по ФГОС (Васильева С.И, Качинская О.Н., Панченко Л.В.)
5.    Планирование работы на новый учебный год.

     Направления  деятельности:
 -  повышение  квалификации  учителей
 - внедрение      в      учебно-воспитательный      процесс      современныхинформационно-коммуникационных технологий,  проектной и исследовательской деятельности учащихся
 - изучение состояния преподавания предметов
 - диагностика качества знаний учащихся
 - экспертиза     профессиональной     компетентности     учителей     приаттестации педагогических работников
 - обобщение и распространение передового педагогического опыта
 - организация участия учащихся в олимпиадах, конкурсах,
научно-практических   конференциях и т.д. районного, областного и
всероссийского уровня
         В 2011-2012 учебном году методическим объединением использовали более разнообразные формы проведения плановых заседаний, что позволило проводить заседания с большей активностью. Перед каждым заседанием учителям заранее был известен круг обсуждаемых проблем, поэтому заседания проходили в форме живого диалога.
         Каждый учитель работал индивидуально по темам самообразования.
                                           Темы самообразования.
ФИО
Тема

Балакирева И.В.
Развитие коммуникативной речевой культуры школьников на уроках русского языка.

Работа над проблемой осуществляется по 3 направлениям:
-овладение нормами литературного языка
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся
- развитие образцового и логического мышления.
Для успешной работы по этим направлениям использует различные продуктивные педагогические технологии:
- развитие критического мышления через чтение и письмо
- игровые технологии
- информационные технологии
Васильева С.И
Использование ИКТ на уроках литературы.

При использовании ИКТ реализует следующие задачи:
1) повышение интереса к учебным занятиям.
2) рост познавательной активности в процессе обучения.
3) изменение самооценки учащихся, повышение ее объективности.
Емельянова Т.В.
Лингвистический аспект при анализировании текста.
    Основной целью преподавания русского языка и литературы считает:
- интеллектуальное, нравственное развитие детей;
- развитие языковой способности учащихся как сферы свободного, авторского самовыражения.
Качинская О.Н.
Тесты как форма контроля знаний.

Актуальность темы вызвана материалами итоговой аттестации. Предупредительная работа с тестами, начиная с 5 – 6 классов даёт положительный результат, о чём свидетельствует результат ГИА.
Савельева Л.Е.
Функциональные возможности ЭОР в условиях учебного процесса.
Такие характеристика ЭОР как мобильность, наглядность, интерактивность способствуют более высокому уровню усвоения учебного материала.
Панченко Л.В.
Проблемные ситуации в изучении русского языка.

Осуществляла следующую деятельность:
- посещение семинара учителей в Державинском лицее « Современный урок».
- использование компьютерных технологий при подготовке и проведении уроков.
- именно проблемные ситуации на уроке способствуют развитию критического и логического мышления.
- разработка методики домашних заданий опережающего характера.
   Работа учителей носит практический характер, соотносится с общей методической темой школы и МО и направлена на совершенствование профессионального мастерства. Результатом деятельности становится развитие личности школьников. Но пока недостаточно осуществляется на практике обмен опытом между коллегами.
    В целях самообразования учителя: Васильева С.И. Емельянова Т.В., Савельева Л.Е. -  приняли участие в поездке в Рабочеостровскую школу Кемского района в рамках работы Ассоциации учителей Республики Карелия, посетили ряд уроков, семинары.

Учебная нагрузка педагогов.
Ф.И.О.


Балакирева И.В.
7 «В»
8 «Б»
10 «А»
Васильева С.И.
6 «А»
7 «А»
11 «Б»
Емельянова Т.В.
8 «А»
10«Б»

Качинская О.Н.
7 «Б»
9 «Б»
5 «В»
Савельева Л.Е.
8 «В»
11 «А»
5 «А», 5 «Б»
Панченко Л.В.
6 «Б», 6 «В»
9 «В»


Учителя активно участвовали в работе педсоветов, семинаров, предметных неделях. В течение ноября была проведена школьная олимпиада. Как и в прошлом году, учителя провели отборочные туры в классе, а затем победители приглашались на школьную олимпиаду. Победители школьных олимпиад участвовали в районных олимпиадах, были награждены грамотами.
Регулярно проводили итоговые письменные работы, в рамках межсекционной работы МО обсуждали результаты орфографической и пунктуационной  грамотности учащихся, а также пути повышения развития навыков устной и письменной речи.
Учителя русского языка и литературы регулярно знакомились с новинками методической литературы для совершенствования своего мастерства через журналы «Русский язык в школе» (электронный вариант), «Литература в школе» и другие, через новинки методической литературы по данным предметам.
Изучали и обсуждали нормативные документы, связанные с преподаванием русского языка и литературы, проведением устных и письменных экзаменов, ведением кружковой и факультативной работы, элективных курсов.
Проверка качества знаний учащихся показала соответствие достигнутого уровня обученности учащихся требованиям подготовки.
В течение года учителя дали открытые уроки:
февраль
Качинская О.Н. Подготовка к ГИА по русскому языку.
март
Панченко Л.В. Подготовка к ГИА в рамках школьной программы.
апрель
Балакирева И.В. Подготовка к ГИА на уроке русского языка.
      Именно открытые уроки как обмен профессиональным опытом позволяет представить общую картину педагогического мастерства, устранить возможные недочёты и даёт возможность работать в сотрудничестве.
     На примере открытого урока Балакиревой И.В. видно, что 9 класс хорошо подготовлен, учащиеся настроены на серьёзную работу. Высокая работоспособность учеников была обеспечена за счёт рационального подбора заданий, сочетаний различных приёмов и методов проведения урока (наглядный, словесный, игровой, репродуктивный методы). Сочетание коммуникативного метода в сочетании с игровым привело к лёгкому усвоению материала.  Использование на уроке элементов ИКТ стимулировало интерес учащихся, положительно сказывалось на эффективности урока.
     На открытых уроках учителей учебный материал преподается в соответствии с содержанием стандарта, уровень сложности материала, подготовленного учителем, соответствует уровню сложности содержания в учебнике. Отчетливо прослеживается логичное построение содержания рассматриваемого материала: от простого к сложному. Учителями организована работа по формированию умений сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать материал. В течение уроков осуществлялась работа по развитию речи учащихся, навыков чтения. Обучающимся прививались навыки работы с книгой, со справочной литературой. На уроках велась работа по предупреждению и устранению речевых ошибок.
Членами МО проведены внеклассные мероприятия по предметам:
·       Традиционной для школы стала Неделя русского языка и литературы, в рамках которой были проведены мероприятия по параллелям: брейн-ринг для 5 и 6 классов, лингвистический турнир для 7 и 8 классов, морской бой для старших классов. Но на таких мероприятиях не продумана работа со слабоуспевающими учениками, о чём предстоит задуматься в следующем году.
·       Литературно – музыкальная гостиная «Осень». Музыка, видеоролик, чтение стихотворений учениками и сочинение стихотворений… Было не столько по-осеннему грустно, сколько уютно в атмосфере классики и творчества. Но хотелось бы видеть стихи учеников нашей школы на страницах газеты «Радуга», для чего нужен собственный корреспондент в новом году.
·       Литературная игра для 11 классов по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в стенах городской публичной библиотеки в сотрудничестве с библиотекарем Зайцевой Н.И. и …Н.Ю. Наградой лучшим участникам из обеих команд стал билет на спектакль московского театра по роману «М и М».
·       Литературная игра между 10 классами по литературе 2 половины 19 века в городской библиотеке.
·       Литературная игра для 10 «Б» класса по роману-эпопее «Война и мир» в библиотеке. В игре не принял участие 10 класс «А», т.к. именно программа гуманитарного 10 «Б» класса позволила более углублённо изучить роман.
·       Конкурс чтецов «Весна» (проза) для 5 – 7 классов. Ученики 5 классов, принявшие участие в районном конкурсе чтецов, не заявили  о себе, т.к. основным условием конкурса было чтение прозы, в силу этого в конце учебного года был проведён конкурс на чтение прозы. Результаты превзошли ожидания: проза Б.Пастернака, И.А.Бунина, М.Пришвина и др. писателей прозвучала ярко и поэтично.
·       Литературный клуб «Золотое перо» в 5 классах в рамках программы развития школы с отчётом о работе и планами на следующий учебный год. Но работа клуба не всегда хорошо освещалась. Планируем в новом учебном году расширить рамки работы клуба с учётом деятельности МО: это не только изучение теории литературы и развитие творческих возможностей участников клуба, но и, например, следующие планы и задачи:
1.            организация встреч с творческими людьми – поэтами или писателями Сортавала,
2.            организация и проведение  литературных гостиных,
3.            сотрудничество со СМИ  в форме публикаций лучших творческих работ…

Участие во внеклассной общешкольной работе позволяет сплотить коллектив учащихся школы, обменяться опытом, показать свои знания. Впервые приняли участие в олимпиаде по русскому языку «Олимпус», а также во всероссийской олимпиаде школьников.

ФИО учителя
Олимпиада
«Зимние
интеллектуальные
игры», «Русский медвежонок»
Районный конкурс творческих работ, конкурс чтецов
Балакирева И.В.
Чекеева О. – 1 место по русскому языку в школе, 3 - районе
Данилова Н. – 7 класс «В», русский язык, 1 место в школе
Данилова Н.,
7 класс – 1 место в районе
Данилова Н.,
7 класс – 1 место в конкурсе чтецов в школе
Васильева С.И.
Ковальчук И. – 6 класс «А», литература, русский язык, 1 место в школе
Кипрушёва П. – 2 место в районе по литературе

Кипрушёвы П. и О. – сочинение
Пышкин М. – 1 место в конкурсе чтецов в школе
Назаров Д. – 1 место в конкурсе чтецов в школе
Емельянова Т.В.
Михайлова Р. – 10 класс, литература, русский язык (1 место в школе, в районе)
Чабина А. – 1 место по русскому языку в школе, …
Хребтова С.– 8 класс «А», 1 место литература

Хохлова Н. -1 место в районном конкурсе чтецов
Качинская О.Н.
Чистякова О. – 1 место по литературе в школе
Евтюгина А. – 7 класс «Б», литература, 1 место


Савельева Л.Е.
Батракова К. – 11 класс, литература (1 место в школе, в районе, 3 место во всероссийской олимпиаде по литературе)
Титова К.– 5 класс «А», литература, 1 место в школе
Хапонен  С.- 5 класс «Б», русский язык, 1 место в школе
Батракова К. Плюхина М. – «Зимние игры», призёры Карелии

Равомянд Ю. – 1 место в конкурсе сочинений «Шаг к будущему»
Ракова К. – 3 место
Сергошко Г. – 3 место
Квасникова В. – 1 место в конкурсе чтецов в школе
Панченко Л.В.

Головина Л. – 1 место в районе в «Зимних играх»


Учителями используются следующие образовательные технологии:
·       Интерактивные технологии,
·       технология проблемного обучения,
·        личностно ориентированные технологии,
·       технология исследовательского обучения,
·       технология разноуровневого обучения,
·       игровая технология
Именно совокупность разных образовательных технологий, форм и методов позволяет каждому учителю добиваться высоких результатов в учебной деятельности. Но слабо развита индивидуальная или групповая научно-исследовательская деятельность учащихся, на школьной конференции были представлены ученические работы только под руководством учителей Васильевой С.И. и Савельевой Л.Е. Возможно, причина в учебном плане: в 10 – 11 классах ведётся ИД.

Повышение квалификации учителями:
Дистанционные курсы «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе» - региональный тьютор: проводила курсы  для учителей ОУ Республики Карелия
ГАОУ РК «ИПКРО»
курсы «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе»
Курсы повышения квалификации учителей 5 классов, приступающих к реализации ФГОС в 2012-2013
Курсы– онлайн по ФГОС
Савельева Л.Е.

Балакирева И.В.

Васильева С.И.
Качинская О.Н.
Панченко Л.В.

Савельева Л.Е.

Прошла успешно аттестацию на высшую категорию Васильева С.И., представив на экспертизу высокий результат своей педагогической деятельности.
За учебный год было выпущено под редакцией Балакиревой И.В. несколько номеров газеты «Шанс», иллюстрирующих насыщенную культурную жизнь школы.
С целью подготовки учащихся к предстоящим выпускным экзаменам были проведены несколько видов работ в 11-х и 9-х классах. Такая работа способствует как психологической подготовке к предстоящим испытаниям учеников и учителей, так и выявлению пробелов в знаниях учащихся.
Итоги ГИА по русскому языку в 9 классах являются результатом напряжённой работы учащихся совместно с учителем в течение всего учебного года и предыдущих лет. Итоги  ЕГЭ в 11-х классах,  как и итоги ГИА, будут темой первого методического заседания в следующем учебном году.
Подготовка к предстоящим выпускным экзаменам осуществлялась по  намеченному плану:
- изучение инструкций и нормативных документов к выпускным экзаменам в 11х, 9х классах;
- со 2 полугодия ведется повторение учебного материала, пройденного в предыдущих классах;
- подготовлены все экзаменационные материалы (билеты к устным экзаменам в 9 классе, практический материал); утверждены на заседании МО учителей русского языка и литературы;
- составлен график проведения консультаций и доведен до сведения учащихся.
Подводя итоги работы МО учителей русского языка и литературы, можно отметить, что в этом году она была чуть более успешной в плане количества открытых уроков   и продуктивной с точки зрения творческих и учебных итогов, что является следствием формирования положительной мотивации учащихся.          
Но есть еще проблемы, над которыми предстоит работать в будущем. Следует обратить внимание на такие проблемы:
- больше участвовать во всевозможных районных и  областных конкурсах сочинений, что развивает способности детей;
- подготовку чтецов сделать планомерной работой, отрабатывать сценическое мастерство способных детей;
- повышать успеваемость по русскому языку за счёт проведение различных внеклассных мероприятий, вызывая интерес к предмету;
- поддерживать тесную связь с библиотекой, проводить совместные мероприятия;
- уделять больше внимания дифференцированному обучению учащихся и работе в группах.










руководитель ШМО - Савельева Л.Е.            

1 комментарий:

  1. Здравствуйте, Лариса Евгеньевна! Приглашаю Вас в гости в мой блог "BERGAMOT" http://bergamotblog.blogspot.ru/
    Я тоже преподаватель русского языка и литературы. Надеюсь, что и у меня в блоге Вы найдете массу полезной информации!
    С уважением, Сазонова Анна Владимировна.

    ОтветитьУдалить